Как Беларуси эффектно перейти от советской модели высшей школы к европейской?
Как Беларуси эффектно перейти от советской модели высшей школы к европейской?
Белорусские студенты уже почувствовали "неучастие" страны в Болонском процессе
Как отмечают специалисты, главное в Болонском процессе - понятность и сопоставимость существующих образовательных систем, возможность лёгкого пересчёта одной системы в другую, что позволяет студентам часть учёбы проводить в университетах других стран, делает их учёбу интересной и открывающей много возможностей.
По словам начальника отдела признания документов Республиканского института высшей школы (РИВШ) Инны Мицкевич, во многих европейских вузах принято, что минимум 20% всех студентов обязательно должны пройти часть учебы в университете другой страны: для этого необходимо, чтобы национальная система образования была построена с соблюдением единых принципов.
По словам специалиста, важно, что в Беларуси, как того и требуют болонские принципы, уже разработана двухступенчатая система образования: это преимущественно 4 года на первой ступени и магистратура. Рекомендуемая европейскими стандартами продолжительность учёбы - 180-240 кредитов на первой ступени и 120-60 – на второй (1 год- 60 кредитов). Сокращение сроков получения высшего образования позволит сделать первую ступень высшего образования равной 240 кредитам, отмечает специалист РИВШ.
Еще одним важным инструментом Болонского процесса является общая система оценки трудоемкости учебных курсов (European Credit Transfer System - ECTS). ECTS позволяет структурировать образовательные программы и сделать их "легко читаемыми" и сравнимыми для всех студентов - местных и зарубежных. Эта система у нас также разработана и внедряется в учебный процесс: в образовательных стандартах магистратуры учебная нагрузка уже отражена в зачетных единицах, сопоставимых с ECTS.
С 2012 года в самой популярной программе обмена Erasmus Mundus примут участие 11 белорусских вузов, тогда как еще год назад их было всего пять. Но так ли просто будет студентам потом получить признание "европейских" семестров в родном белорусском вузе? Как рассказала TUT.BY студентка 4-го курса БГУ Алёна, в прошлом году она наконец-то осуществила свою мечту и поехала учиться по Erasmus Mundus в Вильнюсский университет, но всё оказалось сложнее, чем она думала.
"Проблема в том, что эти семестры в Беларуси не признаются. Когда работает система ECTS-кредитов, то по окончании семестра студент получает свои кредиты и возвращается в свой университет, где они признаются. Для меня эту учебу БГУ не признаёт, и когда я приеду, то буду сдавать еще одну сессию. Придется как бы "навёрстывать" упущенное. Сама поездка оформляется просто как командировка".
Как отмечает Инна Мицкевич, проблема признания периодов образования (например, семестров, пройденных в иностранном вузе) чрезвычайно актуальна и для стран Европейского пространства высшего образования. Чтобы ее решить, направляющим и принимающим вузам необходимо совместно составлять и согласовывать учебную программу.
Еще одна рекомендация Болонского процесса – создание единой формы приложения к диплому. "В Беларуси разработано национальное приложение к диплому европейского образца, где говорится, сколько студент учился и что изучал, какой статус вуза, к каким видам профессиональной деятельности он подготовлен и кем может работать и т.д. Этот документ существенно упростит оценку и признание белорусских дипломов за рубежом".
В то же время нашей системе пока не хватает еще одного важного европейского инструмента – так называемой национальной рамки квалификации, которая представляет собой описание всей системы образования в сжатой форме по уровням. Система нужна для того, чтобы каждая страна могла видеть, какой уровень образования, например, у студента, который приехал поступать в магистратуру.
Белорусским преподавателям надо активно учить английский
Недавно белорусские специалисты побывали в Грузии (визит был организован "Офисом за демократическую Беларусь" и "Офисом европейской экспертизы и коммуникаций"), которая присоединилась к Болонскому процессу еще в 2005 году. . Как отмечает участница поездки, бывшая завкафедрой гражданского и трудового права Минского института управления Наталья Бондаренко, ее впечатлил высокий уровень владения преподавателями Грузии английским языком: при том, что Грузия также является выходцем из СССР. Белорусским преподавателям, подчеркивает она, нужно находить время, чтобы изучать языки, читать первоисточники и чаще печататься в зарубежных научных изданиях. Значительно следует улучшить и менеджмент. Например, посредством оценки труда преподавателя студентами. "В Грузии, например, обязательно проводить анонимное анкетирование студентов с целью выявления их мнения по оценке качества преподавания".
Немаловажно и то, что иностранцев интересует международная аккредитация образовательных программ. Стоит отметить, что почти во всех белорусских вузах введена система менеджмента качества, в том числе и с получением сертификатов британских и немецких органов по сертификации (по стандарту ISO 9001). По словам Андрея Русаковича, доцента кафедры международных отношений БГУ, эта система является важным шагом в формировании вузовской системы менеджмента качества. По словам специалиста, когда вуз ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей, то ориентироваться на СМК – полезное нововведение.
Однако, что касается международной аккредитации, то на первой ступени образования ее нет пока ни на одной специальности. Кстати, стоит такая аккредитация - более 10 тысяч долларов, и это только для одной специальности. Сейчас, согласно Кодексу об образовании, оценкой качества образования занимается специальный Департамент при Минобразования.
Грузинская модель - одна из самых либеральных на постсоветском пространстве
Как считает член общественного Болонского комитета профессор Владимир Дунаев, сейчас Беларуси нужно равняться именно на грузинскую модель образования – самую либеральную на постсоветском пространстве.
Например, в Грузии проводится сертификация учителей и преподавателей с учетом владения английским языком и компьютерной грамотности. При этом повышение зарплат педагогов происходит в зависимости от результатов сертификации. Такой подход привел со временем к тому, что в вузах для преподавателей появился конкурс. Он сказался и на кадровом составе. В Грузии частенько можно встретить деканов в возрасте 30-35 лет.
Важно отметить, что грузинские школы и вузы наделены статусом юридического лица публичного права, они являются автономными образованиями и свою финансовую деятельность проводят самостоятельно. По словам Дунаева, поддерживается такая система за счёт того, что управление вузами в Грузии децентрализовано, а руководство вузов - ответственно перед академическим сообществом и общественностью, а не перед начальниками из министерств. Именно поэтому должность ректора должна быть выборной, подчеркивает эксперт.
Правда, в частных вузах Грузии политику вуза определяет собственник, и, например, системы контроля за соблюдением свобод студенческого самоуправления, академических свобод, за отсутствие которых Беларусь не включили в Болонский процесс, там практически нет. Когда белорусская делегация стала интересоваться, есть ли у них Сенат или академический совет, то многие отвечали, что таких "структур" у них нет. Важно, что развитое студенческое самоуправление, как и соблюдение академических свобод даёт студентам и преподавателям право влиять на учебный процесс, а не исполнять приказы "сверху".
Что еще интересно - в Грузии введено ваучерное финансирование с правом выбора как школ, так и вузов, в том числе частных. Размер государственного ваучера для обучения в вузе зависит от результатов Единого государственного экзамена: при наивысших баллах государство выделяет грант на 30-100% - он и покрывает расходы на обучение. Кстати, стоимость обучения в государственных вузах едина.
"Грузинский опыт нам надо изучать подробно, он полезен нам, и показывает, как можно быстро и эффективно перейти от советской модели высшей школы к европейской, не растягивая этот процесс на десятилетия. В 2005 году Беларусь вполне могла вступить в Болонский процесс вместе с Украиной и другими, если бы не резкий поворот от интернационализации высшего образования к его самоизоляции. Потеряно почти 10 лет!" - отмечает Дунаев.
Вместе с тем, есть мнение, что подходить к либерализации высшего образования нужно аккуратно, ведь в Грузии в начале 2000-х годов с переходом на новую систему тоже пришлось наломать немало дров. Как рассказала TUT.BY Нино Джавахишвили, которая в годы перестройки сферы высшего образования работала в Национальном центре по совершенствованию качества образования, когда в Грузии высшее образование сразу "отпустили" на свободу, то университеты в стране стали открываться чуть ли не каждый день. Причем и в виде ОАО, и в виде НГО, и т.д. "Когда мы провели рейд по всем вузам, то взялись за голову. В результате пришлось закрыть 240 таких "вузов", в которых разрабатывались какие-то свои образовательные стандарты. На то, чтобы университеты поняли, как им правильно распоряжаться своей свободы, ушло немало времени".