Лебедь, рак и щука белорусского туризма: как заманить туристов в наши края?

Источник материала:  
18.08.2012 10:31 — Новости Общества

Лебедь, рак и щука белорусского туризма: как заманить туристов в наши края?

/

           


Лебедь, рак и щука белорусского туризма: как заманить туристов в наши края?
"Вот мы всё время говорим: в Беларуси много леса, красивая природа. А возить сюда туристов, чтобы показать им всю красоту, так и не научились", - констатировала 17 августа во время выездного обучающего семинара в нацпарке "Припятский" начальник отдела туризма Минспорта Любовь Максимова. Но пока одни переживают за то, как привезти в нашу "зелёную" страну туристов, других заботит, как бы они не затоптали особо охраняемые территории до такой степени, что и показывать будет нечего. Развернулась жаркая дискуссия!
 
"Такие экскурсоводы, что плакать хочется"

Во время семинара директор заказника "Прибужский" Николай Лукашук заметил, что перед тем, как задуматься о привлечении туристов, нужно определить, кто ими будет "руководить".
 
- Сейчас остро стоит проблема, что на территории заказников толпами ходят какие-то левые группы с непонятными неаттестованными экскурсоводами, которые просто нагло врут. Они не верно называют виды растений, животных, владельцев поместий. Хотя даже аттестованные экскурсоводы в музеях, например, говорят: "Вот посмотрите, серый волк". Но не такого вида, есть "волк обыкновенный", и называть вид надо правильно. Более того, они чуть ли не на ходу придумывают легенды и по-своему интерпретируют белорусскую историю, не опираясь на исторические справки. Порой рассказывают такие легенды, которые задевают достоинство местных жителей.
 
В пример Николай Лукашук приводит следующую историю: "Деревня "Знамёнка", расположенная рядом с нашим заказником, раньше называлась "Дуричи", и исторически установлено, почему. Так, до переселения деревни она называлась "Доречье". На полесском говоре название звучало как "Доричче". И, поскольку, выговаривать было сложновато, деревню назвали "Дуричи". А экскурсоводы ходят и рассказывают, что деревня называлась "Дуричи" потому, что там жители дурноватые были. Нельзя же такое придумывать!"

По его словам, в Европе не работают неаттестованные экскурсоводы, такие там будут просто оштрафованы.

"В Польше, например, экскурсии ведут или экскурсоводы парка, или те, с которыми заключены договоры. Самостоятельно у них может передвигаться только группа до 10 человек, но им надо обязательно приобрести путеводитель, а за его отсутствие можно получить штраф. У нас же иногда неорганизованные туристы и сами, и при экскурсоводах могут отлавливать насекомых себе в коллекцию, не зная, какие это насекомые, входят они в Красную книгу или нет".
 
Специалисты Минспорта признали существование проблемы с экскурсоводами. "Минспорта совместно с Национальным агентством по туризму фильтрует этот вопрос в части историко-культурного наследия. А экскурсоводов, которые проводятся на заповедных территориях, действительно никто не аттестовывал".
 
"Почему-то часто в предпринимателе видят жулика. А вы возьмите и заключите с ним договор!"

Говорили специалисты и о других проблемах. Например, про не всегда продуманную инфраструктуру. Многим, например, хочется подъехать на своем автомобиле вплотную к территории парка или заказника. Однако это не всегда можно делать, и многие вынуждены идти пешком. "Стоянки надо размещать в буферной зоне, а дальше - открыть пункты проката велосипедов, паровозов, да хоть гужевых повозок",- говорит Любовь Максимова.
 
– А деньги где на это? – возражают ей, указывая, что в рамках госпрограммы развития особо охраняемых природных территориий (ООПТ) на 2008-2014 годы на развитие туристической деятельности всех объектов выделено 44,3 млрд рублей.
 
– Например, на все 4 заказника Брестской области на этот год выделено только 20 млн рублей, - говорит Николай Лукашук. - Из них мы купили фотоаппарат и остальные оставили на приобретение двух каноэ. В прошлом году мы приобрели автомобиль для заказника - но самую дешевую российскую "Ладу" - и две байдарки.
 
– Да уж, две байдарки на заказник, конечно, беда, - признает Максимова. - Но давайте используем опыт Европы. Они заключают договоры с частниками, которые потом называются "партнерами парка". Если частник - партнер, то исполкомом даются префернеции, скидки и т.д. Нужно находить местных энтузиастов, а то у нас почему-то часто в предпринимателе видят жулика. А вы возьмите и заключите с ним договор!
 
– А почему в заказники туроператоры почти не привозят туристов? Мы вынуждены сами искать группы! – не понимают представители заказников.
 
– Так о наших нацпарках и заказниках очень мало информации, - парирует заместитель директора "ЦентрКурорт" Елена Брок. – Иностранцы, как правило, планируют свои поездки за полгода-год. Перед тем, как ехать, им надо знать, что там проводится, какие есть скидки. Часто, когда они нас об этом спрашивают, наши природоохранные учреждения еще не готовы что-то сказать. Просим: "Дайте цены вовремя!" Но то ли они не хотят, то ли нет профессионалов.
 
При этом всем нашим объектам давно пора вводить систему скидок, ведь это напрямую влияет и на развитие внутреннего туризма, замечает Брок. "Не надо изобретать велосипед. Сделайте, как в Европе, где уже работает гибкая система скидок: скидки выходного дня, скидки для студентов и т.д. Кстати, с российскими туристами просто катастрофа, я не знаю, на каком уровне решать этот вопрос. Российские туристы боятся сюда ехать, не знаю, как донести им информацию, что здесь нет радиации. Кто-то приехал, да, понравилось, а у остальных - как бы ни пыталось наше представительство продвигаться в Москве - большое опасение радиации!"
 
"По недавнему решению правительства в гостиницах должна быть как минимум одна точка Wi-Fi"

А еще в гостиницах при парках и заказниках услуг у нас маловато, особенно тех, которые подчеркивали бы местный колорит, говорят специалисты Минспорта. Чтобы понять, что да как, отправляемся в гостиницу "Над Припятью". Нас встречает Раиса Абрамец, директор гостиницы.

– А что это у вас за вышивка на воротнике, что означает? – сразу начинает экзаменовать директора делегация Минспорта и туризма.
 
– Ну… - теряется директор. - Всегда есть солнце, всегда есть земля, которые являются символом благополучия для "полешуков". Кстати, в каждом номере (всего в гостинице 50 номеров - TUT.BY) висят халаты и полотенца, на которых вышит символ Полесья – бусел.

Лебедь, рак и щука белорусского туризма: как заманить туристов в наши края?


Двухкомнатный двухместный полулюкс стоит 513 тысяч рублей, однокомнатный двухместный стандартный – 229 тысяч.

Лебедь, рак и щука белорусского туризма: как заманить туристов в наши края?


Лебедь, рак и щука белорусского туризма: как заманить туристов в наши края?


Лебедь, рак и щука белорусского туризма: как заманить туристов в наши края?


Лебедь, рак и щука белорусского туризма: как заманить туристов в наши края?


Лебедь, рак и щука белорусского туризма: как заманить туристов в наши края?


Лебедь, рак и щука белорусского туризма: как заманить туристов в наши края?


– На сегодняшний день забронированы сто процентов номеров. Зимой и осенью заполняемость маленькая, - продолжает Абрамец. - Есть у нас точка Wi-Fi, так как по недавнему решению правительства в гостинице должна быть как минимум одна такая точка. Но этого мало. Внизу у нас есть дополнительные услуги: бассейн, мини-боулинг, тренажерный зал, сауна. Можем оказать экстренную услугу по ремонту одежды и обуви. Все допуслуги платные. В стоимость входит только завтрак.

Лебедь, рак и щука белорусского туризма: как заманить туристов в наши края?


Лебедь, рак и щука белорусского туризма: как заманить туристов в наши края?


