Как это было. 60 лет назад на улицы Минска вышел первый троллейбус

Источник материала:  
05.09.2012 16:56 — Новости Общества

Как это было. 60 лет назад на улицы Минска вышел первый троллейбус

           


Как это было. 60 лет назад на улицы Минска вышел первый троллейбус
60 лет назад, 4 сентября 1952 года, на маршрут "Вокзал - Круглая площадь" вышел первый в Минске троллейбус. А с 19 сентября началось регулярное движение по этому маршруту. О том, как это было и во сколько обошелся минчанам билет на троллейбус в первый день работы этого транспорта, рассказывает наш уважаемый автор, создатель сайта Minsk-old-new Владимир Воложинский.

Начало троллейбусного движения в Минске

Как и большинство городов Советского Союза, Минск познакомился с троллейбусом уже после Великой Отечественной войны. Первый троллейбус в Минске вышел на городской маршрут 60 лет назад - 19 сентября 1952 г. Это был троллейбус модели МТБ-82Д (с дюралевым кузовом), имел заводской номер 49.

Работы по организации в Минске троллейбусного движения были развернуты еще в начале года - в феврале из г. Энгельса прибыла первая партия машин; из Москвы, Днепропетровска, Ленинграда, Одессы завезли электроарматуру, трубы, оборудование для тяговой подстанции. Пуск троллейбуса был намечен на 3 июля, день освобождения города от немецко-фашистских оккупантов. Но не успели.

19 сентября 1952 г. в городе царило ликование. На остановках собирались толпы желающих прокатиться на диковинном для минчан виде транспорта. В честь праздника проезд был бесплатным.

В первый день по маршруту №1 "Железнодорожный вокзал - Круглая площадь" курсировали пять машин. Это были троллейбусы серии МТБ-82. Их серийно производил завод имени Урицкого в городе Энгельсе Саратовской области. Специалисты - слесари, водители (а их было всего 17), мастера, электромеханики - были подготовлены в учебном комбинате ТТУ города Ленинграда.
 
Самый первый водитель минского троллейбуса - Алексей Соколов – был торжественно награжден. Ему в конце рейса вручили ордер на новую квартиру.

Как это было. 60 лет назад на улицы Минска вышел первый троллейбус
Троллейбус МТБ-82Д на минских улицах.

Та осень для минчан вообще была знаменательной. 21 сентября был открыт памятник Сталину на Центральной площади, главную улицу города – Советскую – переименовали в Сталинский проспект, состоялся ХХ съезд КП(б)Б, широко отмечалась 35-я годовщина Октябрьской революции.

Как это было. 60 лет назад на улицы Минска вышел первый троллейбус
Движение троллейбусов по маршруту №1 "Железнодорожный вокзал - Круглая площадь".

В феврале 1953 г. первый маршрут был продлен до парка им. Челюскинцев, в 1955 г. - до обсерватории. Тогда на городских маршрутах работало 26 машин.

В 1957 году МТБ обслуживали два маршрута: "Обсерватория – Вокзал" и "Парк Челюскинцев – Аэропорт". В час "пик" курсировали троллейбусы "Вокзал - Круглая площадь".

В 1961 г. в городе было уже шесть маршрутов.
 
№1. "Вокзал - площадь Победы", 1952-53 гг., "Вокзал - парк Челюскинцев", 1953-55 гг., "Вокзал - Обсерватория", 1955-75 гг.
№2. "Парк Челюскинцев - Аэропорт", 1956-64 гг., "Улица Чайковского - Аэропорт", 1964-84 гг., 
№3. "Вокзал - Автозавод", 1958-73 гг.
№4. "Тракторный завод - Вокзал", 1958-78 гг.
№5. "Камвольный комбинат - площадь Я. Коласа", 1959-71 гг.
№6. "Вокзал - ул. Чайковского", 1959-75 гг.

Соответственно росло и количество МТБ-82Д на минских улицах. В 1955 году их было 26, а пять лет спустя - уже 94. В дальнейшем их число не увеличивалось - город перешел на закупки более современных машин, а МТБ по мере износа списывали. В январе 1973 года на рейсы выходило только две машины МТБ-82Д - эпоха "синих троллейбусов" безвозвратно ушла.

Как это было. 60 лет назад на улицы Минска вышел первый троллейбус
Троллейбус МТБ-82Д № 11 идет по 1-му маршруту "Вокзал - парк Челюскинцев". Фото 1954 г.

Старые троллейбусные маршруты Минска, по которым в 1950-1960-х годах ходили ныне раритетные троллейбусы - МТБ-82Д:

№7. "Пл. Я.Коласа - ул. Каховская", 1963-75 гг.
№8. "Ул. Лермонтова - пл. Я.Коласа", 1963-81 гг.
№9. "Ул. Урицкого - ул. Харьковская", 1964-78 гг.
№10. "Ул. Уманская - Вокзал", 1967-84 гг.
№11. "Ул. Лермонтова - Вокзал", 1967-84 гг.
№12. "Ул. Каховская - Парковая магистраль - Ленинский пр.", 1967-73 гг.
№13. "Ул. Урицкого - пл. Притыцкого", 1967-78 гг.
№14. "Ул. Урицкого - Радиаторный завод", 1969-78 гг.
№15. "Камвольный комбинат - Тракторный завод", 1969-71 гг.
№16. "Чижовка - ул. Ульяновская", 1970-83 гг.

Как это было. 60 лет назад на улицы Минска вышел первый троллейбус
МТБ-82Д в районе пл. Якуба Коласа.

Лирическое отступление

Первой и до 1960 года единственной моделью минского троллейбуса был легендарный МТБ-82Д. Название машины происходило от аббревиатуры "московский троллейбус", а индекс - от номера первого завода-изготовителя (изначально выпуск МТБ-82 был развёрнут на заводе № 82 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР в подмосковном Тушино). Привлекательный внешний вид МТБ: желтый верх - синий низ - выгодно выделял этот вид транспорта на фоне довольно серых послевоенных улиц и зданий, внося романтическую струю в жизнь города.

"Когда мне невмочь пересилить беду,
когда подступает отчаянье,
я в синий троллейбус сажусь на ходу,
в последний, в случайный", - пел Булат Окуджава.

Как это было. 60 лет назад на улицы Минска вышел первый троллейбус
Модель троллейбуса МТБ-82.

В 1963 г. на киноэкранах страны появилась лирическая киноповесть "Первый троллейбус", рассказывающая о жизни заводской молодежи одного южного городка, которая постоянно ездит на работу в троллейбусе. Водитель троллейбуса - молоденькая и весьма симпатичная Светлана. Она всем очень нравится и все в нее немножечко влюблены. Они договариваются, что никто из них не должен за ней ухаживать. По настоянию родственников она бросает работу, чтобы поступать в институт, но сразу же чувствует, что в ее жизни не хватает главного — внимания тех, кому она нужна была каждый день. Решив учиться заочно, она возвращается к любимой работе... В фильме снимались ставшие позже знаменитыми актеры: Ирина Губанова, Олег Даль, Георгий Вицин, Александр Демьяненко, Алексей Грибов, Савелий Крамаров, Станислав Чекан, Евгений Стеблов, Евгений Ануфриев и другие.
 
Как это было. 60 лет назад на улицы Минска вышел первый троллейбус
Кадр из фильма "Первый троллейбус", киностудия ИМ. М.Горького/Одесская киностудия, 1963 г.

В съёмках больше всего был задействован троллейбус модели ЗиУ-5 (эти модели появились в Минске в июле 1962 г.), на котором работала главная героиня фильма. Во многих сценах фигурировали уже известные нам троллейбусы МТБ-82 и МТБЭС (именно такой моделью троллейбуса управляла Люба - невеста Деточкина (актриса Ольга Аросева) в фильме "Берегись автомобиля").
 
МТБ-82Д в нашем сознании теперь выступает как символ романтичных 1950-60-х годов, является обязательным атрибутом фильмов, книг, воспоминаний о том времени, наполненном надежд, устремлений в будущее, предчувствием "оттепели".

Первый минский троллейбус до сих пор находится в прекрасной технической форме, что позволило ему "оставить след" в кинематографе - в конце сентября 2007 г. снялся в фильме Валерия Тодоровского "Стиляги" (рабочее название "Буги на костях"), музыку к которому написал Константин Меладзе. Съемки проходили на проспекте Независимости. Фильм - история одной компании московских стиляг 1950-х годов. Им приходится бороться за право быть не такими, как все, слушать другую музыку, по-другому одеваться... впрочем, наверняка его уже все смотрели, и нет необходимости пересказывать сюжет.

Как это было. 60 лет назад на улицы Минска вышел первый троллейбус
Во время съемок фильма "Стиляги".

Память

Первый троллейбус в Минске исправно отработал 20 лет. За это время он накатал 1 миллион 83,5 тысячи километров и перевез 9 миллионов пассажиров. В 1972 г. заслуженного ветерана решено было не отправлять на переплавку, а водрузить на пьедестал в 1-м троллейбусном депо по ул. Варвашени, 3 (ныне - пр. Машерова), откуда он каждое утро уходил в рейс.

 
Как это было. 60 лет назад на улицы Минска вышел первый троллейбус
Первый троллейбус Минска - МТБ-82Д. На вечной стоянке в столице Беларуси стоит уникальный образец МТБ - одна из ранних машин, выпущенных в начале 1952 г. под заводским номером 49. В Минске ходил по 1-му маршруту с 19 сентября 1952 г. по 7 июля 1972 г. Всего в Минске в 1952-73 гг. работало 94 троллейбуса марки МТБ. Фото Бондаренко В., 2005 г.

Окраску правда, изменили: из рабочей желто-синей сделали бело-красную, посчитав ее более праздничной и достойной ветерана.
Начиная с 2002 г. минский МТБ неизменно возглавляет колонну на городском параде троллейбусов.

Такова история первого минского троллейбуса.

Экскурс в историю

Идея средства передвижения, движимого электричеством, впервые была высказана проживавшим в Англии немецким инженером доктором Вильгельмом Сименсом ещё в 1880 году. Эксперименты в этой области были начаты его братом Вернером фон Сименсом. Первый троллейбус был создан в Германии в апреле 1882 года.

Экспериментальная троллейбусная линия протяжённостью 540 метров была открыта компанией "Сименс - Гальске" (Siemens & Halske) в Галензе (предместье Берлина). Действовала с 29 апреля по 13 июня 1882 года (в этом году юбилей -130 лет!).

Как это было. 60 лет назад на улицы Минска вышел первый троллейбус
Первый троллейбус, 1882 г.

Как это было. 60 лет назад на улицы Минска вышел первый троллейбус
Первый троллейбус, 1882. Спроектирован Вернером фон Сименсом, назван — Electromote. Берлин Курфюрстендамм.

В том же году в США бельгиец Шарль Ван Депуле запатентовал "троллейбусный ролик" - токоприёмник в виде штанги с роликом на конце.

13 апреля 1902 года (110 лет назад!) в Санкт-Петербурге были проведены испытания первого в России троллейбуса, который еще называли “электрическим автомобилем”. Его разработкой занималась фирма "Фрезе и К°" - акционерное общество постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей, основанное русским изобретателем, одним из конструкторов первого русского автомобиля Петром Фрезе. Машину он сделал по патенту французской фирмы.

Как это было. 60 лет назад на улицы Минска вышел первый троллейбус
Первый российский троллейбус - троллейкар Фрезе на испытаниях в Петербурге 26 марта 1902 г.

Первый троллейбусный маршрут в Европе начал действовать в 1911 году - в городке Чешские Будейовицы с населением 67 тысяч человек.
 
В СССР первые троллейбусы начали курсировать в Москве в 1933 г., в Киеве – в 1935 г., в Ростове и Ленинграде в 1936 г. На маршрутах была отечественная техника с индексом "ЛК" (в честь Лазаря Кагановича - инициатора внедрения троллейбусного транспорта в стране). Советские первенцы имели деревянные кузова...

Как это было. 60 лет назад на улицы Минска вышел первый троллейбус
Пассажирский опытный троллейбус, собранного на базе старого автобуса, на испытательной линии в г. Ростове, 1933 год. Источник: книга Г. Беленького, Н. Редькова, И. Политики "Троллейбус родом из Ростова"

В конце 1930-х годов в Москве стали эксплуатировать двухэтажные троллейбусы ЯТБ-3, но первая же зима показала их недостатки: снег и наледь затрудняли управление тяжёлой машиной и вызывали её опасное раскачивание.

Как это было. 60 лет назад на улицы Минска вышел первый троллейбус
Пассажирский опытный троллейбус, собранный на базе старого автобуса, на испытательной линии в г. Ростове, 1933 год. Источник: книга Г. Беленького, Н. Редькова, И. Политики "Троллейбус родом из Ростова"

Пик развития троллейбусных перевозок в мире пришёлся на период между мировыми войнами и на первое послевоенное время после окончания Второй мировой. Троллейбус считался альтернативой трамваю, который к тому времени считали устаревшим видом транспорта. Во время и после Второй мировой войны достаточно остро стоял вопрос нехватки автомобильного топлива и автомобильного транспорта в связи с его мобилизацией, что также стало причиной повышенного интереса к троллейбусу. Однако к 1960-м годам, когда проблема с топливом была урегулирована, троллейбусные сети многих стран стали закрываться. В отличие от других стран, в СССР троллейбус продолжал развиваться. Связано это было, прежде всего, с острой нехваткой автобусов, их низкой мощностью и малой вместимостью, наличием дешёвой электрической энергии.

←В Минске выявлена лаборатория по изготовлению амфетамина

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика