ЯДЕРНЫЙ ПАКИСТАН ВЫХОДИТ ИЗ-ПОД КОНТРОЛЯ?
В связи с тем, что США и их союзники по НАТО выводят свой контингент из Афганистана, эксперты задаются вопросом о будущем не только оставляемой страны, но и всего региона.
Теперь уже очевидно, что военная кампания США против афганских талибов фактически проиграна сверхдержавой. Более того, за время десятилетнего противостояния с Западом экстремисты только укрепили свой потенциал. Понятно, что после ухода американцев движение «Талибан» станет главной политической силой в регионе и начнет расширять свое влияние на соседние страны. В этой связи особую тревогу вызывает Пакистан, имеющий на вооружении ядерное оружие, которое вполне может оказаться в руках исламистов.
Талибы стали использовать Пакистан в качестве опорной базы с самого начала афганской антитеррористической операции. Как следствие, идеи исламистского движения пустили глубокие корни среди простых пакистанцев. Показательно, что лидер «Аль-Каиды» Усама бен Ладен скрывался именно в Пакистане — его дом находился неподалеку от военной академии страны. Если еще лет десять назад Пакистан критиковали за то, что в его приграничных районах находят убежище исламские боевики из охваченного войной соседнего Афганистана, то сегодня к данному факту на Западе относятся обыденно, уже рассматривая оба государства как одно целое. Иными словами, ядерный Пакистан медленно, но уверенно переходит во власть экстремистских движений.
Между тем фактически без внимания осталась информация о том, что всего за несколько лет Пакистан удвоил свой ядерный арсенал. Конечно, маловероятно, чтобы США не имели плана экстренных действий на случай выхода ситуации из-под контроля, но риск всегда остается и, учитывая, что вопрос касается ядерного оружия, опасность нельзя переоценивать.
По оценкам американских спецслужб, Пакистан создает ядерные бомбы в более быстром темпе, чем любая другая страна в мире, и в количественном показателе, вполне вероятно, уже обогнал соседнюю Индию. Мало того, недавно пакистанские военные провели успешные испытания крылатой ракеты собственной разработки, способной нести ядерную боеголовку. Эксперты вполне резонно задаются вопросом: для чего Пакистан увеличивает свой ядерный арсенал, да еще в таком ускоренном темпе?
Отношения Исламабада с Индией исторически сложились нелучшим образом и, по сути, остаются враждебными. Это хорошо демонстрируют события 2008 года, когда вооруженная группа пакистанских исламистов захватила один из самых престижных индийских отелей — «Тадж-Махал». Несмотря на то что во время инцидента погибли почти две сотни человек, реакция пакистанского руководства на произошедшее оказалась, мягко говоря, сдержанной. Исламабад не стал сотрудничать с индийскими спецслужбами в следственных мероприятиях, тем самым косвенно покрывая экстремистов.
Решающее слово здесь, конечно, за Вашингтоном. Только США, в силу имеющихся у них возможностей и региональных интересов, способны оказать влияние на развитие пакистано-индийских отношений. Однако ситуация крайне непростая. Ведь администрация президента США Барака Обамы пытается проводить взаимоисключающую политику. То есть, выстраивая партнерские отношения с Пакистаном и по-прежнему рассматривая последнего в качестве регионального союзника, параллельно Штаты активно расширяют связи с Индией, в том числе в военной области.
К примеру, в 2008 году Вашингтон заключил с Индией соглашение о сотрудничестве в сфере мирного использования ядерной энергии, которое позволяет индийцам покупать у американцев ядерное топливо для своих АЭС и других невоенных объектов. В Пакистане справедливо подозревают, что эти договоренности все же дают Индии возможность направлять определенную часть стратегических материалов на военные нужды. Иными словами, Штаты делают шаги, которые никак не могут способствовать укреплению доверия пакистанского руководства к сверхдержаве.
В данной ситуации нельзя сказать однозначно, кто провоцирует ядерную гонку, а кто предпринимает адекватные шаги. Но это уже и не важно. Главное, что проблема нарастает, а Пакистан, пока еще имеющий статус американского партнера в области региональной безопасности, становится все менее контролируемым. В целом надо заметить — география пояса нестабильности ширится. Теперь он простирается от Пакистана до Ливии. Но учитывая, что по обе стороны от критической зоны расположены государства, также предрасположенные к конфликту, можно предположить, что этим расширением дело не ограничится.
При этом Вашингтон, пытающийся объять необъятное, как кажется, все больше теряет нити управления. Вопрос лишь в том: действительно ли США не справляются со своей миссией? Или это осознанные ходы с их стороны, направленные на реализацию концепции «управляемого хаоса», помогающего Западу укреплять глобальное доминирование, а транснациональным корпорациям получать неограниченные возможности для обогащения?
Глеб ВОЛКОВ, коллаж Ирины Яскевич