ВПК-news

Источник материала:  

Спутники-зомби заработают через три года

В прошлом году американское оборонное научное агентство DARPA запустило программу Phoenix. Ее суть заключается в «оживлении» неисправных спутников и даже их частей с помощью специального космического аппарата-«паразита».


В настоящее время программа Phoenix вступает в новую фазу. DARPA опубликовала запрос коммерческим компаниям на создание «подопытных» спутников, которые будут использоваться для отработки технологий Phoenix. Состоялась конференция на тему «устойчивого обслуживания спутника», в ходе которой ученые, представители частных компаний и военные эксперты обсудили юридические, технические и оперативные аспекты «оживления» «мертвых» спутников.

Программа Phoenix предполагает использование неисправных спутников и их частей, например антенн, для создания дешевых средств связи для наземных войск. После полной реализации программы DARPA в 2015 году планирует продемонстрировать небольшие спутники под названием Satlet, которые состыкуются с неработающими космическими аппаратами и превратят их в своеобразные «зомби».

Satlet будут отделять радиоантенны от неработающих спутников на геостационарном «кладбище» космических аппаратов, подключать к своим системам и включаться в коммуникационную сеть.

Для реализации проекта Phoenix требуется преодолеть ряд технических сложностей. Так, предстоит разработать системы сближения и стыковки satlet и «мертвого» спутника, а также создать манипулятор, резак и другие инструменты, необходимые для разборки и оживления спутника.

Кроме того, выведение нового спутника на орбиту требует двустороннего одобрения со стороны Международного союза электросвязи (ITU) и связано с административной волокитой и международной конкуренцией за место в пространстве. Согласно отчету ITU, согласование орбиты и частот радиосвязи может занимать до трех лет.

Тем не менее Пентагон продолжит программу «зомби»-спутников. Ведь, помимо коммерческой выгоды от использования космического мусора, у этой технологии есть и чисто военное применение — перехват спутников противника.

F-35 засек и сопроводил несколько баллистических ракет


Система распределенных инфракрасных датчиков DAS и радар истребителя F-35 продемонстрировали уникальную способность автоматически обнаруживать и отслеживать баллистические ракеты. Таким образом, перспективный истребитель пятого поколения доказал свою способность выступать в качестве эффективного элемента системы ПРО.

AN/AAQ-37 DAS — это оптико-электронная система с распределенной апертурой (шесть ИК/ТВ‑камер на поверхности самолета). Она обеспечивает пассивную локацию во всех направлениях. С помощью этой системы F-35 уже обнаруживал пуски баллистических ракет с рекордного расстояния — 1.200 км. В недавно проведенном испытании AN/AAQ-37 DAS работала совместно с РЛС AN/APG-81 самолета F-35. Таким образом, был испытан комплекс радиоэлектронного оборудования, который продемонстрировал уникальные возможности, которыми не обладает ни один современный самолет.

Радар и датчики DAS были размещены на борту самолета-лаборатории BAC1-11. Система AN/AAQ-37 DAS имеет уникальную особенность: она наблюдает всю сферу вокруг самолета, и летчику нет необходимости наводить поле зрения сенсора в нужный район. Компьютер соединяет их изображения в одну бесшовную картину окружающей обстановки. DAS обнаруживает и сопровождает цели в полностью пассивном режиме (без подсветки радаром или лазером) и не требует вмешательства пилота. Стоит противнику появиться на поле боя — DAS мгновенно захватит цель (наземную, воздушную, ракеты, в том числе ПВО и «воздух — воздух») и будет непрерывно следить за ней, исключая возможность ухода в слепые зоны. При этом пилот может стрелять в заднюю полусферу и выполнять любые маневры. Благодаря этому DAS быстро обнаружила пуск баллистических ракет, запущенных серией. Инфракрасные датчики успешно следили за полетом ракет даже спустя некоторое время после выгорания топлива во второй ступени. Также баллистические ракеты захватил на сопровождение и радар AN/APG-81, способный отслеживать цели в любых погодных условиях и выдавать целеуказание оружию, в том числе и ракетам ПРО. Радар отслеживал ракеты вплоть до выхода за пределы дальности действия, предусмотренной разработчиками радиолокационной установки.

