“Байкер” — это просто модное словечко. Стереотип

Источник материала:  

Почему в байкерских клубах нет женщин, для чего на мотоциклистах заклепки и цепи и куда они ездят пить кофе.

Байкерские сообщества достаточно закрыты, и люди, далекие от этой субкультуры, ориентируются на созданный сценаристами образ “современных гуннов” с немотивированной склонностью к асоциальному поведению.

— Слово “байкер” режет слух, — говорит лидер клуба Live to ride, глава Ассоциации мотоклубов Беларуси Александр Тарасов (дорожный ник Taras). — Мы так друг друга не называем.

— А как называете?

— Если ты принадлежишь к клубу, тебя назовут скорее: “Эй, мембер Live to ride. А за рубежом скажут: “Эй, мотоциклист из Беларуси”. “Байкер” — это просто модное словечко. Стереотип.

И стереотип этот “байкерам” (будем уж за неимением иного термина называть их так) не по душе.

Республика клуб

В Ассоциации мотоклубов сегодня состоят восемь клубов из разных городов Беларуси. Байкерское движение имеет почти военную структуру. Взаимоотношения участников клуба напоминают устройство рыцарского ордена. Иерархические ступени называются support, prospect и member. “Мемберы” — это непосредственные члены клуба, имеющие право голоса при принятии решений за круглым столом. В Live to ride мемберов около двух десятков. “Проспекты” (“новички”) находятся на своего рода “испытательном сроке”. Проспекту частично вручаются клубные “цвета”. “Суппорты”, или поддерживающие, не входят в структуру клуба. Это мотоциклисты, которые поддерживают традиции клуба, но не владеют ни правами “братьев”, ни клубными цветами.

“Цвета” —  это своего рода “паспорт” байкера: набор нашивок, свидетельствующих о принадлежности к клубу, стране, о статусе владельца и маршрутах его дорог.

В каждом клубе есть свой устав. Уставы имеют много общего. Так, все байкеры клуба — братья, объединенные общим мировоззрением и общей дорогой (как в прямом, так и в философском смысле). Но есть и различия. Устав принимается открытым голосованием мемберов, и изменения в него могут быть внесены только большинством голосов.  Глава клуба — тоже должность выборная, и перевыборы проводятся ежегодно открытым голосованием.

— У нас в клубе согласно уставу не может быть женщин, — рассказывает Александр Тарасов. — Недавно возник вопрос, может, нам стоит внести в этот пункт изменения? Но мы не пришли к единому решению на собрании мемберов. Плечо женщине подставить готов каждый, но сесть за круглый стол с дамами?

Байкерши не могут быть мемберами в большинстве белорусских клубов, хотя девушек-мотоциклисток у нас достаточно. Лишь одна женщина сумела стать “братом”, но это — исключение.

Большинство байкеров — так называемые вольные.

Дорога в рай

— Кто-то работает на карман, кто-то — на душу, — говорит Тарас. — Приезжаем мы, к примеру, в детский дом, оказываем безвозмездную помощь. Материально ничего не получаем, но морально... Привезли игрушки, покатали детей на мотоциклах, едем назад — чувствуем: не зря живем...

Мы хотим, как бы цинично это ни звучало, в это сложное время обеспечить себе... дорогу в рай. Многие ведь живут так: дом — работа. А многие и так: работа — пивнуха — дом. Тем, кто влился в движение, такой образ жизни не близок.

— К вопросу о рае. В названиях фильмов о байкерах обычно присутствуют слова “ад”, “адский”, а черепа и прочая брутальная атрибутика — излюбленные байкерские аксессуары...

— Если брать наш клуб, кто-то верит в Бога, кто-то — нет. Но пропаганды сатанистской нет, да я и не допустил бы. Я достаточно верующий человек, пришел к Богу еще до того, как сел на мотоцикл. Пришлось послужить в ВДВ, в горячих точках, а на войне атеистов не бывает.

Враг есть враг, брат есть брат

Если в прежние времена в Беларуси подражать западным байкерам могли лишь состоятельные люди, то сегодня это уже не забава для богатых, говорят в Live to ride.

— В страну навезли столько техники, что байк себе можно найти начиная от тысячи у. е. и до бесконечности, — говорит Тарас. — Нет никакого противостояния между теми, кто покупает байк, и теми, кто собирает его. Если люди собирают то, на чем можно ездить, — добро пожаловать.

Байкерское движение зародилось после Второй мировой войны. Американские летчики, не нашедшие себя в мирной жизни, стали объединяться в мотоклубы и называли их именами своих эскадрилий. Среди современных белорусских байкеров тоже достаточно силовиков и военных, есть и летчики, и участники боевых действий, испытывающие нехватку адреналина. Но есть и представители сугубо мирных профессий — врачи, юристы, бизнесмены. Есть и студенты.Сергей Блэк — программист, еще один Сергей, Док, — действительно доктор, врач “скорой помощи”, есть в клубе “проспект” с ником “Солдат”, подполковник.

— В первую очередь в человеке ценится порядочность, — рассказывает Блэк. — Это очень объемное понятие. Грубо говоря, правила устава мало отличаются от десяти заповедей. В принципе, конечно, враг есть враг, брат есть брат. Но если и к врагу по-людски, придет день, когда враг и к тебе отнесется так же. Стоит мотоциклист на обочине, случилось у него что-то. Едут мимо вольные наездники. Пронеслись. Люди, принадлежащие к клубам, остановятся, помогут. Сколько было случаев, когда мы принимали у себя и московских, и казахстанских пацанов... Есть устав, каноны, правила. Шаг вправо, шаг влево, и люди решили, что ты не с нами.

Байкерские войны

— Ассоциация была создана для разбора конфликтных ситуаций между клубами, — рассказывает Александр Тарасов, избранный секретарем Ассоциации мотоклубов Беларуси уже во второй раз.

— Конфликты чаще всего возникают на личной почве: кто-то с кем-то зацепился, брат встал за брата и в конце концов клуб поднялся на клуб. Согласно уставу Ассоциации никто не имеет права вмешиваться во внутренние дела клуба. За круглым столом руководители клубов могут принять общее решение по прекращению конфликта между двумя клубами, и люди прислушаются, но остановиться или продолжить, решают сами.

— А как складываются отношения с правоохранительными органами, с ГАИ?

— Мы не по разные стороны баррикад. Если говорить о ГАИ, любой из уважающих себя мотоциклистов если и допускает превышение скорости в населенных пунктах, то небольшое: едем 65—70, больше в городе отжигать смысла нет. С ГАИ мы в достаточно добрых отношениях, об этом свидетельствует множество совместных акций.

Байкеры с байками и без

— Какие-то вы получаетесь белые и пушистые...

— Понимаю. С точки зрения обывателя мы должны быть грязными, пьяными и агрессивными. Иногда приходишь к мысли, что лучше быть таким вот изгоем: к сожалению, наше общество пока не имеет той культуры, какая уже сложилась на Западе. Там мотоцикл будет стоять на улице и никто на него не сядет. У нас залезет пьяный на мотоцикл, ты ему: слезай! А он: что тут такого?

“Байкерский стиль” — черная кожаная одежда, тяжелые цепи, грубые аксессуары, пиратская символика — не вызов обществу.

— По сути, это — экипировка. Можно встретить тех, кто садится на мотоцикл в шортах и сланцах. Не дай Бог этот сланец закрутился, и сам покалечишься, и еще кого-нибудь за собой потянешь. Мотоцикл ошибок не прощает: три секунды — и ты за сотней.

При больших скоростях кожаная одежда темных цветов практична, защищает от холода, ветра, грязи из-под колес. Металлические заклепки обеспечивают прочность, а кошелек на цепи не улетит на повороте.

— Сейчас я от кожаной куртки отошел, — говорит Тарас. — Это красиво, но не очень удобно.

— Значит, байкера скоро и не узнаешь внешне?

— Отечественного “байкера” вы узнаете всегда. Того, кто себя так называет. Он будет без мотоцикла, но в косухе, с бородой и “готовый”. Они приезжают на фестивали на электричках или на машинах, но зато будут ходить в коже, с фестивальными значками. Если человек клуба напился и упал в лужу, стыдно будет всем братьям. А  “байкеры без байка” падки на внешнюю атрибутику.

Жизнь до следующего поворота

— Ездить далеко — это куда? В Европу?

— В Европу — это близко. Наши пацаны ездили на Дальний Восток, на Байкал. После первой тысячи километров восприятие расстояния стирается и можно говорить, что ты прошел стадию формирования байкерского духа. Для тебя именно дорога, передвижение со своими братьями становится целью намного важнее пункта назначения, — объясняет Блэк.

— С утра встали, что-то скучно, поехали в Киев, кофе попить, — говорит Александр. — Слетали, вернулись вечером. Многим этого не понять. Мембер нашего клуба Мэд Макс в январе съездил на мотоцикле в Германию и вернулся не обмороженный. Но зимой “адреналиновый токсикоз” все равно присутствует. Сезон в любую погоду открывается в апреле.

Семьи байкеров ждут и понимают. Или не понимают, и тогда семья распадается: байкер выбирает клуб, рассказывает лидер Live to ride.

— У нашего мембера жена была недовольна, что ей приходится делить мужа с клубом. Но она оказалась мудрой женщиной и поняла, что уйдя, он потеряет часть себя. Мне повезло, не приходится сталкиваться с непониманием. Моей дочери 9 лет и ее не согнать с мотоцикла.

— Но ведь в клуб, когда она вырастет, ее не возьмут...

— С ее лидерскими качествами она создаст свой клуб. Первый женский мотоклуб Беларуси.

←Не зная броду, не суйся в воду

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика