Директор школы-интерната: Мужчина-педагог должен воспитывать личным примером

Источник материала:  
17.08.2012 15:00 — Новости Общества

Директор школы-интерната: Мужчина-педагог должен воспитывать личным примером

           


Директор школы-интерната: Мужчина-педагог должен воспитывать личным примером
Тридцать пять лет жизни Владимира Сексяева связаны со школами-интернатами. Он верит в судьбу. Когда в далеком 1976 году переезжал к жене в Минск, даже не предполагал, что станет вторым отцом для сотен девчонок и мальчишек, которые остались без родителей.

— Владимир Александрович, вы директор Минской вспомогательной школы-интерната № 10, где в основном воспитываются дети с тяжелыми умственными нарушениями. Почему выбрали это учреждение?

— Так распорядилась судьба. В 1982-м мне предлагали должность директора в одной из школ-интернатов: № 3 и № 10. Я выбрал третью. До сих пор поддерживаю отношения со многими воспитанниками, отслеживаю их судьбы. В 2003 году в интернате произошло задымление. Никто не пострадал, и ущерб был копеечный, но мне пришлось уйти. Честно говоря, не люблю об этом вспоминать. Шрам на сердце от чудовищной несправедливости того увольнения остался на всю жизнь.

Несколько лет был директором частной гимназии. А потом мне предложили работу во вспомогательной школе-интернате № 10. Получается, судьба привела в интернат, от которого я когда-то отказался.

С первого дня стал приводить его в порядок. Сначала отремонтировали спортзал. С помощью преподавателей по лозоплетению оформили холл в национальном стиле. Постепенно заменили окна, двери, обновили напольное покрытие. Большое спасибо людям, неравнодушным к судьбе сирот. Ремонт делали за счет спонсорских средств.

— Не так давно открылся еще один корпус…

— Да, три года назад после капремонта открылся второй корпус школы-интерната. В реконструкции принимали участие и район, и город. Теперь там учатся младшие школьники и дети 2-го отделения с интеллектуальной недостаточностью. На 3-м и 4-м этажах размещаются спальные комнаты.

Воспитанников, с которыми сейчас работаю (это 162 человека), я называю детьми Божьими. Среди них много ребят с тяжелыми умственными нарушениями. Они приходят на эту землю, чтобы мы помнили, что такое отзывчивость, сострадание, любовь к ближнему.

Поздравить наших школьников с новогодними праздниками приезжал председатель Мингорисполкома Николай Ладутько. Мы знали, что он спешит. Но когда я поинтересовался, насколько ограничено его время, Николай Александрович ответил, что пробудет в интернате столько, сколько необходимо. Вникал в самые сложные вопросы, волновался о будущем воспитанников. Это была запоминающаяся встреча и для ребят, и для всего коллектива.

Многие педагоги работают здесь уже немало лет. Для них это не просто профессия, а образ жизни, мышления. Поэтому я держусь за таких людей. Да и дети привыкают к своим педагогам, воспитателям. Новые лица для наших ребят — стресс.

В течение двух лет после окончания школы мы ведем патронатное сопровождение воспитанников. Ребята, которым позволяет здоровье, получают специальное образование: становятся малярами, штукатурами, швеями, обувщиками. Дети с тяжелыми нарушениями прикрепляются к территориальным центрам социального обслуживания населения по месту жительства.

— Среди педагогов больше женщин. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать мужчина, который выбрал эту профессию?

— В образе педагога ребята, которые остались без родителей, видят наставника. Именно он формирует представление о поведении, жизненных ценностях, морали. Глупо говорить подросткам о здоровом образе жизни и быть в плохой физической форме. Твердить о вреде табака и курить. Моя личная позиция заключается в том, что мужчина-педагог должен воспитывать не чтением нотаций, а личным примером. Скажем, выиграв у ребят футбольный матч, завоевываешь определенный авторитет. После этого разговаривать становится проще.

Мужчина-педагог во всем обязан соответствовать своему статусу: уметь преподносить себя, убеждать, добиваться результатов. Одна из основных проблем системы образования сегодня — отсутствие мужчин в школах. А ведь очень важно, чтобы дети, особенно мальчишки, видели пример и чувствовали отеческую заботу.

— Много раз вы принимали личное участие в судьбе своих воспитанников…

— Как же без этого! Один паренек, из самого первого моего выпуска, мечтал поступить в суворовское училище. Первый экзамен сдал на "4", второй провалил. Я записался на прием к начальнику училища, генералу. Он спросил: "А если опять получит двойку, снова придешь за него просить?" Я ответил: "Не приду". Третий экзамен паренек сдал хорошо, а на последнем получил пару. Эх, была не была, решил я, не за сына иду просить — за воспитанника! Приняли тогда моего сироту с двумя двойками. Это был беспрецедентный случай. И, знаете, мальчишка оправдал надежды. Хорошо учился. Вырос достойным человеком. Позднее еще трое моих воспитанников стали офицерами.

Если бы попросили назвать несколько достижений за время работы в школе-интернате № 3, я бы сказал, что помог усыновить 42 ребенка. У многих из них жизнь сложилась замечательно. Вот недавно встречался с Леной Литошковой. Школьницей ее удочерила пара из Канады. Там она окончила медицинский колледж, вышла замуж. Два раза в год навещает мать и брата, которые остались в Беларуси.

— Приятно, когда работа дает результаты, которыми можно гордиться. А были случаи, когда опускались руки?


— Руки не опускались. Хотя было всякое… В 3-ю школу-интернат перевели 120 ребят из интерната № 4. Почти у каждого за плечами несколько правонарушений. Представьте, пришли дети, которые не знают, что такое дисциплина, порядок, уважение к старшим, нормальная речь, а не мат. Что я должен был делать, чтобы привести их в чувство? Встретил новичков на крыльце, пригласил пройти в актовый зал. "С этого дня я ваш государственный опекун, — обратился к ним. — Как я не выбирал отца, так и вы меня не выбирали. Воспитывать буду по-отцовски". Через неделю прибежала учительница русского языка. Один из учеников обматерил ее. С подростком я разговаривал жестко. Если видишь, что в 13 лет паренек зарвался и скоро будет законченным подлецом, нужно ставить его на место.

Дети чувствуют, искренне ты к ним относишься или говоришь дежурные фразы. Результата нет тогда, когда не вкладываешь в воспитание душу… Однако происходит сильное эмоциональное выгорание. Многие говорят, что внешне я железный человек. Это неправда. Я всегда переживаю. Если не прав, прошу прощения. Уметь извиниться — признак сильного характера.

— Говорят, после выпуска из интерната сироты не подготовлены к жизни.


— Есть мнение, что сирот нужно во всем жалеть. Это ошибка. Излишняя жалость порождает иждивенцев. Они привыкают, что все вокруг им обязаны, и ничего не умеют добиваться сами. В воспитании таких детей должна присутствовать требовательность. Они должны знать о государственной поддержке, но необходимо помнить и о взаимных обязательствах: работать, вести достойный образ жизни, заботиться о семье.

Социальное неблагополучие час­то напоминает замкнутый круг: выпускаясь из интернатов, ребята повторяют судьбу родителей. Для меня всегда оставалось загадкой, с какой легкостью некоторые матери и отцы теряют право воспитывать своих детей. Не раз наблюдал, как ребятишки гроздьями висят на мамашах, которые приходят их навещать. Как не дрогнет материнское сердце?! В жизни можно совершить ошибку. Все мы не без греха. Но потерять ребенка — ошибка, которая должна перевернуть всё в сознании, образе жизни, мышлении.

— Наверняка семья — ваша крепость.

— Мы с женой вместе уже 36 лет. У нас две взрослые дочери — Вера и Мария. Почти два года назад Маша подарила нам внучку Софию. Она моя радость, моя отрада. Деда любит больше всех.

Твердо убежден: дети должны воспитываться в любви. Только в этом случае из них вырастают хорошие люди. У моей мамы не было образования, но она всегда говорила: главное в жизни — дети. И ответственность за их счастье лежит в первую очередь на мужчине.

Многие люди, которые общаются с сиротами, слишком жалостливые. Оттого дети испорчены вседозволенностью.

←На Вилии задержан контрабандист, управлявший плотом с крупной партией сигарет

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика