Как это было. 60 лет назад на улицы Минска вышел первый троллейбус
05.09.2012 16:56
—
Новости Общества
Как это было. 60 лет назад на улицы Минска вышел первый троллейбус
60 лет назад, 4 сентября 1952 года, на маршрут "Вокзал - Круглая площадь" вышел первый в Минске троллейбус. А с 19 сентября началось регулярное движение по этому маршруту. О том, как это было и во сколько обошелся минчанам билет на троллейбус в первый день работы этого транспорта, рассказывает наш уважаемый автор, создатель сайта Minsk-old-new Владимир Воложинский.
Начало троллейбусного движения в Минске
Как и большинство городов Советского Союза, Минск познакомился с троллейбусом уже после Великой Отечественной войны. Первый троллейбус в Минске вышел на городской маршрут 60 лет назад - 19 сентября 1952 г. Это был троллейбус модели МТБ-82Д (с дюралевым кузовом), имел заводской номер 49.
Работы по организации в Минске троллейбусного движения были развернуты еще в начале года - в феврале из г. Энгельса прибыла первая партия машин; из Москвы, Днепропетровска, Ленинграда, Одессы завезли электроарматуру, трубы, оборудование для тяговой подстанции. Пуск троллейбуса был намечен на 3 июля, день освобождения города от немецко-фашистских оккупантов. Но не успели.
19 сентября 1952 г. в городе царило ликование. На остановках собирались толпы желающих прокатиться на диковинном для минчан виде транспорта. В честь праздника проезд был бесплатным.
Начало троллейбусного движения в Минске
Как и большинство городов Советского Союза, Минск познакомился с троллейбусом уже после Великой Отечественной войны. Первый троллейбус в Минске вышел на городской маршрут 60 лет назад - 19 сентября 1952 г. Это был троллейбус модели МТБ-82Д (с дюралевым кузовом), имел заводской номер 49.
Работы по организации в Минске троллейбусного движения были развернуты еще в начале года - в феврале из г. Энгельса прибыла первая партия машин; из Москвы, Днепропетровска, Ленинграда, Одессы завезли электроарматуру, трубы, оборудование для тяговой подстанции. Пуск троллейбуса был намечен на 3 июля, день освобождения города от немецко-фашистских оккупантов. Но не успели.
19 сентября 1952 г. в городе царило ликование. На остановках собирались толпы желающих прокатиться на диковинном для минчан виде транспорта. В честь праздника проезд был бесплатным.
В первый день по маршруту №1 "Железнодорожный вокзал - Круглая площадь" курсировали пять машин. Это были троллейбусы серии МТБ-82. Их серийно производил завод имени Урицкого в городе Энгельсе Саратовской области. Специалисты - слесари, водители (а их было всего 17), мастера, электромеханики - были подготовлены в учебном комбинате ТТУ города Ленинграда.
Троллейбус МТБ-82Д на минских улицах. |
Та осень для минчан вообще была знаменательной. 21 сентября был открыт памятник Сталину на Центральной площади, главную улицу города – Советскую – переименовали в Сталинский проспект, состоялся ХХ съезд КП(б)Б, широко отмечалась 35-я годовщина Октябрьской революции.
Движение троллейбусов по маршруту №1 "Железнодорожный вокзал - Круглая площадь". |
В феврале 1953 г. первый маршрут был продлен до парка им. Челюскинцев, в 1955 г. - до обсерватории. Тогда на городских маршрутах работало 26 машин.
В 1957 году МТБ обслуживали два маршрута: "Обсерватория – Вокзал" и "Парк Челюскинцев – Аэропорт". В час "пик" курсировали троллейбусы "Вокзал - Круглая площадь".
В 1961 г. в городе было уже шесть маршрутов.
В 1957 году МТБ обслуживали два маршрута: "Обсерватория – Вокзал" и "Парк Челюскинцев – Аэропорт". В час "пик" курсировали троллейбусы "Вокзал - Круглая площадь".