"А включите-ка нам мини-боулинг", - просит Любовь Максимова. - "Нет, его включить мы не можем. Инструктора нет, он работает только по вечерам".

– А если посетителю прямо сейчас захочется? – возмущается делегация.

– Зато в воскресенье он днем работает, - нашлась директор. - У нас ведь всего один инструктор, я же не могу нарушать законодательство!

Лебедь, рак и щука белорусского туризма: как заманить туристов в наши края?

 
– Бассейн ничего, - оценивающе смотрит Любовь Максимова. - Но не хватает чего-то. И сауна одна… Не всем, между прочим, нравится сауна. У иностранцев сейчас востребованы услуги в комплексе. Например, набор бань: русская, турецкая, финская. Если мы говорим об экологическом туризме, то предлагайте гостям прямо тут фреш какой-нибудь – из яблок, овощей, которые есть в Беларуси. И лепестками роз можете этот бассейн посыпать, будьте креативней! Кстати, периметр позволяет поставить возле бассейна массажные столы.

– О, нет, - возражает Раиса Абрамец. – Не так все просто, как вы думаете. Для массажиста надо специальное место, а вокруг бассейна нельзя, вы не сталкивались со службами надзора!

– Ну, не знаю, значит, надо пересматривать эти нормы. Так тоже не пойдет, - возмущается специалист Минспорта. - Что надо этой гостинице? Номера вроде комфортные, удобные, европейские, можно сказать. Но вы же на Полесье! Начинка, сам дизайн, должны быть исконно наши, белорусские, и это будет интересно туристам.
 
"70% денег в структуре доходов – за охотничью услугу. Это неправильно"

О похожей проблеме говорил и главный советник управления природных комплексов и сельского хозяйства Управления делами президента Беларуси Николай Свидинский. По его словам, в настоящий момент иностранцам мало предлагаются сопутствующие услуги.

"Какая у нас пирамида интересная получается в структуре доходов: 70% денег – за предоставление охотничьей услуги, 30% - средства, которые они у нас оставляют за проживание, питание и другие маленькие услуги, которые мы им можем предложить. И это еще лучшие цифры по стране! Пирамида перевернута с ног на голову. Вот в развивающихся африканских странах, например, с точностью до наоборот: водят три дня за бегемотом этого Ганса по сафари, а на четвертый день оказывается, что бегемот тут рядом был, в ста метрах. Зато за эти три дня ему столько услуг оказали!"

Лебедь, рак и щука белорусского туризма: как заманить туристов в наши края?


Лебедь, рак и щука белорусского туризма: как заманить туристов в наши края?

 
Николай Свидинский также подчеркнул, что надо развивать фото- и кинотуризм. "В номерах, куда заселяются охотники, надо круглосуточно транслировать сафари, показывать зверей и т.д., чтобы охотник перед тем, как поедет на охоту, получил максимум информации еще находясь в гостинице".

Лебедь, рак и щука белорусского туризма: как заманить туристов в наши края?

Среди других проблем специалисты отмечали сложную процедуру въезда в страну и высокую стоимость виз для иностранных туристических групп; отсутствие сувенирной продукции ("Давайте звать ремесленников, умельцев наших. Где они?.."), отсутствие ресторанов разной ценовой категории, отсутствие указателей на английском языке, а так же незнание иностранных языков самим персоналом.
 
"Видите, вопросов хватает, а к 2014 году надо разработать новую государственную программу. Пока же у нас на всех природоохранных территориях разные правила игры, несмотря на действующую одну на всех программу. Минспорта в одну сторону тянет, Минприроды – в другую, Минлесхоз – в третью. Лебедь, рак и щука. Пока так будет, туристы не хлынут. Нужны одинаковые правила и стандарты, поэтому нам, коллеги, для принятия новой программы нужно будет изрядно потрудиться и вдохнуть в нее новую жизнь",- подытожили специалисты.

←Билеты на матч раунда плей-офф Лиги чемпионов "БАТЭ-Хапоэль" можно сегодня приобрести в кассах борисовского городского стадиона начиная с 11 часов.

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика