Любимые книги белорусов - сказки для взрослых и белорусский женский роман
20.08.2012 12:01
—
Новости Общества
Любимые книги белорусов - сказки для взрослых и белорусский женский роман
/Недавно мы уже писали о самых продаваемых книгах в Беларуси. Но в рейтинги, отражающие статистику продаж по большинству магазинов нашей страны, вошло совсем немного художественной литературы. Поэтому мы решили дать ее отдельным блоком. Думаем, многим будет интересно узнать, какие художественные книги читают белорусы.
Комментировали списки культуролог и литератор Юлия Чернявская, писатель и литературный критик Петр Васюченко.
В магазинах ОАО "Белкнига", которые представлены в столице, областных и районных центрах; в некоторых частных магазинах по всей Беларуси в 2011 году больше всего покупали следующие книги.
1. "Миг бесконечности" Наталья Батракова, роман в 2-х томах2. "Буря мечей" Джордж Мартин3. "Новый дозор" Лукьяненко Сергей4. "Игра престолов" Джордж Мартин5. "Битва королей" Джордж Мартин6. "Сто лет одиночества" Габриэль Гарсиа Маркес7. "Пакт" Полина Дашкова8. "Пир стервятников" Джордж Мартин9. Том 1. (Паэзія. 1950-1960). Караткевіч У.С. (Збор твораў у 25 тамах)10. “Полная история Средиземья” Джон Толкиен
Юлия Чернявская: “Первое место в рейтинге занял роман белорусской писательницы Натальи Батраковой. Что тут можно сказать? Женской прозы до начала 90-х в принципе не было. Женщины пытались строить свои тексты по канону, который создали мужчины. В последние 20 лет к нам хлынула беллетристика (раньше-то и термина такого не было). А женский жанр – это именно беллетристика, чаще всего тексты, написанные дамами, на литературу не претендуют. Такая перемена произошла в том числе из-за того, что аудитория потребовала книги, соответствующие своему уровню. Вот в этот уровень достаточно добротные романы Натальи Батраковой вполне вписываются. Я уже говорила как-то: дополнительно важно, что Батракова - минский автор. Ее принадлежность к нашему культурному полю и сознание "она – наша", а не "чужая, российская" тоже способствуют тому, что ее книги покупают.
Главные темы литературы сейчас, как впрочем, и всегда – и у Еврипида, и у Шекспира: деньги, кровь и любовь. Про кровь и деньги пишут мужчины, женщины отрабатывают тему любви. И другие женщины это читают. Ну, понятно, взрослые женщины до седых волос остаются девочками и надеются на чудо. Об этом вновь заставил подумать успех романов Батраковой и Элизабет Гилберт (см. в следующем топе). А с другой стороны – ибо, слава Богу, в нашем мире существуют не только седеющие "девочки", но и лысеющие "мальчики" – не удивляет пролонгированный уже на два десятилетия успех жанра фэнтези.
Причина любви к фэнтези, – как говаривал классик, "не бином Ньютона": фэнтези – это, как ни крути, сказка (только ведьма там с бластером)... Потому не удивляюсь наличию целых пяти книг Джорджа Мартина в первом и втором топах вкупе. К тому же фэнтези Мартина имеет пересечения не только со сказкой, но и с приключенческими, а также с историческими романами, а последние в моде хронически. Большая часть фэнтези – своего рода история. "Реальная" история вымышленной страны. Впрочем, народы (и не только постсоветские) с таким энтузиазмом выдумывают себе самую великую историю, что можно сказать: многие признанные исторические талмуды – не что иное, как фэнтези. Фэнтези наоборот.
По итогам обоих рейтингов - в лидерах “Новый дозор”. Было бы странно, если бы не... Начнем с того, что это пусть не очень длинный, но сериал. Люди очень любят сериалы (и в кино, и в книгах): они привыкают к героям, начинают любить их. А у Лукьяненко – особенно в первом "Дозоре" – герои живые, разнообразные, интересные. Есть важный для интеллектуалов элемент: Лукьяненко им все время "подмигивает", давая скрытые цитаты, аллюзии и т.д. Рядовому читателю это не важно, но для него есть другие завлекалки. Это приятное фэнтези, легкое, внятное, с хорошей иронией, основанное на понятных нам реалиях. Без особых изъянов и без особых претензий. Правда, у Лукьяненко есть и выраженный недостаток: такое ощущение, что к концу ему страшно надоедает писать, и он непременно “смазывает” последнюю треть книги. Словом, мастер в эндшпиле не силен. Второй недостаток: уже с третьего "Дозора" все крепнет впечатление, что автор себя “перепевает”. Но в принципе "Новый дозор" – не худшее чтение, особенно в отпуске.