В 1961 г. в городе было уже шесть маршрутов.
№1. "Вокзал - площадь Победы", 1952-53 гг., "Вокзал - парк Челюскинцев", 1953-55 гг., "Вокзал - Обсерватория", 1955-75 гг.
№2. "Парк Челюскинцев - Аэропорт", 1956-64 гг., "Улица Чайковского - Аэропорт", 1964-84 гг.,
№3. "Вокзал - Автозавод", 1958-73 гг.
№4. "Тракторный завод - Вокзал", 1958-78 гг.
№5. "Камвольный комбинат - площадь Я. Коласа", 1959-71 гг.
№6. "Вокзал - ул. Чайковского", 1959-75 гг.
№2. "Парк Челюскинцев - Аэропорт", 1956-64 гг., "Улица Чайковского - Аэропорт", 1964-84 гг.,
№3. "Вокзал - Автозавод", 1958-73 гг.
№4. "Тракторный завод - Вокзал", 1958-78 гг.
№5. "Камвольный комбинат - площадь Я. Коласа", 1959-71 гг.
№6. "Вокзал - ул. Чайковского", 1959-75 гг.
Соответственно росло и количество МТБ-82Д на минских улицах. В 1955 году их было 26, а пять лет спустя - уже 94. В дальнейшем их число не увеличивалось - город перешел на закупки более современных машин, а МТБ по мере износа списывали. В январе 1973 года на рейсы выходило только две машины МТБ-82Д - эпоха "синих троллейбусов" безвозвратно ушла.
Троллейбус МТБ-82Д № 11 идет по 1-му маршруту "Вокзал - парк Челюскинцев". Фото 1954 г. |
Старые троллейбусные маршруты Минска, по которым в 1950-1960-х годах ходили ныне раритетные троллейбусы - МТБ-82Д:
№7. "Пл. Я.Коласа - ул. Каховская", 1963-75 гг.
№8. "Ул. Лермонтова - пл. Я.Коласа", 1963-81 гг.
№9. "Ул. Урицкого - ул. Харьковская", 1964-78 гг.
№10. "Ул. Уманская - Вокзал", 1967-84 гг.
№11. "Ул. Лермонтова - Вокзал", 1967-84 гг.
№12. "Ул. Каховская - Парковая магистраль - Ленинский пр.", 1967-73 гг.
№13. "Ул. Урицкого - пл. Притыцкого", 1967-78 гг.
№14. "Ул. Урицкого - Радиаторный завод", 1969-78 гг.
№15. "Камвольный комбинат - Тракторный завод", 1969-71 гг.
№16. "Чижовка - ул. Ульяновская", 1970-83 гг.
Лирическое отступление
Первой и до 1960 года единственной моделью минского троллейбуса был легендарный МТБ-82Д. Название машины происходило от аббревиатуры "московский троллейбус", а индекс - от номера первого завода-изготовителя (изначально выпуск МТБ-82 был развёрнут на заводе № 82 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР в подмосковном Тушино). Привлекательный внешний вид МТБ: желтый верх - синий низ - выгодно выделял этот вид транспорта на фоне довольно серых послевоенных улиц и зданий, внося романтическую струю в жизнь города.
"Когда мне невмочь пересилить беду,
когда подступает отчаянье,
я в синий троллейбус сажусь на ходу,
в последний, в случайный", - пел Булат Окуджава.
В 1963 г. на киноэкранах страны появилась лирическая киноповесть "Первый троллейбус", рассказывающая о жизни заводской молодежи одного южного городка, которая постоянно ездит на работу в троллейбусе. Водитель троллейбуса - молоденькая и весьма симпатичная Светлана. Она всем очень нравится и все в нее немножечко влюблены. Они договариваются, что никто из них не должен за ней ухаживать. По настоянию родственников она бросает работу, чтобы поступать в институт, но сразу же чувствует, что в ее жизни не хватает главного — внимания тех, кому она нужна была каждый день. Решив учиться заочно, она возвращается к любимой работе... В фильме снимались ставшие позже знаменитыми актеры: Ирина Губанова, Олег Даль, Георгий Вицин, Александр Демьяненко, Алексей Грибов, Савелий Крамаров, Станислав Чекан, Евгений Стеблов, Евгений Ануфриев и другие.
