Инновации должны стать реалом
Понятно, что экономический рост в стране не может быть обеспечен без использования в производстве достижений науки и техники, новшеств в организационной и управленческой деятельности, то есть того, что сейчас принято называть инновациями. Одним из важнейших условий для решения этих задач является законодательное обеспечение инновационного развития. Его основой станет Закон «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь», подписанный Президентом в июле текущего года. Разберемся, что же это за документ и как он будет работать.
Основные положения
Закон направлен на определение правовых, организационных и стимулирующих основ государственной инновационной политики и инновационной деятельности, регулирование отношений в сфере инновационной деятельности. Он определяет государственную инновационную политику как составную часть социально–экономической политики, представляющую собой комплекс организационных, экономических и правовых мер, направленных на регулирование инновационной деятельности. Обозначены также особенности и порядок формирования инновационной политики по видам экономической деятельности и региональной инновационной политики. Все это позволит создать условия для более активного вовлечения в инновационную деятельность субъектов всех уровней.
В принятом законе даны также определения основных терминов, используемых в сфере инновационной деятельности, что будет способствовать формированию единообразной правоприменительной практики. Даны определения, в частности, таким понятиям, как «инновационная инфраструктура» и «субъект инновационной деятельности». Понятие «инновация» трактуется как введенные в гражданский оборот или используемые для собственных нужд новая или усовершенствованная продукция, новая или усовершенствованная технология, новая услуга, новое организационно–техническое решение производственного, административного, коммерческого или иного характера. Инновационная деятельность определена как деятельность по преобразованию новшества в инновацию.
В положениях закона закреплено равенство прав и возможностей участников инновационной деятельности, в том числе при стимулировании государством инновационной деятельности путем проведения соответствующей бюджетно–финансовой, налоговой, денежно–кредитной, таможенной и иной политики.
Не останемся без поддержки
Кстати, государственное стимулирование в соответствии с принятым законом будет направлено на обеспечение бюджетным финансированием инновационных проектов. При этом определена возможность в рамках инновационных проектов выделять средства малым и средним предприятиям, являющимся их исполнителями (соисполнителями), в размере не менее 10% от объема финансирования проекта.
Принятие закона позволяет также выделять бюджетные средства на организацию деятельности и развитие материально–технической базы субъектов инновационной инфраструктуры, включая капитальные расходы, а также финансирование их участия в международных выставках, ярмарках, конференциях, семинарах и иных мероприятиях.
Есть и другие стимулы. Например, закон позволяет передавать негосударственным предприятиям имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет бюджетных средств, а также возмещать им расходы по патентованию объектов интеллектуальной собственности за рубежом.
Еще одно новшество — введенная норма разделения рисков инновационной деятельности, доходов и ответственности между государством и субъектами хозяйствования негосударственной формы собственности.
Для господдержки коммерчески перспективных проектов и производств законом введено понятие «инновационные товары». Например, планируется предоставлять налоговые льготы организациям, реализующим инновационные товары собственного производства в соответствии с перечнем, определяемым Советом Министров.
На законодательном уровне закреплены вопросы финансирования и отбора венчурных проектов, что позволит активизировать привлечение частных и иностранных инвестиций в инновационную сферу.
Впервые в законодательстве страны введено понятие «инновационно–технологический мониторинг», проведение которого направлено на оценку уровня технологического развития организаций и их потенциальных возможностей в осуществлении инновационной деятельности, а также на разработку экономически обоснованных бизнес–планов и прогнозов развития организаций.
Принятые законом положения о формировании и осуществлении государственной инновационной политики позволят нашей стране гармонизировать национальную инновационную систему с инновационными системами стран Содружества Независимых Государств в рамках модельного Закона «Об инновационной деятельности». К слову, Беларусь — пока единственное государство из стран Таможенного союза, которое на законодательном уровне закрепило понятия «инновационная деятельность» и «инновационная политика».
Вступление в силу Закона «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» позволит определить четкий механизм государственного стимулирования инновационной активности, основанный на принципах равенства субъектов инновационной деятельности, использования конкурсных процедур, гласности и ответственности за достижение планируемых результатов, а также будет способствовать построению единой, внутренне непротиворечивой и эффективной системы управления инновационной деятельностью.
На инновационное развитие страны направлен и Указ «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов», подписанный Главой государства 7 августа 2012 года. Цель — сконцентрировать использование средств фондов на высокотехнологичных, экспортно ориентированных, прорывных инновационных проектах с высокой экономической эффективностью и добавленной стоимостью на одного работающего, определяющих структурные изменения в экономике.
Еще одним важным для этой сферы документом, несомненно, станет Указ Президента, проект которого подготовлен ГКНТ и название которого говорит само за себя — «О создании благоприятных условий для эффективной коммерциализации (освоения) результатов научно–технической деятельности, созданных за счет государственных средств».
Есть над чем работать
В то же время в научно–технической и инновационной сферах имеются отдельные вопросы, требующие дальнейшего совершенствования и уточнения на основе постоянного мониторинга принятых (изданных) актов законодательства на предмет отслеживания практики их применения.
Среди ключевых направлений совершенствования и систематизации законодательства, связанного с инновационным развитием, можно выделить следующие:
совершенствование механизмов поддержки венчурного финансирования;
совершенствование порядка и условий проведения научно–технической (научной) экспертизы проектов заданий программ различного уровня и направленности и инновационных проектов;
совершенствование государственного регулирования механизмов стимулирования создания и использования объектов права промышленной собственности;
обеспечение комплексного правового регулирования общественных отношений, связанных с предоставлением правовой охраны сведениям, составляющим коммерческую тайну, а также защитой прав ее владельцев.
Одним из наиболее актуальных направлений научно–технической политики Беларуси является последовательное наращивание объемов экспорта высокотехнологичной продукции.
Необходимо отметить, что в последние годы наметился рост объемов производства высокотехнологичной, наукоемкой продукции и повышение конкурентоспособности товаров белорусских производителей на мировом рынке. Прямой вклад наукоемкой продукции в прирост ВВП, выраженный в доле новой продукции от роста объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, составляет около 20 процентов и столько же от общего роста ВВП.
Игорь ВОЙТОВ, председатель Государственного комитета по науке и технологиям.