Энтузиазму нужен контент

Источник материала:  

Один из первых результатов проекта «Один ученик — один компьютер»: внутренняя мотивация школьников к учебе заметно выросла, а учителя стали тратить больше времени на самообразование. Да, интернет–ресурсы и сетевые технологии открыли массу новых возможностей, но ведь и вызвали немало вопросов. Поэтому эксперимент с нетбуками и ридерами решено продолжать и расширять. Как и куда?


И за, и против


В Лицее БГУ решили кардинально не менять учебный процесс. Десятиклассникам раздали в личное пользование на два года покетбуки как наиболее безопасные для зрения. С экраном на основе электронных чернил. Он не светится и не мерцает. Соответственно в темноте с него не почитаешь. Зато и батарейка тратится только тогда, когда вы «перелистываете» страницу (нужно 6 — 7 тысяч страниц прочесть, чтобы она полностью разрядилась).


— Мы «закачали» туда все учебники в электронном виде, всевозможные материалы для подготовки к олимпиадам, к ЦТ, энциклопедии, художественную литературу по программе, презентации, домашние задания, тесты — все наработки учителей, — заместитель директора лицея Игорь Варакса показывает огромную библиотеку на 10–дюймовом экране «читалки». — Основной наш вывод: когда у школьника все необходимое компактно сложено в одном месте и не нужно ничего искать в компьютере, в интернете, качество работы значительно повышается, а свободного времени остается больше. Мы проводили по всему лицею анкетирование: в среднем обычный ученик 11–го класса проводит у компьютера 3 часа в день, а в экспериментальном классе — 1,5 часа плюс 45 минут с электронной книгой. Поэтому, если бы шла речь даже о планшетах, то на здоровье это несильно отразилось бы.


Учителя литературы отнеслись к ноу–хау с меньшим энтузиазмом. Ребята «плывут» по тексту: они не ориентируются, где основная часть, где развязка. Пропадает пласт впечатлений, а вместе с ним и часть информации. Учителя говорят: «Видно, что прочли, причем быстрее, но — по диагонали». Те, кто читал обычную книгу, имеют оценки 9 — 10. А у тех, кто с «читалки», — 6 — 7 баллов.


— На этот год мы поставили цель: посмотреть скорость чтения с электронных книг и провести тесты на осмысление содержания произведения. Глубже исследовать, какой объем текста воспринимается более–менее хорошо, — делится планами Игорь Варакса. — Ведь скоро эти «читалки» будут у всех детей. И что, из–за этого у них будут проблемы с учебой?


Начинаем с азов


В начальных классах трех школ — в Новополоцке, Минске и Василишках Щучинского района — работать с нетбуками учились с нуля как ученики, так и педагоги. На это ушла фактически вся первая четверть. Особенно тяжело пришлось второклассникам. С помощью специальной программы ученики подключались к компьютеру учителя и он отправлял им индивидуальные задания, контролировал, мог взять управление каждым компьютером на себя, что–то показать, исправить, даже выключить, не вставая со стула.


А вот как с пользой провести за нет-буком 15 минут (санитарных норм никто не отменял!), во многом зависело от профессионализма педагога. Электронных средств оказалось недостаточно. Всего 14 программ для начальной школы, из которых реально в наличии — едва ли половина. Поэтому приходилось дополнительно искать какие–то интересные программы, разработки, создавать интерактивные тесты, кроссворды. А одних пользовательских навыков тут маловато. Возникали проблемы технические: не все компьютеры подключались к интернету. К кому обращаться? А как сделать «черные» и «белые» списки сетевых ресурсов, чтобы дети не попадали на подозрительные сайты? У учителей информатики своей работы хватает. Лаборант — где–то есть, где–то нет. Некоторые учителя шутили: «Нам дети помогают, подсказывают». А на самом деле — все школьные каникулы нон–стоп постигали IT–технологии.


— Проблема подготовки учителей на сегодня самая острая, — доцент кафедры педагогики и психологии начального образования БГПУ им. Танка Оксана Сорока объясняет: система должна быть многоуровневой. — Мы приглашали специалистов Intel, приезжали тренеры из России, Украины. И когда они спросили, на каком мы уровне, а учителя в ответ: «Что это такое?» — возникла заминка. В университете будущим учителям начальных классов только последние два года читают спецкурс по применению электронных средств обучения. Это буквально 5 лекций. В других же странах, прежде чем внедрять такую модель, предварительно обучают педагогов. У нас же проходило все параллельно. Личного времени у учителей это съедало очень и очень много. Без их заинтересованности этот проект вряд ли бы удался.


