Зданович рассказал, как решить проблему с нехваткой и качеством педагогических кадров
17.08.2012 11:34
—
Новости Общества
Зданович рассказал, как решить проблему с нехваткой и качеством педагогических кадров
Фото: Александр ТОЛОЧКО, Рэспубліка |
Как решить проблему с нехваткой, а зачастую и качеством педагогических кадров? Этот вопрос "Р" адресовала председателю Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимиру Здановичу.
— Я бы не сказал, что по республике сегодня имеется дефицит педагогических кадров. Да, в целом остается проблема с педагогами по точным наукам — математике, физике, химии. И причин этому несколько. Хотя бы тот факт, что эти предметы сложно осваивать. Кроме того, обладая такими знаниями плюс компьютерной грамотностью, эти специалисты, отработав несколько лет в школе, востребованы на рынке труда и с легкостью находят другую работу, с четким кругом обязанностей и высокой оплатой. К слову, именно расплывчатый круг обязанностей отпугивает от работы в школе мужчин, которые более рациональны, чем прекрасная половина. И что мы имеем в итоге? Профессия педагога в большинстве своем стала женской, а значит, ребята получают однобокое воспитание.
— Действительно, сегодня многие педагоги сетуют на большой документооборот и на то, что функции школьного учителя выходят за рамки непосредственно преподавания. Это еще и ответственность за то, чтобы ребенок был сыт, здоров, благополучен в школе и семье. Правильно ли это?
— Могу сказать, что проблема неподъемного документооборота уходит корнями в послереволюционную систему образования. Но с того времени прошло много лет. Введен электронный документооборот, но и это пока не спасает. Именно эта проблема выходит сегодня на первый план, оставляя позади даже вопрос оплаты труда. Кстати, в последнее время жалоб на зарплату в комиссию не поступало.
Но при всех существующих недочетах в целом по республике наблюдается даже переизбыток педагогических кадров. В частности, специалистов-гуманитариев. А тут еще и демографическая ситуация вносит свои коррективы — количество детей в школах сокращается. Так, например, на Брестчине недавно мы столкнулись с задачей: куда трудоустроить молодых специалистов? Хотя здесь я тоже большой проблемы не вижу — это лишь вопрос правильного распределения кадров по республике.
— А каков, на ваш взгляд, уровень молодых специалистов, готовых приступить к своим обязанностям и уже преподающих в школах страны? Ведь зачастую в самих педагогических вузах сетуют: абитуриент приходит далеко не лучший.
— Качество подготовки педагога и уровень знаний абитуриента, который планирует связать жизнь с педагогикой, меня беспокоят особенно. Например, в прошлом году, когда я работал в составе Государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в учреждениях высшего и среднего специального образования, документы в БГПУ имени Танка подавал абитуриент с сертификатом по белорусскому языку в 2 балла! Это, конечно, недопустимо! О каком престиже педагогической профессии тут можно говорить?
Я думаю, здесь вполне применимо высказывание Ленина, который говорил: "Лучше меньше, да лучше". В эту профессию должны идти не только осознанно и не только лучшие, но и те, у кого есть склонность к преподаванию. Потому что мало знать — нужно уметь передать свои знания ребенку.
— Кто мог бы дать столь глубокую оценку абитуриента? Школа?
— Без сомнения! Кто лучше самих школ знает и видит своих воспитанников, понимает, сможет ли молодой человек учить, а не калечить. Школы могли бы давать рекомендации способным ребятам. Кроме того, проблему можно было бы решить через введение обязательного профессионально-психологического собеседования. И тогда можно будет лучше понять мотивацию абитуриента и отсеять случайных людей.
Возможно, следует пойти по пути, по которому пошли при подготовке медицинских кадров. Тем более что в этих профессиях есть много общего: врач ответственен за тело, педагог — за душу. К чему может привести встреча с горе-специалистом? В первом случае — к физической смерти, во втором — к духовной. Так что, согласитесь, ставки высоки. Например, тот же хирург после учебы год проходит практику, где доказывает свою профпригодность и получает лицензию. Возможно, нам следует поступить аналогично и с педагогическими кадрами. Прошел испытание — значит допущен к работе с детьми.