ПРИЯТНО ПОЗНАКОМИТЬСЯ!
Мой собеседник — командир 50‑й смешанной авиационной базы полковник Андрей Лукьянович. Этот год еще нескоро завершится, но он уже стал для Андрея Юльяновича щедрым на события, которые, безусловно, украшают жизнь только самых достойных офицеров. Очередное воинское звание, назначение на должность командира авиабазы, присвоение классной квалификации военный летчик-снайпер — все это произошло в 2012‑м. Согласитесь, достойное признание высочайшего профессионализма и адекватная оценка долгих лет кропотливой работы человека в погонах.
Андрей Юльянович признается, что стал мечтать о небе благодаря двоюродному брату, летавшему бортовым техником на самолете Ан-12. И даже неудача при первом поступлении в училище летчиков не сломила парня. Наоборот, он стал с большим усилием готовиться к следующей вступительной кампании. А настойчивость и смелость, как говорится, города берет!.. В 1988 году двери Балашовского высшего военного авиационного училища летчиков распахнулись для Андрея Лукьяновича.
Военный летчик-снайпер полковник Лукьянович провел в небе уже 1.900 часов — таков его общий налет. Освоил транспортники Л-410, Ан-24 и Ан-12, на Ан-26 и Ил-76 продолжает подниматься в небо и сегодня.
— Транспортная авиация является основой военно-воздушных сил многих стран, — сразу видно, что Андрей Юльянович с особым удовольствием и волнением говорит о близком ему роде авиации. — И это благодаря множеству выполняемых ею разносторонних задач. Например, основой транспортной военной авиации в России является самолет Ил-76. Очень удачная его конструкция позволяет разработчикам постоянно модернизировать этот самолет и теперь. Необходимо гордиться тем, что и в наших Вооруженных Силах Ил-76МД состоит на вооружении. Многие задачи сил специальных операций выполняются во взаимодействии с военно-транспортной авиацией — например, десантирование. Доставка воздушным эшелоном белорусских военнослужащих и техники в район учений на российские полигоны также происходит благодаря нашим Илам, не говоря уже про учения в других странах и на территории Беларуси.
Военный летчик-снайпер Лукьянович признается: все самолеты, на которых он летал, дороги его сердцу, но по красоте, управляемости, поведению в небе — лучше Ил-76 нет.
Интересуюсь: может ли войти в состав экипажа такой серьезной «птицы» молодой летчик — выпускник Военной академии Республики Беларусь?
— Например, выпускник 2011‑го лейтенант Владимир Афанасьев в январе нынешнего года приступил к переучиванию на самолет Ил-76, — отвечает командир 50‑й саб. — В качестве помощника командира экипажа он уже налетал 60 часов. И именно благодаря тому, что он связал свою жизнь с транспортной авиацией, — уже побывал в таких удаленных от Беларуси местах, как Ашулук и Улан-Удэ. Принимал Владимир участие и в подготовке к параду — жаль, что непосредственно в День Независимости Ил-76 не пришлось пролететь над столицей.
Помимо того что офицер Андрей Юльянович Лукьянович профессионал, он еще и прекрасный семьянин. Два сына и дочь, конечно же, гордятся своим отцом. Младшие пока только задумываются о будущей профессии, ну а старший сын Евгений (скоро ему исполнится 16 лет) уже сделал свой выбор — он станет военным летчиком. Сейчас Женя учится в Минском городском кадетском училище № 1.
Страница истории
Легендарный «полтинник»
50‑я смешанная авиационная база вправе гордиться не только большим спектром выполняемых задач, связанных с предназначением как вертолетов, так и самолетов, составляющих ее парк авиационной техники. Особую гордость у авиаторов по праву вызывает история создания 50‑го отдельного смешанного авиационного полка (впоследствии ставшего авиабазой).
Полк был сформирован в узбекском городе Чирчике для выполнения самой что ни на есть боевой задачи — оказания помощи афганскому народу. Кстати, 50‑й осап — легендарный «полтинник» — был сформирован тогда буквально за месяц! И это произошло благодаря командиру 280‑го отдельного вертолетного полка подполковнику Борису Григорьевичу Будникову. Он собрал воедино летчиков, инженеров, техников, переведенных сюда из разных концов Советского Союза. В составе полка были сформированы три эскадрильи: 1‑я эскадрилья — три отряда по четыре самолета Ан-12, Ан-26 и Ан-26РТ; 2‑я вертолетная эскадрилья — шесть звеньев, 12 вертолетов Ми-24В/Д; 3‑я вертолетная эскадрилья — шесть звеньев, 12 вертолетов Ми-8МТ. Также были сформированы управление полка и авиационная технико-эксплуатационная часть.
Авиаполк вошел в состав 40‑й общевойсковой армии и с марта 1980 по февраль 1989 года выполнял боевые задачи с аэродрома Кабул.
Уже в марте 1983 года Указом Президиума Верховного Совета СССР эта воинская часть была награждена орденом Красной Звезды. Что же скрывала за собой сухая формулировка — «за успешное выполнение заданий по оказанию интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан и высокие показатели в боевой и политической подготовке»?
…Первую потерю 50‑й осап понес 24 апреля 1980 года. Тогда в районе ущелья Вагждан в 45 километрах юго-западнее Кабула очередью ДШК был сбит Ми-24 старшего лейтенанта А. Корчагина. При попытке совершить вынужденную посадку вертолет завалился набок и загорелся. Погибли командир вертолета и оператор лейтенант Т. Дацько, борттехнику П. Никитенко удалось спастись.
30 апреля 1980 года полку было вручено Боевое Знамя. С того времени этот день является днем части и празднуется ежегодно.
В первый год афганской войны полк потерял восемь вертолетов (три были сбиты противником, пять — разрушены при аварийных посадках). Всего же летчики выполнили 12.278 боевых вылетов, уничтожили 32 огневые точки, 38 опорных пунктов мятежников, 21 склад, 4 ДШК, 41 штаб и крепость, а также более 1.200 душманов.
В 1981 году в активе летчиков части было уже 18.684 боевых вылета. Поврежденными оказались 33 вертолета.
Третий год войны — 1982‑й — оказался очень тяжелым: 15.272 боевых вылета, потери — 19 вертолетов и 14 человек. Ну а самый большой удар был нанесен 8 мая — в сбитом вертолете погиб весь руководящий состав 3‑й эскадрильи: комэск майор Грудинкин, замполит капитан Садохин и штурман эскадрильи капитан Кузьминов.
7 октября 1982 года после выхода из атаки в районе горы Катасанг был обстрелян из ЗГУ и взорвался в воздухе Ми-24Д капитана Спелова. Экипаж погиб, спасая высаженную группу десантников…
Именно в составе этого полка летали знаменитые «таблетки» — самолеты неотложной реанимационно-хирургической помощи Ан-26М «Спасатель» с красным крестом на борту. А еще — воспетые Александром Розенбаумом трагические «черные тюльпаны»…
За девять лет войны в Афганистане летчики легендарного «полтинника» совершили 120.944 боевых вылета (больше, чем в других частях), уничтожили 298 опорных пунктов, 160 огневых точек, 104 позиции ДШК, 75 складов с оружием и боеприпасами, около 3,5 тысячи мятежников, перевезли более 90 тысяч тонн грузов.
В памяти и истории навечно остались отважные люди тех времен — шесть Героев Советского Союза, девять награжденных орденом Ленина, 78 — орденом Красного Знамени, 1.145 — орденом Красной Звезды, 1.126 — орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», 489 — медалью «За отвагу», 1.221 — медалью «За боевые заслуги».
В феврале 1989 года 50‑й авиаполк в полном составе был выведен с территории Афганистана, а уже в мае на аэродроме Липки Минского гарнизона он приступил к выполнению задач боевой подготовки в мирных условиях.
С 1994 года 50‑я смешанная авиационная база стала базироваться на аэродроме Мачулищи.
На основании Указа Президента Республики Беларусь 11 октября 2004 года 50‑й смешанной авиабазе ВВС и войск ПВО было вручено новое Боевое Знамя части.
Пилоты транспортной авиации участвовали во всех крупномасштабных учениях белорусской армии и продолжают успешно выполнять многочисленные задачи. Лишь часть их — это перевозка личного состава и грузов, десантирование подразделений сил специальных операций, несение боевого дежурства по охране воздушных рубежей нашей Родины.
Подполковник ИГОРЬ ЖУК, juk@vayar.sml.by, фото автора