В итоге даже учителя начальных классов начали вести блоги в интернете. Научились создавать онлайн–тесты, свои авторские электронные материалы. Да и на уроках литературного чтения нашли применение высоким технологиям: дети составляли красочные структурно–логические схемы, презентации, таблицы, синквейны. Но чаще, конечно, использовали нетбуки на математике — игровые задания, тренажеры.


— Учителям понравился ресурс «Страна мастеров» — пошаговая инструкция по выполнению тех или иных поделок для уроков труда, — перечисляет Оксана Сорока. — Часто пользовались сервисами Веб 2.0. Это интернет–ресурсы, которые позволяют, образно говоря, «прийти и сделать всем дружно». Например, на уроке английского учительница дает задание: одна группа едет в Турцию, другая — в Грецию. Я наблюдала, как ребята вместе без проблем сделали презентацию: зашли на сервис, который выполняет роль онлайн–доски, разместили на стикерах тексты на английском, фотографии, видеоролики с YouTube загрузили, а потом вышли и рассказали каждый о стране, по которой путешествовали...


Понятно, что ученики такое виртуальное обучение восприняли на ура. К тому же интерактивный урок, как показал опыт, запоминается намного легче и надежнее. Но... как продолжить эксперимент для четвероклашек, которые перешли в этом году в 5–й? К компьютеру они придут только в 6–м классе, на уроках информатики. Конечно, школы проводили мастер–классы для учителей–предметников, да и педагоги начальных классов публиковали конспекты своих уроков. Но много ли найдется таких же энтузиастов в средней школе?


Их ума дело


В 6 — 8–х классах эксперимент проходил только в двух гимназиях — в Минске и Сморгони. В каждой из них три педагога–новатора (в основном по естественным наукам) раз–два в неделю проводили уроки в мобильных компьютерных классах. Никаких специальных электронных средств учителям не предлагали. Чем заполнять уроки — опять же было делом их ума. Главное требование — компьютерные технологии встраивать в учебный процесс не от случая к случаю, а регулярно, чтобы оценить эффективность. В основном использовали ресурсы интернета. «Скачивали» видеоролики о размножении инфузории туфельки, о получении кислорода и т.д. Работали в виртуальных лабораториях по физике–химии, в которых, изменяя параметры, можно увидеть результат в трехмерном пространстве. Выполняли онлайн–тесты, кроссворды, многие из которых создавали сами же учителя. Доцент кафедры прикладной математики и информатики БГПУ им. Танка Татьяна Круглик, которая сопровождала эксперимент, в отдаче не сомневалась:


— Эффективность использования компьютерных ресурсов давно доказана. Особенно в точных науках, где недостаточно простого изложения фактов, нужны логический анализ, наглядность, эксперимент. Но необходимо создать централизованную базу данных, медиатеку электронных средств. Сейчас учителю приходится тратить на поиск нужного ресурса очень много времени. Национальных электронных обучающих материалов крайне мало. А зарубежные не всегда соответствуют нашей программе.


***


Когда эксперимент только начинался, многие охали: плоский пластмассовый предмет, который весит около килограмма и в который можно загрузить всю школьную программу, вытеснит учебники, зачем же еще больше портить зрение школьникам?! Однако все учителя, с которыми я общалась, подчеркивали: здесь главное — не замена традиции новацией, а совершенствование с помощью техники образовательного процесса. Электронные ресурсы призваны сделать урок интереснее, насыщеннее, но это не фильм «Матрица», где надел шлем — и уже все знаешь. Учиться все равно придется. И без учебников не обойтись. Свидетельство тому — стопки новеньких книг в библиотеках, за которыми к началу года приходят ученики.


Эксперимент был немного спонтанным. И пока напоминает разрозненные части мозаики, непонятно как связанные друг с другом. Чтобы его расширять, нужно иметь источник финансирования. Но стоит ли торопиться и укоренять в школе «читалки» или айпады, нетбуки или ноутбуки? По мнению Игоря Вараксы, лет через 5, а то и раньше уже не нужно будет что–то внедрять: «Это то же самое, как если бы 5 лет тому мы давали всем школьникам мобильные телефоны. Сейчас они — у каждого. И электронные книги, планшеты все чаще мы видим у учеников. На проблему нужно смотреть с другой стороны. Когда дети придут с этими электронными девайсами в школу, мы должны быть готовы к тому, чтобы дать им информационное наполнение, контент, которым они могли бы пользоваться. Чтобы не просто был айпад, на котором они в «Злых птичек» играли и в Фейсбуке статус обновляли, а устройство для обучения. А для этого нужно туда много чего «закачать». И вот над этим нужно работать в ближайший год».

Автор публикации: Мария КУЧЕРОВА

Фото: Виталий ГИЛЬ

←Держи карман уже

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика