Минский Дворец спорта могла украсить мозаика Фернана Леже?
28.08.2012 15:15
—
Новости Общества
Минский Дворец спорта могла украсить мозаика Фернана Леже?
В мае 1966 года на Парковой магистрали столицы торжественно открыли уникальное здание - самый большой в то время в республике дворец с киноконцертным и спортивным залом – Дворец спорта - новаторский экспериментальный тип сооружения не только для БССР, но и для всей страны.
Эскизы универсального зрелищно-спортивного зала, выполненные архитектором Сергеем Филимоновым на основе дипломного проекта, показались необычными первому секретарю ЦК КПБ Кириллу Мазурову.
При нажатии на фото, оно открывается в большом разрешении и в новом окне.
Идее дали добро на воплощение - в конце 1962 года в "Белгоспроекте" организовали группу по проектированию киноконцертного и спортивного зала, в которую вошли главный архитектор проекта С. Д. Филимонов и главный инженер В. В. Коржевский – тридцатилетний молодой специалист, самый старший из всех. На стадии рабочего проектирования в группу включили архитектора Валентина Малышева.
Экспертизу проекта провел Заслуженный архитектор России Р. М. Гегарт, ведущий автор проекта здания минского ГУМа. Нагрузка на сотрудников была очень серьезная, об этом вспоминает сам Филимонов:
"...с работы я и Коржевский уходили в 11-12 часов вечера, а бывало, работали до 2-3 часов утра. И никаких выходных, праздников. За год мы выполнили громадный объем работы, выпустив только архитектурно-строительных чертежей более 1000. Многое переделывали по нескольку раз, поскольку проектных норм на такие сооружения в Союзе еще не было... А было огромное количество согласований со смежными институтами, совещаний и просто планировочной работы по объекту".
При сооружении Дворца использовались новейшие достижения науки и техники, строительные материалы: монолитный и сборный железобетон, стекло и стеклопластик, керамика, алюминий. Мастера разработали оригинальную конструкцию витражей из анодированного алюминия, внедрили новые виды отделочных материалов - фактурную штукатурку, облицовочную плитку. Трибуны для зрителей размещались перед эстрадной и спортивной площадкой - впервые кресла изготовили из стеклопластика. Заказ на 7000 мест для трибун и партера выполнили по моделям-образцам наших дизайнеров и конструкторов рабочие судоремонтного завода в Ужгороде.
Длительное время продолжались согласования, уточнения формы, цвета, стоимости, а когда первые образцы сидений укрепили на трибунах, здание посетил Машеров. Петр Миронович внимательно осмотрел всю стройку, похвалил установленные сиденья, и вскоре зрительный зал стал серо-голубым от их огромного количества. Главный вестибюль Дворца отделали мрамором, а дворовый фасад здания — цветным закаленным стеклом (стемалитом серого цвета в сочетании с анодированным алюминием по каркасу). Кстати, для кафе-буфета приобрели самое современное по тем временам торговое оборудование - новейшие охлаждающие витрины-прилавки "Пингвин".
Торжественное открытие здания состоялось 7 мая 1966 года. За короткий срок Минский Дворец спорта приобрел широкую популярность. Уже через год здесь провели первенство Европы по классической борьбе 1967 года, а затем - чемпионат Европы по спортивной гимнастике, чемпионат мира среди юниоров по фехтованию, международные турниры по хоккею с шайбой и десятки других мировых и союзных спортивных соревнований. На международных соревнованиях штангистов в мае 1970 года впервые в истории мировой тяжелой атлетики советский спортсмен Василий Алексеев набрал в сумме троеборья феноменальный результат - 600 кг. Зрительный зал, рассчитанный на 4000- 6000 зрителей, заполнялся полностью во время концертов Магомаева, Лундстрема, Эллингтона…
Еще во время строительства Дворца в Госстрой республики и "Белгоспроект" приходили заявки на повторное применение проекта в других городах страны. Вот цитаты из документов: "Челябинский облисполком, ознакомившись с построенными дворцами спорта в ряде городов страны, в том числе в г. Минске, пришел к выводу, что Минский Дворец спорта является лучшим из построенных по архитектурно-планировочному и технологическому решениям и наиболее полно отвечает условиям и эксплуатации для г. Челябинска". Проект Минского Дворца спорта был повторно осуществлен в Челябинске, Волгограде, Днепропетровске.
В Вильнюсе при возведении дворца спорта была использована технология минчан, которая по тем временам являлась ноу-хау. Так, Минский Дворец положил начало строительству в Советском Союзе универсальных зрелищных залов. В мае 1969 г. Комитет по физической культуре и спорту при СМ БССР выдвинул Дворец спорта на соискание Государственной премии в области архитектуры.
В конце 1960-х в Минск вместе с писателем Константином Симоновым приехала известная портретистка, уроженка Беларуси Надежда Ходасевич-Леже, вдова французского художника-монументалиста Фернана Леже. Среди приглашенных на прием, который устроило в ее честь Министерство культуры, был и автор проекта Дворца спорта Сергей Филимонов.
Надежде Леже понравился Минский Дворец, и она предложила установить на фронтоне главного фасада здания объемное смальтовое мозаичное панно — часть мурала, созданного ее мужем для олимпийского стадиона в Берлине в 1930 году. Когда к власти в Германии пришли фашисты, Фернан Леже отказался выполнить его в натуре. Панно на тему спорта - яркое, абстрактное по форме и содержанию - получило всемирное признание. Одна его часть установлена на стене-фронтоне мемориального музея художника Фернана Леже в Бьете на юге Франции. Другую половину панно Надя Леже предложила выполнить с помощью французских мастеров-монументалистов на фронтоне Минского Дворца спорта как дар белорусскому народу от соотечественницы.
Рисунок панно Леже с пояснениями автора Дворца спорта С. Филимонова
Несколько раз Надежда Леже приезжала в Минск и обсуждала здесь организацию работы по установке панно. На одной из встреч Сергей Филимонов предложил разместить панно на специальной горизонтальной стеле-стенке у Дворца, но предложение художницы не было оценено по достоинству ни в Министерстве культуры, ни в ЦК КПБ. Так Минск лишился одной из своих самых ярких достопримечательностей.
В 1975 г. архитекторы С. Филимонов, В. Щербина, ин¬женер Б. Гамер в "Белгоспроекте” разработали проект второй очереди строительства Дворца, который был рекомендован к строительству, но финансирование объекта не открыли.
Проектирование и строительство второй очереди Дворца были возобновлены только в конце 1990 годов, но уже другими архитекторами и по другому проекту.
TUT.BY благодарит ведущего научного сотрудника БГАНТД Галину Шостак за предоставленные материалы.
TUT.BY – вы узнаете первыми…
Эскизы универсального зрелищно-спортивного зала, выполненные архитектором Сергеем Филимоновым на основе дипломного проекта, показались необычными первому секретарю ЦК КПБ Кириллу Мазурову.
При нажатии на фото, оно открывается в большом разрешении и в новом окне.
Идее дали добро на воплощение - в конце 1962 года в "Белгоспроекте" организовали группу по проектированию киноконцертного и спортивного зала, в которую вошли главный архитектор проекта С. Д. Филимонов и главный инженер В. В. Коржевский – тридцатилетний молодой специалист, самый старший из всех. На стадии рабочего проектирования в группу включили архитектора Валентина Малышева.
Экспертизу проекта провел Заслуженный архитектор России Р. М. Гегарт, ведущий автор проекта здания минского ГУМа. Нагрузка на сотрудников была очень серьезная, об этом вспоминает сам Филимонов:
"...с работы я и Коржевский уходили в 11-12 часов вечера, а бывало, работали до 2-3 часов утра. И никаких выходных, праздников. За год мы выполнили громадный объем работы, выпустив только архитектурно-строительных чертежей более 1000. Многое переделывали по нескольку раз, поскольку проектных норм на такие сооружения в Союзе еще не было... А было огромное количество согласований со смежными институтами, совещаний и просто планировочной работы по объекту".
При сооружении Дворца использовались новейшие достижения науки и техники, строительные материалы: монолитный и сборный железобетон, стекло и стеклопластик, керамика, алюминий. Мастера разработали оригинальную конструкцию витражей из анодированного алюминия, внедрили новые виды отделочных материалов - фактурную штукатурку, облицовочную плитку. Трибуны для зрителей размещались перед эстрадной и спортивной площадкой - впервые кресла изготовили из стеклопластика. Заказ на 7000 мест для трибун и партера выполнили по моделям-образцам наших дизайнеров и конструкторов рабочие судоремонтного завода в Ужгороде.
Длительное время продолжались согласования, уточнения формы, цвета, стоимости, а когда первые образцы сидений укрепили на трибунах, здание посетил Машеров. Петр Миронович внимательно осмотрел всю стройку, похвалил установленные сиденья, и вскоре зрительный зал стал серо-голубым от их огромного количества. Главный вестибюль Дворца отделали мрамором, а дворовый фасад здания — цветным закаленным стеклом (стемалитом серого цвета в сочетании с анодированным алюминием по каркасу). Кстати, для кафе-буфета приобрели самое современное по тем временам торговое оборудование - новейшие охлаждающие витрины-прилавки "Пингвин".
Торжественное открытие здания состоялось 7 мая 1966 года. За короткий срок Минский Дворец спорта приобрел широкую популярность. Уже через год здесь провели первенство Европы по классической борьбе 1967 года, а затем - чемпионат Европы по спортивной гимнастике, чемпионат мира среди юниоров по фехтованию, международные турниры по хоккею с шайбой и десятки других мировых и союзных спортивных соревнований. На международных соревнованиях штангистов в мае 1970 года впервые в истории мировой тяжелой атлетики советский спортсмен Василий Алексеев набрал в сумме троеборья феноменальный результат - 600 кг. Зрительный зал, рассчитанный на 4000- 6000 зрителей, заполнялся полностью во время концертов Магомаева, Лундстрема, Эллингтона…
Еще во время строительства Дворца в Госстрой республики и "Белгоспроект" приходили заявки на повторное применение проекта в других городах страны. Вот цитаты из документов: "Челябинский облисполком, ознакомившись с построенными дворцами спорта в ряде городов страны, в том числе в г. Минске, пришел к выводу, что Минский Дворец спорта является лучшим из построенных по архитектурно-планировочному и технологическому решениям и наиболее полно отвечает условиям и эксплуатации для г. Челябинска". Проект Минского Дворца спорта был повторно осуществлен в Челябинске, Волгограде, Днепропетровске.
В Вильнюсе при возведении дворца спорта была использована технология минчан, которая по тем временам являлась ноу-хау. Так, Минский Дворец положил начало строительству в Советском Союзе универсальных зрелищных залов. В мае 1969 г. Комитет по физической культуре и спорту при СМ БССР выдвинул Дворец спорта на соискание Государственной премии в области архитектуры.
В конце 1960-х в Минск вместе с писателем Константином Симоновым приехала известная портретистка, уроженка Беларуси Надежда Ходасевич-Леже, вдова французского художника-монументалиста Фернана Леже. Среди приглашенных на прием, который устроило в ее честь Министерство культуры, был и автор проекта Дворца спорта Сергей Филимонов.
Надежде Леже понравился Минский Дворец, и она предложила установить на фронтоне главного фасада здания объемное смальтовое мозаичное панно — часть мурала, созданного ее мужем для олимпийского стадиона в Берлине в 1930 году. Когда к власти в Германии пришли фашисты, Фернан Леже отказался выполнить его в натуре. Панно на тему спорта - яркое, абстрактное по форме и содержанию - получило всемирное признание. Одна его часть установлена на стене-фронтоне мемориального музея художника Фернана Леже в Бьете на юге Франции. Другую половину панно Надя Леже предложила выполнить с помощью французских мастеров-монументалистов на фронтоне Минского Дворца спорта как дар белорусскому народу от соотечественницы.
Рисунок панно Леже с пояснениями автора Дворца спорта С. Филимонова
Несколько раз Надежда Леже приезжала в Минск и обсуждала здесь организацию работы по установке панно. На одной из встреч Сергей Филимонов предложил разместить панно на специальной горизонтальной стеле-стенке у Дворца, но предложение художницы не было оценено по достоинству ни в Министерстве культуры, ни в ЦК КПБ. Так Минск лишился одной из своих самых ярких достопримечательностей.
В 1975 г. архитекторы С. Филимонов, В. Щербина, ин¬женер Б. Гамер в "Белгоспроекте” разработали проект второй очереди строительства Дворца, который был рекомендован к строительству, но финансирование объекта не открыли.
Проектирование и строительство второй очереди Дворца были возобновлены только в конце 1990 годов, но уже другими архитекторами и по другому проекту.
TUT.BY благодарит ведущего научного сотрудника БГАНТД Галину Шостак за предоставленные материалы.
TUT.BY – вы узнаете первыми…