Свекла выросла. Чем ее убирать?
Согласован и план перевозки сахарной свеклы железнодорожным транспортом. В период массовой уборки потребуется до 450 вагонов в сутки. Подготовлены к погрузке и приемке сахарной свеклы 17 погрузочных площадок и 18 свеклопунктов.
По словам заведующего группой эксплуатации машинно-тракторного парка Минсельхозпрода республики Андрея Крупени, неготовность даже одного свеклоуборочного комбайна может замедлить ход работ. Такой специализированной техники у нас немного, поэтому средняя расчетная нагрузка на один свеклоуборочный комбайн существенно возрастает. По подсчетам, если будут задействованы все агрегаты, она составляет 199 гектаров. За сутки можно убирать порядка 2,9 тысячи гектаров и завершить работы на свекловичных плантациях за 34 дня.
Всего в республике 495 свеклоуборочных комбайнов, из них 252 самоходных. Есть также 482 погрузчика сладких корней. Больше всего специализированной техники в хозяйствах Гродненской области — 194 агрегата. На Минщине их 137, и, по оперативной информации главного аграрного ведомства страны, почти все они в строю. Для оставшихся поставлены запасные части, и ремонтные работы будут завершены в ближайшие дни. А вот на Могилевщине вся техника была готова уже к первому сентября.
Почти половина агрегатов, занятых на уборке сахарной свеклы, зарубежного производства и, признаемся, более высокой производительности, чем белорусские КСН-6. Неужели мы ничего не можем противопоставить «Холмерам» или «Франц Кляйне»? Оказывается, достойный ответ уже есть.
В ПО «Гомсельмаш» развернулось производство первого отечественного самоходного свеклоуборочного комбайна СКС-624 «Палессе BS624». Он разработан специалистами головного специализированного конструкторского бюро по зерноуборочной и кормоуборочной технике объединения, которые трудились над проектом три года.
— Испытания проходили в прошлом году в Солигорском районе, — говорит член приемочной комиссии, заведующий лабораторией механизации производства овощей и корнеклубнеплодов НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства Дмитрий Комлач. — Интересно, что демонстрировали новую технику в сравнении с комбайном «Холмер». Наработка составила более 800 гектаров при высоком качестве уборки, в чем убедились представители Минсельхозпрода, Министерства промышленности и руководители свеклосеющих хозяйств республики.
У зарубежных образцов за основу была взята только подкапывающая приставка, где необходимо особо точное ведение по рядкам. А так это полностью своя, отечественная, разработка.
— Хорошая машина получилась, и перспективы отличные, — продолжает Дмитрий Комлач. — По своим техническим характеристикам она практически ни в чем не уступает зарубежным аналогам. Белорусский комбайн оснащен бортовым компьютером, который обеспечивает контроль работы двигателя и всех технологических органов, а система автоматического вождения — точное совмещение рабочих органов с рядками на скорости до 10 километров в час без вмешательства механизатора.
Комбайн одновременно срезает ботву, выкапывает и очищает корнеплоды, после чего помещает их в специальный бункер. И по мере наполнения бункера автоматически перегружает свеклу в транспортное средство. Соединение всех операций по уборке сахарной свеклы в одной самоходной машине позволяет уменьшить количество проходов техники по полю, снизить уплотнение почвы, сократить расход топлива и трудозатраты, избежать лишней перевалки корнеплодов и сохранить высокое качество сырья.
Заметим, что в странах СНГ машины такого класса не производятся. Сейчас реальная потребность республики в самоходных свеклоуборочных комбайнах составляет примерно 20—30 машин в год. Если иметь в виду Таможенный союз, соседнюю Украину, то объемы производства новой модификации «Палесся» могут составить несколько сот машин в год. На мировом рынке такая техника весьма дорогая. Так, цена на комбайн «Холмер» доходит до полумиллиона долларов. Белорусская машина будет дешевле примерно на 20—25 процентов.
Александр ШЕВКО, «БН»
Фото автора