Первый минский троллейбус до сих пор находится в прекрасной технической форме, что позволило ему "оставить след" в кинематографе - в конце сентября 2007 г. снялся в фильме Валерия Тодоровского "Стиляги" (рабочее название "Буги на костях"), музыку к которому написал Константин Меладзе. Съемки проходили на проспекте Независимости. Фильм - история одной компании московских стиляг 1950-х годов. Им приходится бороться за право быть не такими, как все, слушать другую музыку, по-другому одеваться... впрочем, наверняка его уже все смотрели, и нет необходимости пересказывать сюжет.
Окраску правда, изменили: из рабочей желто-синей сделали бело-красную, посчитав ее более праздничной и достойной ветерана.
Экспериментальная троллейбусная линия протяжённостью 540 метров была открыта компанией "Сименс - Гальске" (Siemens & Halske) в Галензе (предместье Берлина). Действовала с 29 апреля по 13 июня 1882 года (в этом году юбилей -130 лет!).
№7. "Пл. Я.Коласа - ул. Каховская", 1963-75 гг.
№8. "Ул. Лермонтова - пл. Я.Коласа", 1963-81 гг.
№9. "Ул. Урицкого - ул. Харьковская", 1964-78 гг.
№10. "Ул. Уманская - Вокзал", 1967-84 гг.
№11. "Ул. Лермонтова - Вокзал", 1967-84 гг.
№12. "Ул. Каховская - Парковая магистраль - Ленинский пр.", 1967-73 гг.
№13. "Ул. Урицкого - пл. Притыцкого", 1967-78 гг.
№14. "Ул. Урицкого - Радиаторный завод", 1969-78 гг.
№15. "Камвольный комбинат - Тракторный завод", 1969-71 гг.
№16. "Чижовка - ул. Ульяновская", 1970-83 гг.
МТБ-82Д в районе пл. Якуба Коласа. |
Лирическое отступление
Первой и до 1960 года единственной моделью минского троллейбуса был легендарный МТБ-82Д. Название машины происходило от аббревиатуры "московский троллейбус", а индекс - от номера первого завода-изготовителя (изначально выпуск МТБ-82 был развёрнут на заводе № 82 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР в подмосковном Тушино). Привлекательный внешний вид МТБ: желтый верх - синий низ - выгодно выделял этот вид транспорта на фоне довольно серых послевоенных улиц и зданий, внося романтическую струю в жизнь города.
"Когда мне невмочь пересилить беду,
когда подступает отчаянье,
я в синий троллейбус сажусь на ходу,
в последний, в случайный", - пел Булат Окуджава.
Модель троллейбуса МТБ-82. |
В 1963 г. на киноэкранах страны появилась лирическая киноповесть "Первый троллейбус", рассказывающая о жизни заводской молодежи одного южного городка, которая постоянно ездит на работу в троллейбусе. Водитель троллейбуса - молоденькая и весьма симпатичная Светлана. Она всем очень нравится и все в нее немножечко влюблены. Они договариваются, что никто из них не должен за ней ухаживать. По настоянию родственников она бросает работу, чтобы поступать в институт, но сразу же чувствует, что в ее жизни не хватает главного — внимания тех, кому она нужна была каждый день. Решив учиться заочно, она возвращается к любимой работе... В фильме снимались ставшие позже знаменитыми актеры: Ирина Губанова, Олег Даль, Георгий Вицин, Александр Демьяненко, Алексей Грибов, Савелий Крамаров, Станислав Чекан, Евгений Стеблов, Евгений Ануфриев и другие.
Кадр из фильма "Первый троллейбус", киностудия ИМ. М.Горького/Одесская киностудия, 1963 г. |
В съёмках больше всего был задействован троллейбус модели ЗиУ-5 (эти модели появились в Минске в июле 1962 г.), на котором работала главная героиня фильма. Во многих сценах фигурировали уже известные нам троллейбусы МТБ-82 и МТБЭС (именно такой моделью троллейбуса управляла Люба - невеста Деточкина (актриса Ольга Аросева) в фильме "Берегись автомобиля").
МТБ-82Д в нашем сознании теперь выступает как символ романтичных 1950-60-х годов, является обязательным атрибутом фильмов, книг, воспоминаний о том времени, наполненном надежд, устремлений в будущее, предчувствием "оттепели".Первый минский троллейбус до сих пор находится в прекрасной технической форме, что позволило ему "оставить след" в кинематографе - в конце сентября 2007 г. снялся в фильме Валерия Тодоровского "Стиляги" (рабочее название "Буги на костях"), музыку к которому написал Константин Меладзе. Съемки проходили на проспекте Независимости. Фильм - история одной компании московских стиляг 1950-х годов. Им приходится бороться за право быть не такими, как все, слушать другую музыку, по-другому одеваться... впрочем, наверняка его уже все смотрели, и нет необходимости пересказывать сюжет.
Во время съемок фильма "Стиляги". |
Память
Первый троллейбус в Минске исправно отработал 20 лет. За это время он накатал 1 миллион 83,5 тысячи километров и перевез 9 миллионов пассажиров. В 1972 г. заслуженного ветерана решено было не отправлять на переплавку, а водрузить на пьедестал в 1-м троллейбусном депо по ул. Варвашени, 3 (ныне - пр. Машерова), откуда он каждое утро уходил в рейс.
Первый троллейбус в Минске исправно отработал 20 лет. За это время он накатал 1 миллион 83,5 тысячи километров и перевез 9 миллионов пассажиров. В 1972 г. заслуженного ветерана решено было не отправлять на переплавку, а водрузить на пьедестал в 1-м троллейбусном депо по ул. Варвашени, 3 (ныне - пр. Машерова), откуда он каждое утро уходил в рейс.
Первый троллейбус Минска - МТБ-82Д. На вечной стоянке в столице Беларуси стоит уникальный образец МТБ - одна из ранних машин, выпущенных в начале 1952 г. под заводским номером 49. В Минске ходил по 1-му маршруту с 19 сентября 1952 г. по 7 июля 1972 г. Всего в Минске в 1952-73 гг. работало 94 троллейбуса марки МТБ. Фото Бондаренко В., 2005 г. |
Окраску правда, изменили: из рабочей желто-синей сделали бело-красную, посчитав ее более праздничной и достойной ветерана.
Начиная с 2002 г. минский МТБ неизменно возглавляет колонну на городском параде троллейбусов.
Такова история первого минского троллейбуса.
Такова история первого минского троллейбуса.
Экскурс в историю
Идея средства передвижения, движимого электричеством, впервые была высказана проживавшим в Англии немецким инженером доктором Вильгельмом Сименсом ещё в 1880 году. Эксперименты в этой области были начаты его братом Вернером фон Сименсом. Первый троллейбус был создан в Германии в апреле 1882 года.
Идея средства передвижения, движимого электричеством, впервые была высказана проживавшим в Англии немецким инженером доктором Вильгельмом Сименсом ещё в 1880 году. Эксперименты в этой области были начаты его братом Вернером фон Сименсом. Первый троллейбус был создан в Германии в апреле 1882 года.
Экспериментальная троллейбусная линия протяжённостью 540 метров была открыта компанией "Сименс - Гальске" (Siemens & Halske) в Галензе (предместье Берлина). Действовала с 29 апреля по 13 июня 1882 года (в этом году юбилей -130 лет!).
Первый троллейбус, 1882 г. |
Первый троллейбус, 1882. Спроектирован Вернером фон Сименсом, назван — Electromote. Берлин Курфюрстендамм. |
В том же году в США бельгиец Шарль Ван Депуле запатентовал "троллейбусный ролик" - токоприёмник в виде штанги с роликом на конце.
