Почему вместо танцев в клубе молодежь стала предпочитать “тусовку” на свежем воздухе?
...За деревней у пруда горит костерок. Близ него группка ребят. Очевидно, съехались они на эти вечерние посиделки и с близлежащих поселений, поскольку здесь же стоят припаркованные скутеры, мотоциклы и даже велосипеды. Как водится, кто-то нестройно бренчит на гитаре, кто-то дурачится, пугая девчонок. О том, что “мероприятие” не “сухое”, свидетельствуют пивные бутылки, стоящие тут же, на траве.
На вопрос, почему ребята развлекаются не на дискотеке, услышали неожиданный ответ:
— Там же только до одиннадцати вечера можно, потом участковый выгонит... Чего на какой-то час ходить?
Сельские молодежные дискотеки значительно поредели. Они уже не собирают того количества подростков, какое приходило на них потанцевать и пообщаться раньше. А на школьные вечера отдыха ребята старше четырнадцати лет вообще отказываются ходить. Таким образом несовершеннолетние выказывают недовольство поправками, внесенными в законодательство парламентом, которые содержат ограничение пребывания подростков в общественных местах без сопровождения взрослых после 23 часов. Причем это касается всех ребят, не достигших 16-летнего возраста. Понять это недовольство можно: паспорт гражданина страны получают на два года раньше, с 14 лет работать тоже можно. А вот, поди ж ты, все равно ребенком считаешься и без папы-мамы на дискотеке позднее чем за час до полуночи находиться не моги.
Признаться, в этих возражениях есть определенный резон. Но если бы речь шла лишь о тех благопристойных молодых людях, которые о нарушениях общественного порядка, а тем более закона, даже не помышляют. Если бы в нашей стране не было, как мы называем, трудных подростков, сирот, проживающих у бабушек-дедушек без должного воспитания и контроля. Если бы о таких явлениях как алкоголизм, наркомания, токсикомания среди подростков и речи бы не велось.
К сожалению, приходится констатировать, что все эти пагубные привычки и страсти в подростковой среде имеют место быть, а некоторые даже склонны прогрессировать. Наверное, именно этими обстоятельствами и руководствовались парламентарии, одобряя поправки в соответствующие законы. Предполагалось, что, во-первых, они повысят ответственность взрослых за поведение своих чад, усилят воспитательный момент в отношениях ребенок — родители, обеспечат большую надежность неприкосновенности личности ребенка, защитят его физическое, нравственное и духовное здоровье. Во-вторых, дадут правоохранительным органам дополнительные возможности административного воздействия на укрепление отношений родителей и детей, поскольку предусматривают наказание в виде штрафов за нарушение новых законодательных норм, усилят профилактический аспект работы с трудными подростками.
Однако многолетняя практика применения законов свидетельствует, что запретительные меры далеко не всегда приносят желаемый результат. Зачастую, наоборот, порождают противоположное явление. В данном случае, правда, о последнем пока говорить рано. И все же кое-какая симптоматика уже начинает проявляться.
Недавно пришлось выслушать мнение одного из руководителей района о том, что не совсем продуманно приняты поправки, ограничивающие самостоятельное пребывание несовершеннолетних поздним вечером в общественных местах. В сельской местности, особенно в летний период, ни один подросток в 22 часа на дискотеку не пойдет. Он в это время пока еще занят помощью родителям по хозяйству, а то и в общественном сельхозпроизводстве. Как известно, в колхозе в горячую пору “часов не наблюдают”. Смотрят прежде всего на погодные условия, когда они станут благоприятными. А позже — ему уже нельзя. Ведь редкий родитель-сельчанин потащится с дочкой или сыночком в молодежную среду как своеобразный телохранитель. Да и отрокам присутствие родителей как-то не в кайф, как принято у них выражаться. А уж если дискотека в соседней, километра за три—пять, деревне, то и вообще попасть на нее — дело гиблое.
Но так уж устроена подростковая психология, что общение со сверстниками в неформальной обстановке необходимо и неизбежно. И как тогда быть?
Второй момент. На дискотеке, как бы поздно она ни проводилась, хотя чаще всего заканчивалась в полночь, все несовершеннолетние, как и уже взрослые парни и девчата, находились под присмотром. Здесь всегда присутствовали участковые инспекторы милиции, а то еще и инспекторы по делам несовершеннолетних. Постоянно дежурили молодежные оперативники из БРСМ. Заглядывали осведомиться об обстановке и представители вертикали власти. Если дискотека проводилась в школе, то за порядком на ней следили педагоги.
Сейчас молодежь все равно собирается в компании, все равно танцует и веселится. Но где эти места сбора — одной ей известно. И таким образом подростки оказались без присмотра, сами по себе. А ведь именно против подобной “самостоятельности” направлены поправки в законодательство. Как видим, эффект получился обратный ожидаемому.
Так где же выход? Мой собеседник, заместитель главы района, считает, что установление временных пределов нахождения подростков в общественных местах без сопровождения взрослых законодателям следовало отдать на усмотрение местных властей. Особенно в сельской местности. Тогда в организации отдыха несовершеннолетних, как видно из нынешней ситуации, будет меньше самодеятельности и больше возможности контроля. В противном случае не получится ли обратного эффекта?