Брестский мир заключали не в Бресте. А Брестским назвали по инерции
Адъютант Тадеуша Костюшко
Этот памятник истории был возведен в начале 70-х годов ХVIII века. Снаружи он имел не очень богатое убранство, будучи построенным в строгом стиле. Внутри же располагался просторный вестибюль, от которого в стороны уходили анфилады кабинетов и жилых комнат, а наверх вела широкая трехмаршевая лестница. В центре второго этажа размещался главный бальный зал с антресолями для музыкантов. Отсюда можно было выйти на широкие балконы с прекрасным видом на живописный парк.
Все это великолепие принадлежало известному белорусскому роду Немцевичей, во владениях которых были также близлежащие деревни Скоки, Клейники, Непли и Адамково. Возможно, резиденция не стала бы так известна, если бы не Юлиан Урсын Немцевич — писатель, полемист, адъютант Тадеуша Костюшко, родившийся здесь в феврале 1757 года. Его жизнь была полна неожиданных поворотов и насыщена событиями до такой степени, что, наверное, ее хватило бы на нескольких человек. Получив прекрасное образование в Брестском иезуитском колледже и Варшавской рыцарской школе, молодой Юлиан был назначен адъютантом князя Адама Чарторыйского, возглавлявшего вооруженные силы Речи Посполитой в Украине. Вскоре Немцевича избрали послом на знаменитый Великий сейм, где 3 мая 1791 года принимается очень демократичная на то время Конституция. Он был сторонником кардинальных реформ и выступал за отмену крепостного права. Писал политические памфлеты, высмеивая консерватизм шляхты, боявшейся перемен. Самое известное произведение Юлиана Немцевича — комедия «Возвращение посла», опубликованная в 1790 году. Автор сохранил в ней имена настоящих персонажей, что было невероятно смелым поступком для того времени.
Особый след в биографии Юлиана Урсына Немцевича оставила его дружба с Тадеушем Костюшко. Точно известно, что этот легендарный человек, предводитель восстания 1794 года, национальный герой сразу нескольких стран, уроженец Беларуси, неоднократно бывал в усадьбе Немцевичей в Скоках, где собственноручно посадил несколько деревьев. Когда вспыхнуло восстание, Юлиан Немцевич поддержал друга, став его адъютантом и секретарем. В плен они попали вместе, два года отсидели в Петропавловской крепости, а после того как пришедший к власти новый император России Павел І принял решение освободить их, уехали в США. Здесь в числе знакомых Немцевича оказались Джордж Вашингтон, Томас Джеферсон и другие известные личности. Но тоска по дому и родным местам была сильнее политической карьеры. Юлиан Немцевич возвращается в Скоки, где решает вопросы с наследством умершего отца. Он пишет много книг, в том числе и биографию первого президента США Джорджа Вашингтона.
В скором времени Немцевич вновь срывается с места, и до конца своих дней он так и не будет вести оседлый образ жизни. Еще одна поездка в США, возвращение на родину, затем — обоснование под Варшавой. Он переезжает с места на место, но всегда остается в центре событий. В новосозданном Княжестве Варшавском занимает ответственную должность секретаря сената, работает в департаменте образования, столичном драматическом театре. Исследует национальные памятники Гродно, Слонима, Пинска и других городов, мечтает о материальном и духовном возрождении родного края. А когда на территории Беларуси и Польши вспыхивает новое антиимперское восстание, Юлиан Немцевич в возрасте 73 (!) лет отправляется в Англию за политической и финансовой поддержкой. Домой он больше не вернется. После поражения восстания поселится в Париже, где в мае 1841 года закончит свои дни.
Скоки в декабре 1917-го
Скоки к этому времени уже давно принадлежали иным владельцам, которые менялись один за другим. Усадьба постепенно приходила в упадок. Первая половина ХХ века стала для нее настоящим испытанием. Две мировые войны, особенно Великая Отечественная, оставили здесь свой черный след. Дворец лишился флигелей, живописный парк, расположенный по соседству, сильно поредел. Правда, важные исторические события не обходили бывшие владения Немцевичей стороной. Недавно, например, стало известно, что дворец в Скоках имеет самое непосредственное отношение к подписанию договора о перемирии между Германией и советской Россией в декабре 1917 года. До недавнего времени считалось, что этот документ был подписан в Брест-Литовске, однако факты, которые приводит заведующий кафедрой физики Брестского государственного технического университета, кандидат физико-математических наук Анатолий Гладыщук, свидетельствуют о том, что во дворце Немцевичей шли основные переговоры между делегациями. Ученый одно время жил в Скоках, тогда и заинтересовался историей дворца Немцевичей. Уникальные документы он разыскивал где только мог. Обращался даже в закрытый Баварский королевский архив, откуда получил копии дневниковых записей принца Леопольда Баварского, имевшего звание прусского фельдмаршала и командовавшего Восточным фронтом немецких войск. Принц Леопольд был одним из участников переговоров о перемирии, проходивших в Бресте и его окрестностях в конце 1917 года. Собранные материалы свидетельствуют, что чудом уцелевшая в Первую мировую войну усадьба Немцевичей, которая в то время уже была электрифицирована, оказалась в центре важных исторических событий.
Принц Леопольд вел дневник с немецкой педантичностью. Он подробно описывал, какая погода была во время переговоров, что особенного происходило каждый день. Официально делегации встречались в Брест-Литовске, а фактически они находились в Скоках, что располагались в 10 километрах севернее города. Именно в усадьбе Немцевичей проходили основные переговоры, а в Брест-Литовск их участники выезжали на концерты и другие мероприятия культурной программы.
15 декабря 1917 года в 11 часов вечера в большой столовой скоковского дворца был подписан договор о перемирии. В дневнике принца Леопольда указана даже температура воздуха, которую тогда зафиксировал термометр — плюс 1 градус тепла. Также отмечено, что дул слабый западный ветер и таял снег. Само подписание договора было запечатлено на фотографиях (этот момент фотографировался с блиц-светом), которые хранятся в Баварском королевском архиве.
Командующий Восточным фронтом обратился к присутствовавшим с краткой речью и передал по одному экземпляру договора представителям Австро-Венгрии, России, Болгарии и Турции.
Так дворец Немцевичей в очередной раз вошел в историю, правда, стал известен этот факт лишь почти через сто лет.
Музей под открытым небом
В последние два десятилетия много говорят о реставрации усадебного дома Немцевичей. Грандиозный проект был задуман еще в начале 90-х годов прошлого века, во дворце планировали открыть музей в честь известных людей Брестчины. К практической реализации этой идеи приступили только в последние годы. На реконструкцию израсходованы миллиарды рублей, и недавно администрация музея во главе с директором Сергеем Семенюком приступила к работе в здании, отреставрированном на 80 процентов. Многое еще предстоит сделать, но в основном это уже будет наведение лоска в обновленном дворце. Сегодня он имеет точно такой же вид, как несколько веков назад, и даже флигельные башенки, «потерявшиеся» во время многочисленных переделок, заняли свое изначальное место. Их облик восстановлен стараниями Анатолия Гладышука, который провел серьезную исследовательскую работу и нашел уникальные документы.
А недавно специалисты ОАО «Брестреставрация», занимающиеся реконструкцией усадебного дома, натолкнулись на еще одну интересную находку. Устанавливая кованую ограду на парадном входе, они обнаружили здесь фундамент флигеля, а также фрагмент дороги, покрытой брусчаткой XVIII века. Работы на время прекратили, чтобы провести археологическое исследование прилегающей к зданию территории. Можно не сомневаться, усадьба Немцевичей хранит еще много тайн, которые постепенно будут открываться людям.
Александр КУРЕЦ, «БН»