Залог побед — здоровье
Без сомнения, надежная боевая техника и хорошо подготовленные специалисты — два важнейших условия успешного выполнения боевых задач. Но только в том случае, если машины исправны, а люди — здоровы. Ведь не секрет, что неожиданная болезнь выводит из строя, порой, эффективнее вражеской пули. Недаром забота о состоянии здоровья подчиненных — одна из главных задач любого командира.
Между тем, угроз для человеческого организма астраханская степь таит намного больше, чем белорусская земля. Кишечные инфекции, чума и холера, скорпионы, фаланги и прочие гады — вот с чем и кем приходится «воевать» армейским медикам на Ашулуке. И они со своей задачей справляются уверенно. Как-никак за плечами у белорусских военнослужащих многолетний опыт командировок на знаменитый российский полигон.
— Вы обязательно про наших медиков напишите. Они здорово нам помогают… — с этой просьбой ко мне обратились парни из полевого пункта питания, когда мы делали про них репортаж. А еще они рассказали, как в первые дни после прибытия в Ашулук им порой приходилось обращаться к армейским врачам, чья своевременная помощь не давала слечь от типичных для степи болячек.
Коль уж ракетчики сами ратовали за своих врачей, обойти эту тему мы никак не могли.
Палатка медицинского пункта расположена в самом центре полевого лагеря белорусов. В ней мы с фотокором застали двух офицеров — майора медицинской службы Сергея Азаренка и капитана медицинской службы Дмитрия Каркотко. Первый из них — начальник медицинской службы 120‑й зенитной ракетной бригады, второй занимает аналогичную должность в 56‑й зрбр. Именно этим людям поручено нести ответственность за здоровье белорусских ракетчиков в астраханской степи.
— Много ли приходится работать? — спрашиваю у врачей.
— В первые дни, пока у людей шла адаптация к новым климатическим условиям, обращений было немало, — ответил майор медицинской службы Сергей Азаренок. — Теперь работы поменьше. Занимаемся, главным образом, профилактическими мероприятиями…
Из беседы с офицерами я узнал, в чем выражалось привыкание к Ашулуку и какое влияние на здоровье оказывает иссушенная летним солнцем степь. Так, основные жалобы в первые после прибытия эшелона дни были связаны с обезвоживанием организма и повышенным давлением. Причина тому — сухой воздух, непривычная для нас жара (температура в тени поднималась выше сорока градусов) и высокие физические нагрузки в период обустройства лагеря. Но уже через двое суток завершилась адаптация к здешнему климату, да и военнослужащие научились соблюдать питьевой режим. Снизилось потребление жидкости. Хотя в любом случае в астраханской степи за день выпиваешь в два раза больше воды, чем в Беларуси. Таковы здешние реалии.
Кстати, о воде. Пить можно только хорошо прокипяченную или бутилированную воду. Как мы уже сообщали ранее, в Ашулук наши подразделения привезли запас питьевой воды в бутылках из расчета по два литра в сутки на человека. И в столовой чай готовится с запасом. У каждого солдата и сержанта всегда в наличии фляга с водой.
В дополнение к этому в каждой палатке имеется бак с чистой кипяченой водой или водой, настоянной на зверобое. Эта трава, по словам армейских медиков, не только обладает природным дезинфицирующим эффектом, но и уменьшает жажду. Принятые меры делают воду предельно доступной и исключают возможность обезвоживания.
Главная опасность в жарком Ашулуке — пищевые отравления. Но и с этим наши врачи в силах совладать. Так как основной источник инфекций — немытые руки, ни один военнослужащий не может попасть в столовую, минуя умывальник. После мытья руки в обязательном порядке следует окунуть в специальный дезраствор, и лишь после этого можно садиться за обеденный стол. Пища подается только в одноразовой посуде.
Еще строже медицинский контроль на полевой кухне. Армейские врачи следят за порядком хранения продуктов, приготовлением пищи, санитарным состоянием «камбуза» и здоровьем поваров. Любой сбой в этом налаженном механизме грозит тут же сказаться на здоровье военнослужащих…
— В Ашулуке из-за песка и пыли раны заживают дольше, чем в Беларуси, — рассказал капитан медицинской службы Дмитрий Каркотко. — Здесь даже царапину нельзя игнорировать, так как она легко может загноиться. При лечении ран повязки накладываем более тщательно, чаще делаем перевязки. В обязательном порядке даем антибиотики.
— Мы привезли с собой полный комплекс лекарств и медицинских инструментов, — продолжил майор медицинской службы Сергей Азаренок. — Полевой медпункт по объему оказания первой медицинской помощи полностью аналогичен стационарному медпункту бригады в пункте постоянной дислокации. В лагере недостает лишь стационара. Но он здесь и не нужен. А в случае непредвиденной ситуации оборудованный стационар имеется в городке полигона Ашулук. В Тамбовке есть поликлиника со своим стационаром. В случае необходимости наши российские союзники готовы оказать содействие.
Кстати, немало опасностей в степи таит местная фауна. Безжизненная на вид земля заселена ядовитыми змеями, скорпионами, тарантулами и фалангами. Нередкие здесь дикие лисы легко могут заразить людей бешенством… Готовы ли к этим вызовам армейские медики? Разумеется, да. Но все же лучше, чтобы в двух тысячах километров от Беларуси они оставались без работы.
На страже здоровья ракетчиков — капитан медицинской службы Дмитрий Каркотко (слева) и майор медицинской службы Сергей Азаренок (справа)
Капитан АЛЕКСАНДР ХОЛОД, holod@vayar.sml.by, фото Рамиля Насибулина