Кстати, о фэнтези. Все современные авторы фэнтези – последователи Толкиена: все они "родом" из "Хоббита". Не случайно “Полная история Средиземья” - на десятом месте рейтинга. Меня Толкиен привлекает не сюжетом. И не отсылками "для высоколобых" – например, намеками на средневековый рыцарский роман и на скандинавскую мифологию. И, признаюсь, меня не так уж интересуют эльфы, гномы, маги и принцессы. Гораздо милее сердцу и уму вот что. Это очень позитивные книги. Ведь в каждом романе Толкиен показывает: маленький кряжистый человечек с волосатыми ступнями – если он хороший, честный, добрый человечек – способен победить всех монстров и снаружи, и главное – изнутри. Словом, простые смертные, которые плетут лапти и едят требуху, ничуть не хуже рыцарей. Думаю, читателю это тоже нравится. И еще одна чисто практическая причина успеха очередного издания Толкиена. “Полная история Средиземья” - дорогая красивая книга, то есть роскошный подарок.
Очень радует "Сто лет одиночества" Габриэля Гарсиа Маркеса в рейтинге. Это тот самый удивительный случай, когда в списке беллетристики оказывается великая гениальная вещь. Впрочем, не могу не задаваться вопросом, почему Маркес в него попал. То ли его в очередной раз переиздали, но ведь переиздают его достаточно часто... То ли он лег на душу людям, которые любят фэнтези и вымышленные миры, потому что Макондо – тоже вымышленный мир. То ли болезнь и предсмертие гениального писателя заставляют читателя захотеть прочитать его книги...
А может быть, мы просто соскучились по настоящему – в нашем-то мире суррогатов и симулякров? Возможно, нам захотелось тональной насыщенности, юмора и одновременно трагедийности мышления. Сильных образов и мощных страстей – вместо все победившего худосочно розового гламура...
Полина Дашкова — автор детективов, прежде – психологических и, так сказать, бытописательских – и в этом качестве вполне читабельных (например, "Золотой песок"). Кстати, она начинала в 1980-е как превосходная поэтесса. Ее настоящее имя – Татьяна Поляченко. Почитайте: ее стихи есть в интернете.
В последние годы Дашкова (до чего же претенциозный псевдоним!) зачем-то обратилась к "глобальностям": к теме поиска бессмертия ("Источник счастья"), а теперь вот к теме Второй мировой войны ("Пакт"): мол, почему и каким образом война начиналась, и что можно было бы сделать, чтобы ее предотвратить. Но чтобы "поднять" эту тему по-настоящему, нужно знать политическую историю, сидеть в архивах, понимать, что действительно происходило, на уровне историка хотя бы средней руки. А иначе упираешься в штампы и стереотипы, которыми и пишет Дашкова: СССР — коммуналка, расстрелы, стахановцы, очереди, черные воронки; Германия - устрицы и кафе. Дашкова (в отличие, скажем, от незамысловато-веселенькой Донцовой) старается сделать свои книги похожими на литературу, и это ей парадоксальным образом мешает... В отличие от Лукьяненко, слишком много и изъянов, и претензий.
Далее у нас Короткевич. Почему-то особенно порадовало, что вошли в топ именно стихи, причем ранние. Очень уж они светлые и хорошие, эти стихи".
Топ художественной литературы, наверное, самого популярного книжного интернет-магазина Oz.by во многом повторяет первый.
1 "Новый Дозор" Сергей Лукьяненко2 "Эрагон. Наследие" (книга четвертая) Кристофер Паолини3 "Игра престолов" (книга первая) Джордж Мартин4 "Битва королей" (книга вторая) Джордж Мартин5 "Буря мечей" (книга третья) Джордж Мартин6 "Обменные курсы" Малькольм Брэдбери.7 "Под куполом" Стивен Кинг8 "Пир стервятников" (книга четвертая) Джордж Мартин9 "Есть, молиться, любить" Элизабет Гилберт10 "Бойцовский клуб" Чак Паланик.
Юлия Чернявская: "Кристофер Паолини "Эрагон. Наследие" из второго списка – также фэнтези. Я уже говорила, почему народ так любит сказки для взрослых.
А вот что меня очень удивило, так это наличие в топе обворожительной книги, причем романа не для широкой публики, а для "высоколобых". Я имею в виду "Обменные курсы" Малькольма Брэдбери. Это совершенно необъяснимо.
Книга Брэдбери, созданная для интеллектуалов и об интеллектуалах (гуманитарной профессуре), вышла в свет в 2006 году. Она не переиздавалась. Почему ее, незамеченную тогда, начали покупать сейчас? Да, некоторые – потому, что происходящие там события напоминают те, которые вяло протекают и в нашем богоспасаемом отечестве (место действия – вымышленная социалистическая страна Слака, где происходит никому не видная, опять же вялотекущая революция). Но не могу себе вообразить, как и почему читатели вдруг открыли эту книгу, что такое случилось за последние шесть лет? Никаких пиар-кампаний, вообще ничего в этом роде. Загадка рейтингов! Как говорится, мелочь, но приятно.
Далее у нас Стивен Кинг – некогда один из любимых моих беллетристов. Другое дело, что, пожалуй, после "Зеленой мили" ничего, что мало-мальски напоминало бы прежнего Кинга, у него не выходило. Это огорчительно, но понятно: увы, писатели имеют тенденцию "исписываться", особенно если должны выдавать на-гора по роману в год... Об ужасе такого писательства – один из лучших романов Кинга – "Мизери".
В первой половине романа "Под куполом" ничего не происходит. Как это часто у Кинга, просто показывается мир маленького городка: судьбы, тайны, души. А потом вдруг случается событие, которое рассекает жизнь на "до" и "после". Город оказывается под куполом: отныне в него нельзя войти, нельзя из него выбраться. И тут раскрывается психология людей: наружу вырывается и самое лучшее, и самое худшее…
Роман не из удачных, что и говорить, но определенные мысли пробуждает. Такие, например. У нас в стране многим свойственно тяготение к закрытости, мол, живем в маленькой уютной стране и нам никто не нужен: кому-то не нужен Запад, кому-то Россия, кому-то – вообще никто и ничто. Мол, мы "сам с усам", создадим себе мини-эсэсэрчик и будем жить в нем припеваючи. Так вот, когда общество закрыто, получается так, как в романе Кинга: сразу же к власти приходят злые "парни в черных шляпах", а те, кто в белых, – уходят в подполье. Но всегда есть несколько человек, которые побеждают. И это, как всегда у Кинга, добрые люди. Некоторые из них погибают. Это тоже нормально: добрые и должны погибать, потому что только они и умеют жить "во имя" доброты. Кстати, блистательный роман "Купол" на ту же тему написал до Кинга талантливый российский писатель Алексей Варламов.
Роман не из удачных, что и говорить, но определенные мысли пробуждает. Такие, например. У нас в стране многим свойственно тяготение к закрытости, мол, живем в маленькой уютной стране и нам никто не нужен: кому-то не нужен Запад, кому-то Россия, кому-то – вообще никто и ничто. Мол, мы "сам с усам", создадим себе мини-эсэсэрчик и будем жить в нем припеваючи. Так вот, когда общество закрыто, получается так, как в романе Кинга: сразу же к власти приходят злые "парни в черных шляпах", а те, кто в белых, – уходят в подполье. Но всегда есть несколько человек, которые побеждают. И это, как всегда у Кинга, добрые люди. Некоторые из них погибают. Это тоже нормально: добрые и должны погибать, потому что только они и умеют жить "во имя" доброты. Кстати, блистательный роман "Купол" на ту же тему написал до Кинга талантливый российский писатель Алексей Варламов.
"Есть, молиться, любить" Элизабет Гилберт — качественное женское чтение, приятный роман, написанный хорошим языком. Это история самой Элизабет Гилберт, которая, расставшись с мужем и, пытаясь вышибить клин клином, отправляется в путешествие по миру. В Италии она ест, в Индии молится, а на Бали находит любовь. Главное преимущество и главный секрет успеха этой книги – то, что она дает надежду не очень молодым и не очень счастливым женщинам – а это, на самом деле, главный контингент читающих. Добавлю: в экранизации в главной роли снялась обаятельная – и особо любимая именно этим контингентом – Джулия Робертс.
С "Бойцовским клубом" опять же не совсем понятно, почему этот роман Паланика вдруг вновь стал суперпопулярным, хотя опубликован был еще в 1996 году, а фильм снят в 1999-м. Главный герой в силу странных обстоятельств теряет практически все, что у него есть, и - опять же - странный знакомый пристает к нему с - опять-таки - очень странной просьбой. Элементарно мазохистской: мол, ударь меня... Это в прямом смысле выбивание друг на друге своей боли, своих страхов, своих бед становится основой жизни сперва для этих двоих, потом и для многих других людей. Что же, это понятно. Путь проверенный и проторенный. Недавно знакомая рассказывала, как случайно попала на занятия фитнесом, где было 10 минут бокса. И с каким же счастьем она молотила эту несчастную боксерскую грушу! Но этим роман Паланика лишь начинается.
Сперва люди, собравшиеся, чтобы колотить друг друга, – это своего рода садистско-мазохистское братство. Потом их начинают нанимать для каких-то деструктивных целей - ломать, бить, что-то портить, что-то корежить "под заказ" - и братство становится организацией. И сами члены "бойцовского клуба" начинают считать, что у них есть миссия, что таким целительным образом они воздействуют на загнивающий буржуазный мир... Однако для меня это прежде всего история о том, как идея взаимопомощи и братства делает из людей террористов. Как твоя личная ненависть, помноженная на ненависть твоих соратников, постепенно перенаправляется с конкретных "плохих людей" на весь мир в целом – и к чему это приводит. Иногда кажется, что общество, в котором мы ныне "и процветаем", начиталось Паланика сверх всякой меры, да только вот выводы сделало прямо противоположные.
Из этих списков, думаю, однозначно не стоит тратить время на "Пакт" Полины Дашковой. Что я настоятельно рекомендовала бы почитать - это Маркес и Брэдбери. А тем, кто желает понять внутренние механизмы того, что происходит сейчас в нашем "черно-белом мире", советую: читайте блестящий роман Поланика и неудачный роман Кинга".
Топ-10 мастацкай літаратуры сталічнай кнігарні “ЛогвінаЎ”
1. “Міларусь” Лявон Вольскі2. “Маска чырвонае смерці” Эдгар По3. “Дзінь-дзілінь” Сяржук Вітушка4.” Тэорыя змовы” Уладзіслаў Ахроменка5. “Выратаванне”, “Даліна Ісы”, “Зямля Ульра”, “Родная Еўропа” Чэслаў Мілаш (камплект з 4 тамоў)6. “Амбасада” Марыя Мартысевіч7. “Шалом” Артур Клінаў8. “Маленькія тролі і вялікая паводка” Тувэ Янсан9.”Усё па-ранейшаму, толькі імёны зьмяніліся” Уладзімер Арлоў10. “Неба пад Бэрлінам” Яраслаў Рудзіш
Пятро Васючэнка: “Гэты топ сведчыць пра тое, што мастацкая літаратура ў дастатковай ступені рэпрэзентатыўная. Хаця ў параўнанні з літаратурай даведачнай, слоўнікамі і гэтак далей, яна мае меншы тэматычны і жанравы дыяпазон.
Адзначу, што шэраг аўтараў у гэтым рэйтынгу прысутнічае дзякуючы вядомасці і раскручанасці іх іменаў. Так Лявон Вольскі, які добра вядомы у музычным свеце, заваяваў свае права быць у рэйтынгу, дзякуючы менавіта імені. Тое самае магу сказаць у дачыненні да Уладзіміра Арлова, Артура Клінава, у пэўнай ступені, Марыі Мартысевіч. У гэтай сувязі хацеў бы вітаць з’яўленне адносна новага імені — Уладзіслаў Ахроменка з яго кнігай “Тэорыя змовы”. Гэта досыць перспектыўны аўтар, і прысутнасць яго ў топе ў нейкай ступені аднаўляе справядлівасць, бо гэты пісьменнік у свой час намінаваўся на сур’ёзную літаратурную прэмію, але, на жаль, не атрымаў яе.
З задавальненнем адзначаю ў рэйтынгу імя Эдгара По з яго зборнікам “Маска чырвонае смерці” — ён перакладны. З’яўленне гэтага перакладу настолькі важнае, што двое студэнтаў выканалі дыпломныя працы аб якасці перакладу выбраных твораў амерыканскага аўтара.
З’яўленне збору твораў Чэслава Мілаша – значная літаратурная падзея мінулага года. З радасцю адзначаю ў рэйтынгу і твор Тувэ Янсан. Думаю, што цяперашняе пакаленне дзяцей шчаслівейшае за наша, бо мы чыталі гэтую аўтарку па-руску, а не ў поўным аб’еме. І некаторыя прадстаўнікі майго пакаленне не ведалі пра мумі-троляў, у той час, як цяперашнія дзеці могуць чытаць пра іх па-беларуску.
Хацеў бы пажадаць, каб у будучым больш прадаваліся і адпаведна траплялі ў дзясяткі лепшых, новыя аўтары. І вельмі шкадую, што не прысутнічаюць у рэйтынгу, а значыць і слаба прадаюцца, паэтычныя зборнікі.
Са спісу рэкамендаваў бы пачытаць усіх аўтараў, але, у першую, Эдгара По, калі нехта, вядома, не чытаў, а таксама Уладзіслава Ахроменку. Наколькі гэта магчыма азнаёміцца з творчасцю Чэслава Мілаша. Ну і дарослым, і маленькім чытачам будзе карысна ўвайсці ў краіну мумі-троляў.”