13 апреля 1902 года (110 лет назад!) в Санкт-Петербурге были проведены испытания первого в России троллейбуса, который еще называли “электрическим автомобилем”. Его разработкой занималась фирма "Фрезе и К°" - акционерное общество постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей, основанное русским изобретателем, одним из конструкторов первого русского автомобиля Петром Фрезе. Машину он сделал по патенту французской фирмы.
13 апреля 1902 года (110 лет назад!) в Санкт-Петербурге были проведены испытания первого в России троллейбуса, который еще называли “электрическим автомобилем”. Его разработкой занималась фирма "Фрезе и К°" - акционерное общество постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей, основанное русским изобретателем, одним из конструкторов первого русского автомобиля Петром Фрезе. Машину он сделал по патенту французской фирмы.
Первый российский троллейбус - троллейкар Фрезе на испытаниях в Петербурге 26 марта 1902 г. |
Первый троллейбусный маршрут в Европе начал действовать в 1911 году - в городке Чешские Будейовицы с населением 67 тысяч человек.
В СССР первые троллейбусы начали курсировать в Москве в 1933 г., в Киеве – в 1935 г., в Ростове и Ленинграде в 1936 г. На маршрутах была отечественная техника с индексом "ЛК" (в честь Лазаря Кагановича - инициатора внедрения троллейбусного транспорта в стране). Советские первенцы имели деревянные кузова...
В конце 1930-х годов в Москве стали эксплуатировать двухэтажные троллейбусы ЯТБ-3, но первая же зима показала их недостатки: снег и наледь затрудняли управление тяжёлой машиной и вызывали её опасное раскачивание.
Пик развития троллейбусных перевозок в мире пришёлся на период между мировыми войнами и на первое послевоенное время после окончания Второй мировой. Троллейбус считался альтернативой трамваю, который к тому времени считали устаревшим видом транспорта. Во время и после Второй мировой войны достаточно остро стоял вопрос нехватки автомобильного топлива и автомобильного транспорта в связи с его мобилизацией, что также стало причиной повышенного интереса к троллейбусу. Однако к 1960-м годам, когда проблема с топливом была урегулирована, троллейбусные сети многих стран стали закрываться. В отличие от других стран, в СССР троллейбус продолжал развиваться. Связано это было, прежде всего, с острой нехваткой автобусов, их низкой мощностью и малой вместимостью, наличием дешёвой электрической энергии.
Пассажирский опытный троллейбус, собранного на базе старого автобуса, на испытательной линии в г. Ростове, 1933 год. Источник: книга Г. Беленького, Н. Редькова, И. Политики "Троллейбус родом из Ростова" |
В конце 1930-х годов в Москве стали эксплуатировать двухэтажные троллейбусы ЯТБ-3, но первая же зима показала их недостатки: снег и наледь затрудняли управление тяжёлой машиной и вызывали её опасное раскачивание.
Пассажирский опытный троллейбус, собранный на базе старого автобуса, на испытательной линии в г. Ростове, 1933 год. Источник: книга Г. Беленького, Н. Редькова, И. Политики "Троллейбус родом из Ростова" |
Пик развития троллейбусных перевозок в мире пришёлся на период между мировыми войнами и на первое послевоенное время после окончания Второй мировой. Троллейбус считался альтернативой трамваю, который к тому времени считали устаревшим видом транспорта. Во время и после Второй мировой войны достаточно остро стоял вопрос нехватки автомобильного топлива и автомобильного транспорта в связи с его мобилизацией, что также стало причиной повышенного интереса к троллейбусу. Однако к 1960-м годам, когда проблема с топливом была урегулирована, троллейбусные сети многих стран стали закрываться. В отличие от других стран, в СССР троллейбус продолжал развиваться. Связано это было, прежде всего, с острой нехваткой автобусов, их низкой мощностью и малой вместимостью, наличием дешёвой электрической энергии.