Готово ли белорусское общество к модернизации по-европейски?
Однако мало кто затрагивает вопрос рисков, которые могут возникнуть уже при проведении модернизации.
Как правило, в экспертных кругах обсуждаются проблемы, которые могут стать преградой для начала реформ. Но не стоит забывать, что и на последующих этапах модернизации может встретиться множество сложностей. Так, весьма непросто обеспечить поддержку реформ населением, а в особенности молодежью.
Опыт стран, прошедших через трансформацию экономической и политической системы, позволяет говорить о том, что одобрение реформ населением является одним из основных факторов, от которых зависит успех модернизации.
Начатые реформы могут быть заморожены, также вполне возможно возвращение к дореформенному состоянию в случае, если население будет настроено против реформ. Как правило, в большинстве стран Восточной Европы модернизационные процессы проходили на волне ожидания реформ. Население стран бывшего социалистического лагеря четко сознавало их необходимость и их проевропейский характер.
Яркий пример этому — поддержка населением плана Бальцеровича в Польше на рубеже 1990-х годов. Несмотря на огромную инфляцию, достигавшую 50% в месяц, поляки все равно поддерживали шоковую терапию. Во многом схожая ситуация наблюдалась и в других восточноевропейских странах.
Расколотая страна
В Беларуси же сегодня ситуация совершенно иная. Да, по данным июньского опроса, проведенного Независимым институтом социально-экономических и политических исследований, 77,3% респондентов считают, что страна нуждается в переменах. Но это не означает готовности населения к реформам и выбору европейского пути развития.
Так, в отличие от граждан стран бывшего соцлагеря, белорусы не консолидированы в плане выбора геополитического вектора. Напротив, общество расколото в этом вопросе практически пополам — на сторонников сближения с Россией и тех, кто за евроинтеграцию.
Если посмотреть динамику общественного мнения в вопросе о гипотетическом выборе между вступлением в ЕС и объединением с Россией, то преобладающее число голосов было то на стороне Европы, то на стороне России. Как правило, большого крена в одну либо другую сторону не наблюдалось, а на тренд во многом влияла риторика властей. Причем в последние полгода перевес оказывался на восточной стороне. По результатам июньского опроса за объединение с Россией высказались 43,6% опрошенных, а за вступление в Европейский союз — 39,8%.
Такая поляризация может испортить дело, если модернизация все же будет запущена. Раскол в обществе способен резко обостриться, что затормозит модернизационные процессы. Москва может воспользоваться этим и воспрепятствовать уходу Беларуси на Запад. В этом случае весьма вероятен откат к дореформенному состоянию.
Помимо этого, важным вопросом остается отношение белорусов к реформам европейского образца. Как среагирует население, привыкшее к социальным гарантиям и субсидиям государства, на ситуацию, когда государство перестанет быть донором?
К тому же очень красноречива картина ожиданий белорусов. Так, хотя более 70% населения считают, что перемены нужны, 38,5% респондентов не ожидают изменений в социально-экономической ситуации в стране в ближайшее время, а 30,4% ожидают ухудшения ситуации.
Таким образом, население хочет изменений, но улучшений не ожидает. Не внушает оптимизма и уровень доверия населения как к властям, так и к оппозиции. Какое может быть одобрение реформ, если нет доверия к лицам, которые их взялись проводить?
Четверть белорусского общества, согласно мартовскому опросу НИСЭПИ, возлагает надежды на изменение ситуации на представителей общества, не связанных ни с властью, ни с оппозицией. Но 49,7% опрошенных не знают, с кем вообще связать надежды на изменение ситуации.
Молодежь: ускользающая опора
Особую роль в трансформационных процессах всегда играла молодежь. Эта группа населения наиболее активно поддерживает реформы и способствует их осуществлению. Молодые люди — это своего рода стейкхолдеры модернизации. Учитывая настроения белорусского общества, можно сказать, что наибольшую надежду для реформаторов предоставляют молодые люди до 30 лет.
По данным переписи населения 2009 года, 24% избирателей — это молодежь в возрасте до 24 лет. Именно среди этой группы наибольшей популярностью пользуются проевропейские настроения.
Согласно июньскому опросу НИСЭПИ за вступление Беларуси в ЕС высказались 68,8% опрошенных в возрасте 18-19 лет и 58,3% в возрасте 20-24 года. Однако у этих цифр есть и обратная сторона.
На вопрос о желании уехать учиться или работать в другую страну отрицательно ответили лишь 16,6% лиц в возрасте от 19 до 29 лет. Следовательно, значительная часть белорусской молодежи готова покинуть страну при подходящей возможности.
Проблему оттока молодежи за рубеж реформаторам нужно будет решать в первоочередном порядке, ведь иначе они лишатся необходимой поддержки.
Людям, разрабатывающим реформы в Беларуси, следует все время задавать себе вопрос, какие реформы необходимы для молодежи.