Истинное лицо товарища Д.

Источник материала:  

Письмо, пришедшее в военное информационное агентство «Ваяр», написано, по-видимому, молодым офицером — назовем его Д. Он служит в Полоцке. И очень недоволен своей жизнью…

Строки из письма

Вот несколько цитат из того офицерского послания. Орфография подлинника сохранена.

«…Человек с высшим образованием, которому доверено воспитание солдат, доверено оружие, это защитник наших рубежей, получает такую зарплату, на которую не могут содержать семью, не могут построить жилье, не могут жить полноценной молодой жизнью…», «…эта семья плотно сидит на шее у родственников…», «…на заводе НПЗ в г. Новополоцке уборщица получает столько, сколько получают лейтенанты…», «…не можем мы достойно содержать армию… сократить ее…». Ну и дальше в том же духе.

Словом, старые песни о главном. Читаю их и начинаю злиться. Мы писали об этом в «Белорусской военной газете» и на форуме официального сайта Министерства обороны, объясняли позицию должностных лиц по данному вопросу, рассказывали о том, как будет увеличиваться (и увеличивается!) денежное довольствие офицеров. Но, как видно, не до всех дошло.

Как еще объяснять, что страна делает для своих офицеров все, что только возможно? Может, поэму написать? Или рок-оперу сочинить?.. Хорошо, прибегнем к понятному всем виду народного творчества. 

Сказка о неблагодарном сыне

В некотором царстве, в тридевятом государстве жила-была женщина — умная да работящая, добрая да гостеприимная. Звали ее Синеокая. И был у Синеокой сын Иван.

Мать в нем души не чаяла. Как родился Иван, покупала она ему пеленки-распашонки, коляски да колыбельки. Чтобы Ваня не захворал, Синеокая приглашала к нему лучших врачей-педиатров и медсестер. Услуги их стоили дорого, но мама докторам исправно деньги платила.

Пришло время Ване в школу идти. И опять у Синеокой расходы: зарплату учителям выдавать надо, школу строить — тоже. Про одежду и учебники и говорить нечего…

Рос Ваня, сил и ума набирался. Мать его и на экскурсии возила, и в спортивные секции записывала. Захотел Ваня музыке учиться — пожалуйста, пожелал книгу из библиотеки взять — будь любезен…

И все его растущие запросы больших денег стоили. Но Синеокой для сына ничего не жаль: пусть Ваня вырастет умным, добрым да сильным.

Но вот школьные годы подошли к концу.

— И кем же ты хочешь стать, Иванушка? — спросила мать у сына.

— Хочу поступить в дружину нашу, — отвечает Иван. — Хочу быть не рядовым ратником, а начальным человеком. Сначала — десятником, потом — сотником, а там, глядишь, и до воеводы дослужусь.

— Хорошо, сынок, будь по-твоему! — согласилась Синеокая.

…А был в том царстве Храм Военной Науки. Поступить туда многие хотели, да не всех принимали. Но Иван всех конкурентов обошел и в оный Храм на учебу прибыл. А матери — новые траты. И преподавательский труд оплати, и кольчугу да меч булатный купи, да будущего воеводу накорми, спать уложи, да на карманные расходы ему дай.

Но долго ли, коротко — годы учебы пролетели. Стал Ваня десятником. Теперь мать ему комнату оплачивать начала, жалованье платить стала. Ну и овес для коня богатырского покупала, и седло, и щит, и новый меч десятнику справила…

— Жениться хочу! — говорит Иван.

Свадьбу сыграли, а у матери — новые заботы: квартиру молодым построить надо.

Но для своего витязя Синеокой ничего не жалко: возьми, Ваня, деньги, чтобы молодой жене с тобой в комнате жить можно было, а квартиру — подождать бы вам…

И тут Ваня не выдержал.

— Уборщица больше, чем я, получает! — закричал он в лицо матери. — Не могу жить полноценной молодой жизнью! Денег давай, а не то из дружины уйду. А нет денег — дружину распускай!..

Закручинилась Синеокая.

— Подожди, сынок, — попыталась она вразумить сына. — Послужи в дружине еще пять лет, пока я нового десятника в Храме Военной Науки учить буду. А пока — возьми деньги. Все, что могу, для тебя сделаю.

Но Ваня слушать ничего не хочет.

— Ухожу! — снова кричит на мать. — Купцом заделаюсь, заморские товары возить буду — и озолочусь…

Молчит Синеокая. Что сказать сыну, который мать бросил?

Последний кусок хлеба

Я эту сказку к тому рассказал, чтобы молодые офицеры, которые думают так же, как и Д., наконец-то уяснили: нельзя орать на Родину — дай! Нельзя шантажировать страну, которая тебя учила, воспитывала, кормила, одевала, приобретала для тебя оружие!

Представим себе такую ситуацию. Война, год 1942‑й или 1943‑й. Дивизия готовится к бою. И вдруг лейтенанты и капитаны докладывают комдиву: товарищ генерал, мы в атаку не пойдем, потому что денежное довольствие у нас небольшое.

Что бы вы, читатель, сделали на месте того генерала? Правильно: предателей — под трибунал, а потом в штрафную часть.

Или другой пример. В нашей республике в годы войны с врагом сражались сотни тысяч партизан. Интересно, сколько денег им платили за пущенные под откос эшелоны, за подбитые танки и сбитые самолеты?.. А я вам скажу, кто и чем платил! Чтобы земля горела под ногами у гитлеровцев, чтобы фашистские поезда с боеприпасами не доходили до линии фронта, матери, жены и сестры белорусских партизан отдавали народным мстителям последний кусок хлеба, последнюю бульбину…

Сейчас слава богу, войны нет. И для того чтобы ее не было, Синеокая делает все возможное. Учит солдат и курсантов, кормит их, платит им деньги. И, поверьте, если для армии понадобится тот самый последний ломоть хлеба, народ, как это было 70 лет назад, без колебаний отдаст его своим защитникам.

Дать одному — значит забрать у другого. Как вы, товарищ Д., будете смотреть в глаза своим родным, если их зарплаты и пенсии «полегчают», а ваш кошелек прибавит в весе? Армия — органическая часть народа, его элита. Как показывает исторический опыт, жадность, близорукость и вседозволенность могут погубить любую элиту. Были, были времена, когда благородное офицерство, развращенное шальными деньгами, превращалось в подлое «офицерье». И тогда все — конец армии, конец стране…

***

Человек проверяется в трудную минуту. Кто-то эту проверку выдерживает и становится сильнее, а кое-кто, сбросив маску, показывает товарищам свой истинный облик.

И если нам еще продолжают писать письма с подобными жалобами и советами распустить армию, значит… Значит, вот такое истинное лицо у офицера Д.

Очень жаль, если это так.

АНДРЕЙ ДАНИЛОВ, danilov@vayar.sml.by,  коллаж Ирины Яскевич

 

 

←На восьми факультетах БГУ на платное взяли... всех!

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика