ПРЕСТИЖ СЛУЖБЫ ПО-АМЕРИКАНСКИ
Война в Афганистане приобрела новую и крайне неблагоприятную для войск международной коалиции фазу: присутствием натовцев недовольны теперь не только талибы, но и воины афганской армии. Причем настолько недовольны, что начали методично и открыто заниматься сокращением численности их живой силы.
Земля загорелась под ногами
В афганской провинции Лагман группа американцев стояла возле здания натовского опорного пункта, так называемого координационного центра. Мимо проходили несколько солдат афганской армии. Американцы, естественно, не увидели в этом ничего для себя опасного — им с афганскими военными приходится общаться каждый день. Но на этот раз афганцы внезапно остановились и направили в их сторону автоматы.
Последовал шквальный треск очередей. Лежачих добивали. Никто из американцев не успел сделать ни единого ответного выстрела. Все происходило средь бела дня.
Нечто подобное произошло и в афганской провинции Кунар. Там пеший патруль разбросало мощным взрывом. Бомбу с дистанционным управлением привели в действие солдаты афганской армии.
Все чаще и чаще афганские правительственные войска и полиция нападают с оружием на военнослужащих коалиции. И когда такие случаи расследуют, то оказывается, что преступления имеют не столько политические, сколько религиозные мотивы.
Не замедлила последовать и ответная реакция. Американские солдаты демонстративно сложили в кучу экземпляры Корана, облили их бензином и подожгли. Такое святотатство у местных жителей, наблюдавших эту картину, вызвало состояние, близкое к шоку.
Но это еще мелочь. Американский солдат, как оказалось, перенесший психический стресс, расстрелял 17 мирных местных жителей, среди которых были женщины и дети. Это вызвало небывалый взрыв негодования среди афганских военных и, конечно же, существенно подорвало авторитет альянса и ослабило его позиции. Теперь пуля афганца-мстителя или взрывное устройство подстерегает всякого американца на каждом шагу. Безопасных мест для непрошеных зарубежных гостей в этой стране больше нет.
Отчего гибнут американцы
Случаи, когда солдаты получают опасные для жизни ранения, катастрофически участились. Доклад американского Военного института хирургических исследований содержит шокирующие данные: оказывается, каждого четвертого американского военнослужащего, погибшего от ран в Афганистане, можно было спасти. А требовалась для этого всего лишь своевременная и квалифицированная медицинская помощь. Тысячи американских солдат, получивших ранения, умерли в Афганистане, не дожив до момента ее получения в стационарных медицинских центрах, где есть необходимое оборудование, опытные хирурги и где применяются передовые медицинские технологии.
Главная причина смертности раненых, которые могли быть спасены, — банальные кровопотери. Останови вовремя кровотечение — и солдат будет жить. Но на деле в Афганистане все происходит по-другому. Если солдат ранен — по рации вызывают вертолет. Но дождаться помощи — большая проблема. Мешают бюрократические заморочки. Дело в том, что по правилам санитарный вертолет поднимется в воздух только в сопровождении другой винтокрылой машины с вооружением на борту. А если боевого вертолета на авиабазе в данный момент нет, санитарный будет стоять и дожидаться его, потому что он не вооружен пулеметами и его экипаж, что уже бывало не раз, может пополнить число погибших, ведь талибы не дремлют. Оснащать же санитарные вертолеты оружием запрещает Женевская конвенция.
Пока бригада медиков дожидается эскорта, драгоценное время истекает, солдат уже не спасти. Но даже если санитары застанут раненого солдата живым, это вовсе не гарантирует того, что он будет спасен. В медицинских центрах солдаты умирают не реже, чем на поле боя. А все потому, что первую помощь на месте солдату оказали не специалисты, а дилетанты. Плохо, оказывается, в американской армии обучают бойцов оказанию первой медицинской помощи. Потому раненые солдаты часто умирают в санитарном вертолете или в коридоре медцентра на пути к операционному столу.
Гибель американских солдат в Афганистане стала чем-то привычным и обыденным. И множеством гробов, которые вывозят отсюда на самолетах, никого не удивишь — обычное дело.
Никто из американцев не уверен в том, что доживет до радостного дня, когда живым и здоровым попадет в объятия родных. Для американских «афганцев» в Интернете даже сайт специальный создан, где они оставляют свои завещания. Один просит потратить страховую премию в случае своей гибели на грандиозную вечеринку в память о нем. Желательно где-нибудь в Лас-Вегасе. Другой рекомендует жене потратить ее на экзотическое путешествие. Третий — на машину другу. Такие вот они заботливые, щедрые и великодушные — солдаты сверхдержавы, которая пришла в Афганистан для того, чтобы, истребляя афганцев, мстить давно убитому грозному аравийскому террористу.
Крыса — друг человека
Очень часто американцы гибнут и получают увечья от мин. Не помогают ни саперы с их миноискателями и щупами, ни дресированные псы. Потому в Пентагоне приняли решение: для борьбы с минами армия Соединенных Штатов должна использовать дрессированных крыс. Для этого разработана целая программа.
Специалисты обосновали программу убедительно: крысы обладают высокоразвитыми инстинктами, легко поддаются дрессировке. Их, в отличие от собак, значительно дешевле выращивать, ведь размножаются эти грызуны быстро. Крыс дешевле, чем собак, перевозить и содержать. У них прекрасное чутье, они могут почувствовать мины на достаточно большой глубине. К тому же крысы намного легче собак: мина не срабатывает от веса зверька.
Пока еще рано говорить, во что выльется затеянная Пентагоном «крысиная» программа. У военных она вызывает скептицизм. Сомневаются они, что крысы способны спасти людские жизни в Афганистане. И спрашивают: если так все просто, почему же раньше при помощи крыс не обезвреживали минные заграждения? Да и сам факт того, что американские генералы в надежде решить проблему безопасности солдат обратили свои взоры на грызунов, вызывает большое сомнение, что проблема эта в скором времени будет разрешена.
Талибы, давайте жить дружно!
В отличие от пентагоновских генералов, военнослужащие коалиции, которые находятся сейчас в Афганистане, решают проблемы собственной безопасности по-своему. Способ, который они выбрали, особой новизной не отличается, но он достаточно эффективен. Правда, понимания у высокого воинского командования точно не найдет. Иностранные военные в Афганистане пытаются договариваться с представителями вооруженной оппозиции — талибами — «по-свойски», устанавливают и поддерживают с ними негласные контакты и заключают соглашения. Схема этих соглашений проста: безопасность в обмен на уступки.
Грешат этим, как правило, находящиеся в Афганистане воинские контингенты небольших государств, входящих в коалицию. Офицеры одной армии, подразделения которой дислоцированы в провинции Гильменд, чуть ли не подружились с местным полевым командиром талибов и встречаются с ним регулярно. Стороны договорились: талибы обязуются не атаковать иностранные военные объекты в провинции и предупреждать о появлении в зоне их ответственности отрядов боевиков, не подчиняющихся руководству движения талибов.
Командование же иностранного отряда, в свою очередь, обязуется ограничить свою деятельность патрулированием закрепленного за ними участка шоссе и не препятствовать деятельности созданных талибами теневых органов власти, занятых, например, сбором дани с местных крестьян.
Помимо того, иностранцы за свою безопасность на постоянной основе выплачивают талибам солидные «отступные». И срабатывает: талибы ведь тоже к мирной жизни стремятся, да и деньги им нужны. Такая военно-народная дипломатия спасает жизни и талибам, и иностранцам. Ну а то, что эти действия приводят к ослаблению влияния органов законной афганской власти, «народных дипломатов» особо не волнует. Потому что своя рубашка, как говорят, ближе к телу.
Ненужная война
Афганская война в американском обществе становится все менее популярной. Сколько бы пресс-секретарь Пентагона капитан Джон Кирби ни заявлял, что усиление недовольства в обществе никак не изменит военные планы США, командующему афганской группировкой генералу Джону Аллену от его слов легче не становится. Процесс численного сокращения группировки не только остановить, но и замедлить уже не удается. Потому что общественная поддержка этой войне катастрофически падает.
Некоторые американские политики из окружения президента Барака Обамы любили противопоставлять якобы добродетельную афганскую войну иракской. Но теперь с кабинетным представлением о том, что бывают «хорошие» войны, а бывают «прискорбно необходимые», придется попрощаться. 69 процентов американцев теперь убеждены, что Соединенным Штатам не следовало начинать афганскую войну. Американский народ перешагнул психологический порог, до которого они считали эту войну непопулярной и после которого считают совершенно ненужной. Теперь американцы от Орегона до Флориды выступают за скорейший вывод войск из Афганистана.
Нетрадиционное решение Пентагона
«В армию? Да ни за какие коврижки!» — так рассуждают теперь защитники американского отечества. Действительно, ну кто же добровольно готов сложить голову на другом полушарии планеты? Тем временем в пентагоновских кабинетах государственные мужи мучаются над вопросами: как завлечь парней в армию? Как сделать воинскую службу более привлекательной? Как, наконец, поднять престиж человека в военной форме?
Несколько лет назад Пентагон решил прибегнуть к традиционному, креативному способу решения проблемы: разрешили служить в армии гомосексуалистам. Правда, при условии, что никто из военнослужащих об этом не узнает, дабы не раздражать их и, не приведи господь, совращать. А тем, кто проговорится сослуживцам о своей ориентации, грозили из армии отчислить.
Не подумали тогда о побудительном мотиве таких военнослужащих. А они ведь руководствовались вовсе не благородными патриотическими чувствами. И совсем не ради щедрого денежного довольствия подписали контракты. Совсем другое их прельщает в казармах. Потому многие вскоре, нарушив запрет, расшифровались и поведали сослуживцам о своих пристрастиях. В Пентагоне были озадачены возникшей ситуацией, но отчислять таких новобранцев не торопились. Кто ж тогда воевать-то будет?
На одном из «гей-парадов» эти военнослужащие надели футболки с названиями своих воинских подразделений. В футболках, а не в военной форме они вышли потому, что, согласно правилам, установленным Пентагоном, военнослужащие могут участвовать в различных шествиях в военной форме лишь в том случае, если получат на то разрешение от командования. Рассчитывать на такое разрешение гомосексуалисты, разумеется, не надеялись.
Подобными шествиями американских прохожих не удивишь, на что только не насмотришься в такой демократической стране, как США. Но прочитав надписи на майках, люди были шокированы: да неужели теперь и этих тоже в армию берут служить?!
Скрепя сердце администрация Барака Обамы разрешила людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией служить в рядах вооруженных сил открыто. И опять не подумали тогда в администрации — протяни таким палец, так они руку по локоть откусят. Что и случилось…
В Пентагон обратился некий Шон Сэл и потребовал позволить военным нетрадиционной сексуальной ориентации выходить на «гей-парады» в военной форме. Мотивировал свое требование тем, что солдаты воюют не в футболках, а именно в форме. Генералы в Пентагоне посовещались, уныло заглянули в сводки с афганских фронтов и пришли к мнению: надо разрешать. А то ведь скоро воевать совсем некому будет. И письмо с соответствующим распоряжением ушло во все подразделения вооруженных сил страны.
У американских «нетрадиционных» был праздник. «Это настоящий день гордости! — воскликнул глава их сообщества в Сан-Диего Дуайт Крэншоу. — Решение Пентагона — «гигантский шаг вперед». Но это еще не все. Чтобы закрепить результат, в министерстве обороны США впервые прошли мероприятия, посвященные военнослужащим нетрадиционной сексуальной ориентации. В их честь был дан салют. Свои видеообращения к секс-меньшинствам записали президент Барак Обама и министр обороны Леон Панетта.
Таким вот нетрадиционным способом в Соединенных Штатах решили поднять престиж воинской службы. Чего только не сделаешь ради победы над афганцами!
ВЛАДИМИР КОЖЕВНИКОВ, kozhevnikov@vayar.sml.by