Данное испытание сенсоров F-35 не только демонстрирует огромные возможности электронных систем истребителя F-35. В случае оснащения противоракетами данный самолет может стать очень эффективной платформой перехвата стратегических и тактических баллистических ракет. Малозаметный истребитель сможет дежурить на расстоянии 500–1.000 км от предполагаемого местонахождения пусковых установок баллистических ракет и уничтожать их на старте или выдавать целеуказание другим средствам ПРО.

 

Необычный штурмовик выполнил первый полет


Штурмовик А-10 40‑й испытательной эскадрильи ВВС США 28 июня т. г. вошел в историю как первый самолет, выполнивший полет на новом виде топлива, в основе которого алкогольное сырье. Самолет отлетал без каких-либо проблем и успешно приземлился.

Топливо, известное как ATJ (Alcohol-to-Jet) — на основе целлюлозы. Его можно изготовить из древесины, бумаги, травы и т. д. Сахара, извлеченные из этих материалов, в процессе брожения превращаются в спирт, который затем перерабатывается в авиационный керосин. ATJ является третьим альтернативным топливом, которое испытывается ВВС США в рамках снижения нефтяной зависимости и замены стандартного авиационного горючего JP-8.

Другие альтернативные виды топлива включают: синтетический керосин, получаемый из угля и природного газа; биотопливо, получаемое из растительных масел и животных жиров.

В настоящее время ВВС США полностью сертифицировали синтетический керосин и практически закончили сертификацию биотоплива, т. е. их можно будет использовать на всех типах военных самолетов. Первый полет A-10 на топливе ATJ означает, что американские военные получат еще один источник важного ресурса, не зависящий от ситуации на нефтяном рынке.

Штурмовик А-10 — идеальная платформа для испытания нового горючего. Созданный для выживания на любом поле боя, самолет имеет двойную топливную систему, что позволяет питать один из двигателей опытным горючим, а второй — традиционным. Это снижает риск для пилота, поскольку А-10 может продолжать полет только на одном работающем двигателе.

В настоящее время смесь топлива ATJ и JP-8 полностью прошла наземные испытания на штурмовике А-10. На очереди несколько опытных полетов на смешанном и на чистом (только ATJ) видах топлива.

Россия готовит гиперзвуковую ракету


Россия и Индия приступили к тестированию совместно разработанной сверхзвуковой крылатой ракеты «Брамос», которая развивает скорость в два раза большую скорости звука. На подходе новая модификация — «Брамос-2», которая будет гиперзвуковой и достигнет скорости 7М. Подобного оружия пока нет ни у одной страны мира.

«Брамос-2» будет запускаться с разнообразных платформ: морской, наземной и воздушной. К летным испытаниям новая ракета будет готова в 2017 году.

Генеральный директор BrahMos Aerospace Сиватхану Пиллаи (Sivathanu Pillai) заявил, что компании потребуется около пяти лет на разработку первого полностью функционального прототипа. Также он отметил, что проведены лабораторные испытания ракеты на скорости 6,5М, т. е. фактически опытный образец гиперзвуковой ракеты или ее двигателя уже существует.

Западные специалисты относятся к российской разработке скептически и отмечают сложность и возможные проблемы с созданием гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД). Тем не менее проблемы с ГПВРД американцам удалось решить на своей экспериментальной ракете X-51 Waverider. В ходе испытаний X-51 легко достигала скорости более 6М. Американский опытный гиперзвуковой аппарат X-43 летал еще быстрее — почти на 10М. Правда, американцы до сих пор не смогли окончательно решить проблему чрезмерного нагрева гиперзвуковых ракет и управления на высоких скоростях.

Вместе с тем, по данным американской разведки, Россия успешно испытала ГПВРД на водородном топливе еще в 1998 году. Испытания проходили в Казахстане, и скорость тогда достигла 6,4М. В 2001 году американские военные аналитики обратили внимание на таинственные испытания ракеты, похожие на испытания оружия на базе ГПВРД. Страна, которая первой поставит на массовое производство высокоточные гиперзвуковые ракеты, получит серьезное военное преимущество, в том числе и в стратегическом масштабе. Ракеты со скоростью более 7М практически неуязвимы для современных средств ПВО и способны уничтожать сильно защищенные наземные и надводные объекты. По своему потенциалу гиперзвуковое оружие сравнимо с тактическими ядерными боеприпасами.

Подготовил Михаил Левкевич

←АРМЕЙСКОЕ ЛИЦО «ОЛИМПИЙСКОЙ» БАЙДАРКИ

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика