В одновагонном поезде установлено 12 камер дневного и ночного видения
07.08.2012 10:05
—
Новости Общества
В одновагонном поезде установлено 12 камер дневного и ночного видения
Первого мая со станции Калинковичи тронулся первый в стране одновагонный поезд. С этого времени, исключая выходные, ДП-1 каждый день курсирует по маршруту Калинковичи—Словечно. Позже у него появился "брат-близнец" сообщением Калинковичи—Василевичи—Хойники. В общем, внешне одновагонники уже многим примелькались. Корреспондент "Р", проехавшись в кабине с машинистом и его помощником, узнала особенности самого короткого поезда Беларуси изнутри.
Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы
8.00. "Продолжается посадка на поезд региональных линий Калинковичи—Словечно", — доносится из громкоговорителя голос диспетчера. С сумками и корзинками к вагону медленно подтягиваются еще сонные пассажиры. По одежде видно: большинство из них едут за грибами или ягодами.
Захожу с ними в вагон. Они неторопливо рассаживаются, я же спешу к двери с надписью: "Посторонним вход запрещен!". Секунда — и вот она святая святых — кабина машиниста. Тут — как у штурвала пилота авиалайнера из голливудского боевика: два больших кресла, электронные панели и много кнопок.
— Вожу поезда с 1996 года, но когда впервые увидел столько электроники в кабине, даже растерялся, — заметив мое удивление, отвечает Сергей Трубкин, машинист поезда депо Калинковичи. — В обычном дизеле нет и половины всего этого. Но управлять одновагонником просто: я за 3 дня на курсах в Минске все освоил. И уже из столицы сам его и пригнал.
За три месяца Сергей Михайлович и помощник машиниста Андрей Маколдин к новшествам привыкли. Оценили и бонусы современной кабины: холодильник, СВЧ-печь и бойлер.
— Осторожно, двери зак… — сообщает в микрофон Андрей.
— Подожди, женщина добегает, — глядя на экран, останавливает его машинист. — В зеркало обычного дизеля, возможно, и не заметили бы. А тут 12 видеокамер установлено. Причем дневного и ночного видения.
— Ка-лин-ко-ви-чи—Сло-веч-но, — Сергей Трубкин аккуратно вносит в электронную панель маршрут движения.
За секунды поезд разгоняется. Правда, максимум в 120 км/ч мы не выжимаем: на пути много ограничителей до 80 км/ч, 100 км/ч.
— За 2 километра до предельно допустимой на проезжаемом участке скорости электронный спидометр начинает мигать. Предупреждает: возможно нарушение, — собеседник поясняет мелькающие на приборе цифры. — За два превышения могут запретить водить поезд. У нас с этим строго.
И один в пути — "воин"
Подъезжаем к Мозырю. Машинист подает тройной свисток — обязательное правило перед остановками.
— В дизеле, если вдруг отвлекся и прогудел два раза вместо трех — все мы люди и разное случается — это на твоей совести, а тут техника все фиксирует. За невнимательность опять же могут машиниста с работы снять, — рассказывает Андрей. — А вот нам, помощникам, одновагонник, наоборот, упростил жизнь: если в поезде появляется какая-то неисправность, на экране видно, где неполадки.
Случайно замечаю на руке Сергея Трубкина две пары часов.
— Чтобы наверняка не опоздать? — улыбаясь, спрашиваю.
— Второй ремешок не от часов, — поясняет машинист. Весь маршрут он очень сосредоточенно смотрит на дорогу и разговаривает, лишь изредка оборачиваясь в мою сторону: — Это датчик, который контролирует мой пульс, давление. Если машина почувствует, что я засыпаю — в кабине раздастся сигнал. Не отключу его — аппарат воспримет это, как будто я уснул, и поезд остановится.
Такая система — предпосылка к тому, чтобы когда-нибудь поездом управлял только машинист без помощника.
Людей на станциях заходит немного — человека 4—5.
— Раньше по этому маршруту гоняли трехвагонник, который из-за того, что пассажиры расходились по поезду, казался пустым, — вспоминает Андрей Маколдин. — Теперь, когда видишь всех в одном вагоне, понимаешь: не так мало людей каждый день куда-то едет.
Кстати, трехвагонники на маршрутах Калинковичи—Словечно и Калинковичи—Василевичи—Хойники все же сохранились. Правда, ходят они только с четверга по воскресенье, когда много студентов и дачников.
Станция Ельск. Тут пассажиров, как сказали бы в народе, куры не клюют. Иду в салон. 91 посадочного места всем не хватает.
— Летом катаюсь на одновагоннике из Козенок в Ельск три раза в неделю, — говорит Валентина Хомутовская. — На чем еще за 900 рублей (столько стоит мой билет) можно куда-то доехать?
— Ездила по железным дорогам Европы, скажу: этот одновагонник не хуже тамошних поездов, — дополняет соседку Анна Саид. — Правда, если, например, в Австрии стремятся к старине, то у нас, наоборот, к современности.
Ступенька преткновения
Возвращаюсь в кабину. Несмотря на летний зной, здесь, как и в салоне, прохладно.
— С кондиционером у нас +20, даже когда на улице +25, — улыбается Андрей Маколдин. — И пассажиры довольны.
— Но к современному поезду еще не все до конца привыкли. Например, взять дверь, которая открывается нажатием кнопки, — дополняет коллегу Сергей Трубкин. — Порой я еще не поверну тумблер, чтобы ступенька на входе отскочила, а кто-нибудь уже откроет дверь. Быстро собирается толпа, и никто не понимает, как зайти в вагон.
— Есть машинист? — на станции Забозье стучит в окошко кабины рабочий железной дороги и, сообразив, что Сергей Михайлович тот, кого он ищет, продолжает: — А я смотрю, мужчины в костюмах, думаю, начальство.
— Костюмы шили каждому под заказ, — говорит Андрей. — Пришлось три раза на примерку в Гомель ездить.
Фирменная одежда сотрудников — еще один отличительный элемент в поездах региональных линий. Ее они берегут, как и сам поезд. Хотя всякое бывает.
— Любят по рельсам гулять дикие животные, — вспоминает Сергей Трубкин. — Недавно издалека заметил: лосиха переходит железку. Сигналю. Но "дама" даже не оборачивается. Неожиданно, как щит, между ней и поездом встал олень. Подождал, пока спутница проскочит и убежал. Я тогда очень за них испугался.
Подъезжаем на конечную. В Словечно выходят оставшиеся пассажиры. Через 50 минут у одновагонника новый рейс — теперь уже на Калинковичи. И многое повторится: пейзажи, прохладный салон, возможно, даже неторопливая лосиха снова рискнет жизнью. Все это для пассажиров приятно дополнит дешевый билет — 4500 рублей за весь маршрут. А для машинистов и депо — расход топлива, который в одновагоннике в два раза меньше, чем в трехвагонном дизеле.
Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы
8.00. "Продолжается посадка на поезд региональных линий Калинковичи—Словечно", — доносится из громкоговорителя голос диспетчера. С сумками и корзинками к вагону медленно подтягиваются еще сонные пассажиры. По одежде видно: большинство из них едут за грибами или ягодами.
Захожу с ними в вагон. Они неторопливо рассаживаются, я же спешу к двери с надписью: "Посторонним вход запрещен!". Секунда — и вот она святая святых — кабина машиниста. Тут — как у штурвала пилота авиалайнера из голливудского боевика: два больших кресла, электронные панели и много кнопок.
— Вожу поезда с 1996 года, но когда впервые увидел столько электроники в кабине, даже растерялся, — заметив мое удивление, отвечает Сергей Трубкин, машинист поезда депо Калинковичи. — В обычном дизеле нет и половины всего этого. Но управлять одновагонником просто: я за 3 дня на курсах в Минске все освоил. И уже из столицы сам его и пригнал.
За три месяца Сергей Михайлович и помощник машиниста Андрей Маколдин к новшествам привыкли. Оценили и бонусы современной кабины: холодильник, СВЧ-печь и бойлер.
— Осторожно, двери зак… — сообщает в микрофон Андрей.
— Подожди, женщина добегает, — глядя на экран, останавливает его машинист. — В зеркало обычного дизеля, возможно, и не заметили бы. А тут 12 видеокамер установлено. Причем дневного и ночного видения.
— Ка-лин-ко-ви-чи—Сло-веч-но, — Сергей Трубкин аккуратно вносит в электронную панель маршрут движения.
За секунды поезд разгоняется. Правда, максимум в 120 км/ч мы не выжимаем: на пути много ограничителей до 80 км/ч, 100 км/ч.
— За 2 километра до предельно допустимой на проезжаемом участке скорости электронный спидометр начинает мигать. Предупреждает: возможно нарушение, — собеседник поясняет мелькающие на приборе цифры. — За два превышения могут запретить водить поезд. У нас с этим строго.
И один в пути — "воин"
Подъезжаем к Мозырю. Машинист подает тройной свисток — обязательное правило перед остановками.
— В дизеле, если вдруг отвлекся и прогудел два раза вместо трех — все мы люди и разное случается — это на твоей совести, а тут техника все фиксирует. За невнимательность опять же могут машиниста с работы снять, — рассказывает Андрей. — А вот нам, помощникам, одновагонник, наоборот, упростил жизнь: если в поезде появляется какая-то неисправность, на экране видно, где неполадки.
Случайно замечаю на руке Сергея Трубкина две пары часов.
— Чтобы наверняка не опоздать? — улыбаясь, спрашиваю.
— Второй ремешок не от часов, — поясняет машинист. Весь маршрут он очень сосредоточенно смотрит на дорогу и разговаривает, лишь изредка оборачиваясь в мою сторону: — Это датчик, который контролирует мой пульс, давление. Если машина почувствует, что я засыпаю — в кабине раздастся сигнал. Не отключу его — аппарат воспримет это, как будто я уснул, и поезд остановится.
Такая система — предпосылка к тому, чтобы когда-нибудь поездом управлял только машинист без помощника.
Людей на станциях заходит немного — человека 4—5.
— Раньше по этому маршруту гоняли трехвагонник, который из-за того, что пассажиры расходились по поезду, казался пустым, — вспоминает Андрей Маколдин. — Теперь, когда видишь всех в одном вагоне, понимаешь: не так мало людей каждый день куда-то едет.
Кстати, трехвагонники на маршрутах Калинковичи—Словечно и Калинковичи—Василевичи—Хойники все же сохранились. Правда, ходят они только с четверга по воскресенье, когда много студентов и дачников.
Станция Ельск. Тут пассажиров, как сказали бы в народе, куры не клюют. Иду в салон. 91 посадочного места всем не хватает.
— Летом катаюсь на одновагоннике из Козенок в Ельск три раза в неделю, — говорит Валентина Хомутовская. — На чем еще за 900 рублей (столько стоит мой билет) можно куда-то доехать?
— Ездила по железным дорогам Европы, скажу: этот одновагонник не хуже тамошних поездов, — дополняет соседку Анна Саид. — Правда, если, например, в Австрии стремятся к старине, то у нас, наоборот, к современности.
Ступенька преткновения
Возвращаюсь в кабину. Несмотря на летний зной, здесь, как и в салоне, прохладно.
— С кондиционером у нас +20, даже когда на улице +25, — улыбается Андрей Маколдин. — И пассажиры довольны.
— Но к современному поезду еще не все до конца привыкли. Например, взять дверь, которая открывается нажатием кнопки, — дополняет коллегу Сергей Трубкин. — Порой я еще не поверну тумблер, чтобы ступенька на входе отскочила, а кто-нибудь уже откроет дверь. Быстро собирается толпа, и никто не понимает, как зайти в вагон.
— Есть машинист? — на станции Забозье стучит в окошко кабины рабочий железной дороги и, сообразив, что Сергей Михайлович тот, кого он ищет, продолжает: — А я смотрю, мужчины в костюмах, думаю, начальство.
— Костюмы шили каждому под заказ, — говорит Андрей. — Пришлось три раза на примерку в Гомель ездить.
Фирменная одежда сотрудников — еще один отличительный элемент в поездах региональных линий. Ее они берегут, как и сам поезд. Хотя всякое бывает.
— Любят по рельсам гулять дикие животные, — вспоминает Сергей Трубкин. — Недавно издалека заметил: лосиха переходит железку. Сигналю. Но "дама" даже не оборачивается. Неожиданно, как щит, между ней и поездом встал олень. Подождал, пока спутница проскочит и убежал. Я тогда очень за них испугался.
Подъезжаем на конечную. В Словечно выходят оставшиеся пассажиры. Через 50 минут у одновагонника новый рейс — теперь уже на Калинковичи. И многое повторится: пейзажи, прохладный салон, возможно, даже неторопливая лосиха снова рискнет жизнью. Все это для пассажиров приятно дополнит дешевый билет — 4500 рублей за весь маршрут. А для машинистов и депо — расход топлива, который в одновагоннике в два раза меньше, чем в трехвагонном дизеле.
Комментарий в тему
Владимир Змушко, заместитель начальника по идеологической работе и социальным вопросам локомотивного депо Калинковичи:
— На маршрутах Калинковичи—Словечно и Калинковичи—Василевичи—Словечно обычно немного пассажиров. Поэтому трехвагонные дизель-поезда здесь и заменили на более экономичные по расходу топлива одновагонные ДП-1. Они рассчитаны на 171 человека. Возможно, кто-то из пассажиров недоволен тем, что ему не хватило кресла. Но для общественного транспорта это нормальная ситуация.