Не водите за руку солдата
Помню, находился в командировке и долго не мог попасть в кабинет командира части: у него все это время находились родители одного из солдат. Перед дверью комбрига скопилась целая очередь. На мой вопрос: «А что случилось, что они там так долго?» — один из военнослужащих ответил: вчера чуть не убежал солдат, его поймали на автобусной остановке… Вот пришлось известить родителей.
В это время через стенку стал отчетливо слышен голос мамаши. И все находящиеся перед дверью услышали ее гневные оправдательные слова: «Да мой сын хороший! Это ваша армия его испортила! Его здесь обижают, вот он и хотел убежать!..». Почти каждый, кто стоял со мной в очереди, ухмыльнулся. А кто-то даже с иронией произнес: «Да уж, бедное дитятко обидели…».
Причину такой реакции я понял, когда увидел то «дитятко» в коридоре… Широкоплечий парень под два метра ростом стоял и молчал, виновато опустив глаза в пол. «Кто и как мог такого обидеть?..» — подумалось мне.
Впоследствии (после разбирательства и долгих бесед проверяющих лиц с нарушителем) оказалось, что тот солдат попросту не смог адаптироваться в армии. Не найдя общего языка с товарищами, он замкнулся в себе — и в результате не нашел ничего лучше, кроме как сбежать. Сейчас горе-воин находится в санитарной части и ожидает наказания… Родители, как я узнавал позже, приезжали в воинскую часть еще несколько раз и всегда твердили одно: сын не виноват, его испортила армия. Может, он просто не был готов к службе?..
Откуда берутся такие солдаты? Я думаю, начинать стоит с воспитания, со среды, в которой растут будущие защитники Отечества. С одной стороны, современное поколение со всеми достижениями научно-технического прогресса должно быть более самостоятельным — казалось бы, те же юноши должны взрослеть рано. С другой стороны, все эти ноу-хау, доступность любой информации, многообразие эмоций, вещей и продуктов развращают молодежь. Я бы сказал менее вызывающе: балуют…
Кто-то говорит, что во всем виноваты родители.
— Представляете, как-то одна из мам позвонила мне и спросила, на каком основании ее сын не может ежедневно звонить ей на мобильный, рассказывать о службе в то время, в которое она привыкла его слышать, — поделился со мной наболевшим один из офицеров. — Порой до абсурда эта забота доходит. А у нас ведь немало своих задач.
И вправду… Есть такие мамы, которые знают, что нужно их детям, лучше, чем сами отпрыски. Они всеми правдами и неправдами «отмазывают» сыновей от службы, ну а уж если не получилось — все полтора года не дают покоя ни командирам, ни своему ребенку.
Особенно если этому ребенку «повезло» служить в том же городе, где он жил до армии. И такие случаи мне тоже известны. С одной стороны, хорошо: мама постоянно носит через забор продукты, утирает слезы. А с другой — ну что за служба такая, одомашненная?.. Ведь раньше парни служили по всему Советскому Союзу, огромному и просторному. И ничего — набирались самостоятельности, становились мужиками, учились бороться с жизненными трудностями, не опускать руки. Порой с армии в родной дом уже с невестой возвращались.
То, что эта проблема есть, подтверждают и посетители форума официального сайта Министерства обороны Республики Беларусь. В частности, на ветке форума «Кто должен воспитывать солдата?» есть много различных мнений на сей счет.
Наш корреспондент Елена Романова считает так: если в семье есть отец, который служил в армии, он сможет объяснить сыну, «что нужно делать, а что нет». На это товарищ Бихевиорист ей ответил: «Во время срочной службы в нашей роте служил паренек. Псих, нытик, залетчик, жалобщик, косарь. Отец — подполковник. Так что служил отец или нет — это далеко не показатель». Согласен: раз на раз не приходится.
По поводу таких вот маменькиных (или папенькиных) сынков на форуме высказался просто пух, считающий, что не нужно жалеть солдатиков: «…А то, простите, не армия, а пансионат какой-то». Может, офицеры сами виноваты, что солдаты так себя ведут? Может, разбаловали их? Чуть ли не за руку водят по территории части…
Поиронизировал на форуме Bender Radriges: «Воспитывать солдата должны его командиры, замполиты, психологи. И целовать солдата во все места, а то в случае чего они же и виноваты будут — или их сделают виноватыми». И вправду, а ведь от таких солдат страдают и офицеры. Причем серьезно страдают. Казалось бы, почему именно они виноваты? Потому что вовремя не заметили белую ворону у себя в подразделении?..
Есть мнение, что во многом должны влиять на солдата помощники офицеров — младшие командиры. Так свою службу в прежние времена вспомнил sky_prapor, который все держал под контролем. «Стоило сержанта напрячь, и все было хорошо, а сейчас институт младшего командира утрачен полностью»…
На мой взгляд, к обозначенному выше перечню «виноватых» можно еще добавить школу, в частности, занятия по допризывной подготовке. Там, где они проходят не формально, а как положено, с привлечением офицеров находящейся рядом воинской части, с выездами на полигон, старшеклассники быстрее адаптируются к армейской обстановке.
…В 1980 году уроженец Пуховичей гвардии старший сержант Николай Чепик, выполняя воинский долг по оказании помощи афганскому народу, участвовал в ликвидации крупной банды мятежников. По возвращении с задания группа, в составе которой он находился, была обнаружена и окружена… Когда погибли товарищи, 20‑летний Николай подпустил бандитов к себе и взорвал их оставшейся миной. Гвардии старшему сержанту Чепику было присвоено звание Героя Советского Союза — посмертно…
Никто не спрашивал его, молодого и неопытного, об адаптации в армии, потому что служба — это священный долг. Никто не уговаривал его защищать братский народ, потому что быть защитником — это большая честь. Никто не советовал ему, как поступить в трудной ситуации, потому что истинные ответы — в сердце.
Как грустно, что сейчас, в мирное время, нам порой приходится говорить совсем о других «подвигах»…
Капитан АНДРЕЙ БОКЗА, bokza@vayar.sml.by, иллюстрация Ирины Яскевич