Не разбить бы перспективы

Источник материала:  

Строительство завода по сортировке стеклобоя может повлечь за собой ужесточение санкций по отношению к игнорирующим раздельный сбор мусора.

Ежегодно белорусы “производят” около 200 тысяч тонн стеклянного “лома”, причем больше всего осколков “приносят” разбитые бутылки. Однако на стекольные заводы в Елизово, Гродно, Гомеле, которые постоянно нуждаются в сырье, отечественного попадает всего около 50 тысяч тонн в год. И пока сотни тысяч тонн “родного” стеклобоя оседает мертвым грузом на свалках, с территории России и Украины один за другим подтягиваются “валютные” вагоны с сырьем. Где же логика?

Экономический вентиль для стеклянного потока

Чтобы исключить импорт сырья (в нашу страну ежегодно ввозится 20—25 тысяч тонн стеклянных вторресурсов), в Минске, в промышленной зоне Колядичи, по решению правительства началось строительство завода по сортировке стеклобоя. Ожидается, что его запустят уже в начале октября нынешнего года. Стоимость проекта — 5,5 миллиона евро. При полной загрузке линия окупится всего за пять лет.

Расчетная производительность завода — около 120 тысяч тонн стеклобоя в год при загрузке в три смены. Вот только сегодня о полной загрузке сортировочной линии, равно как и об окупаемости, можно рассуждать лишь теоретически.

Производство обещает стать самым современным. Битое стекло будет поступать на конвейер, там измельчится до мелких фракций. Затем специальная техника определит цвет каждого осколка и снайперскими воздушными “выстрелами” выдует нужные. В итоге по трем разным конвейерам потекут “стеклянные реки” — коричневая, зеленая и белая. Все это будет осуществляться с помощью компьютеров.
Звучит красиво. Вот только наладить сбор у населения стеклотары, а тем более стеклобоя — это не компьютер к линии подключить. Тут на первый план выходил человеческий фактор.

По словам заместителя генерального директора ГО “Белресурсы” Натальи Лапко, сегодня сбор стеклотары и стеклоотходов осуществляется через приемные пункты вторичного сырья. Собирают его и индивидуальные предприниматели, и специализированные заготовительные организации. Но если пустую тару население сдает достаточно охотно, то с битым стеклом дела обстоят плохо.

Действительно, сдав четыре бутылки, можно, условно говоря, купить буханку хлеба. А собрав килограмм стеклянных отходов (столько же весят четыре бутылки), получишь на руки всего 200 рублей. Да и не в каждом приемном пункте стеклобой принимают. Резонный вопрос: кто заинтересуется такой деятельностью? Проще выбросить разбившуюся тару.

Не хотим зарабатывать — будем платить?

На протяжении последних пяти лет ГО “Белресурсы” пытается “ловить” стекло в специальные контейнеры. На их установку в городе были затрачены большие средства из целевого фонда вторичного сырья. Эти контейнеры кое-где можно увидеть и сегодня — они синего цвета, с запертыми крышками и специальными отверстиями для бутылок. Однако за годы такой практики удалось увеличить сбор стеклобоя с 10 тысяч тонн в 2006 году до 57 тысяч тонн в 2011-м. Многие контейнеры были взломаны и превратились в обыкновенные, куда выбрасывают все подряд.

— Организация раздельного сбора отходов в Беларуси находится на начальном этапе, — отметила Наталья Лапко. — В странах Евросоюза широко применяют практику сбора вторичных материальных ресурсов через раздельный сбор с использованием контейнеров и спецтехники. Там внедрена система жесткого контроля за разделением отходов, причем положительных результатов удалось добиться не уговорами и профилактической работой, а штрафными санкциями за невыполнение требований. Например, если в контейнере для сбора бумаги обнаружены металл, стекло или органика, штраф платят все жильцы дома, которые пользуются контейнером. Неудивительно, что все они внимательно следят за своими соседями!

Насильно мил не будешь

Однако в Беларуси такие меры пока что применять нельзя. Ведь наказывать людей можно в том случае, когда они, образно говоря, “промахиваются” мимо нужных контейнеров. А если емкостей этих попросту нет? Тогда и “состава преступления” не просматривается.

По словам специалистов Мингорисполкома, курирующих данный вопрос, жители столицы постепенно привыкают к раздельному сбору мусора и большинство из них готово затрачивать несколько лишних минут, сортируя перед стоящими в ряд контейнерами свои отходы. Вот только далеко не везде такие мусоросборники установлены.

Например, в Германии разноцветные контейнеры стоят возле каждого дома. В Минске же всего около 15 тысяч емкостей для раздельного сбора. Это очень мало. Даже самый добросовестный хозяин далеко не всегда удосужится пройти к контейнеру, который расположен за сотни метров в соседнем дворе. В этом году горисполком выделил 700 миллионов рублей для приобретения еще 3 тысяч контейнеров для стекла. В дальнейшем количество их будет увеличиваться, однако это не решит всех проблем. Все более актуальным становится вопрос — где, на каких площадках устанавливать контейнеры? Ведь многие дворы перегружены. Крупногабаритная техника для сбора мусора не может проехать к каждому дому!

Кстати, в Европе стекло изначально собирается раздельно — установлены контейнеры для сбора коричневого, зеленого и белого. В Беларуси пока пытаются приучить население хотя бы просто не сваливать в одну кучу стекло и другие бытовые отходы.

Собранный стеклянный микс поставляется на специальные линии для ручной досортировки. Смешивать различные виды стекла нельзя — они имеют разный химический состав, и при использовании разноцветного сырья продукция получится бракованной.

Копейка к копейке...

Чтобы обеспечить загрузку нового завода, в этом году каждой области доведен план по сбору и поставке стеклобоя в объеме не менее 50 тысяч тонн. ГО “Белресурсы” проводит работы по заключению прямых договоров с заготовительными организациями. Обустраиваются площадки по временному хранению стекла. Вот только завод способен рассортировать весь “стратегический запас” сырья в считанные месяцы, а затем вновь придется обращаться к странам-соседям за стеклянными отходами. В то время как отечественное сырье по-прежнему будет сваливаться на полигоны вперемежку с другим мусором.

На неискушенный взгляд в подобных условиях строительство завода смахивает на бег перед поездом. Сначала нужно “подкорректировать менталитет” населения. Чаще всего можно слышать мнение, что начинать надо с детей — дескать, за ними будущее, их и воспитывать нужно. Но когда еще дети вырастут, а вот завод будет запущен уже через месяц.

Впрочем, Наталья Лапко в перспективах уверена, резонно полагая, что выход из ситуации — заинтересовать людей рублем.

— В данный момент мы вырабатываем политику ценообразования. Уже сегодня готовы платить за тонну несортированного стеклобоя 200—240 тысяч рублей — существенно больше, чем заготовители. Но это далеко не предел. Когда закончатся капиталовложения в строительство завода (оно ведется за счет средств ГО “Белресурсы”), можно будет поднимать закупочные цены. С другой стороны, необходимо ужесточать законодательство по отношению к людям, которые игнорируют принцип раздельного сбора мусора.

— Раздельный сбор необходим, — убеждена Наталья Лапко. — Это наше богатство, которое пока что закапывается в землю. Наладив бесперебойную работу завода за счет собственных ресурсов, мы сможем обеспечить стекольные заводы сырьем и отказаться от поставок стеклобоя из-за рубежа.

 Тем временем

Уже в октябре производители и поставщики Беларуси внесут первую плату за сбор отходов оператору вторичных материальных ресурсов

Согласно Указу № 313 “О некоторых вопросах обращения с отходами потребления”, вступившему в силу с 1 августа, юридические лица, которые осуществляют производство или ввоз товаров, отныне обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание или использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств указанных товаров и тары. Это можно будет делать как за счет применения собственной системы сбора отходов, так и путем заключения договора с оператором.

По сведениям Министерства торговли Беларуси, производить оплату услуг оператора производители и поставщики должны будут ежеквартально, не позднее 22-го числа месяца, следующего за кварталом. Однако возможна и система ежемесячных расчетов. Размеры выплат утверждены постановлением Совета Министров от 31 июля 2012 года № 708.

←Около 150 человек числятся пропавшими в лесах Беларуси

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика