Клады на каждом метре
Известно, что многие «транзитные» водители предпочитают сделать добрый крюк, но к цели двигаться хорошим белорусским асфальтом. Строить и содержать дороги на уровне — удовольствие не из дешевых, однако того стоит. Актуальный вопрос нашего времени, как научиться делать это качественно и экономно, сейчас решают на примере проекта реконструкции магистрали М–5 Минск — Гомель.
Ныне действующая программа «Дороги Беларуси» определила новый поворот в судьбе автомобильной магистрали М–5/Е271 Минск — Гомель. Это и связка столицы с областным центром юго–восточного региона страны, и часть трансъевропейского транспортного коридора, который соединяет Литву, Беларусь, Украину, Молдову, пересекая территорию страны с севера на юг. Дабы вписать ее в современные требования и транспортные потоки нашего дня с акцентом на развитие логистики, затевается масштабная реконструкция, а по сути — строительство новой магистрали.
В этой истории глобального обновления гомельчане отвечают за участок Жлобин — Гомель протяженностью до 87 километров. В ближайшее время здесь и развернется реализация инвестиционного проекта с участием китайских партнеров. Предел ожиданий — превращение двухполоски в высококлассное полотно с четырехполосным движением. Здесь же устройство пешеходных переходов разных уровней для безопасности жителей придорожных деревень, защита от шума, комфортные площадки отдыха, цивильные автобусные остановки общественного транспорта...
Цена вопроса, понятно, весома. Счет на сотни миллионов долларов кредитных средств. Поэтому Президент и поручил изучить варианты качественной и рациональной реконструкции. Комитет госконтроля взял под патронат поиск возможных резервов. О «находках» уже готовы рассказать в Гомельской области.
Начальник управления КГК Андрей Сущевич разворачивает передо мной две схемы реконструкции участка Жлобин — Гомель:
— Первая была разработана до того, как вплотную взялись за эту тему. А вторая — после того, как...
Беглым взглядом улавливаю, что разница — в количестве желтых треугольников, которыми усеяна карта:
— И что все это значит?
— Так обозначены карьеры песка вдоль будущего объекта. На первой их всего 10. На второй — 26. А теперь объясню. Когда начали изучать варианты удешевления, за основу взяли лишь одну позицию, которая на качество не влияет, а вот в смете расходов обычно тянет 20 процентов стоимости работ. Это добыча и доставка грунта и песка к стройке. Чем ближе карьеры, тем меньше транспортные расходы. У нас же не редки случаи, когда стройорганизациям приходится возить песок за 40 — 50 километров.
Выяснилось, при разработке начальной схемы реконструкции проектанты оперировали данными о карьерах, традиционно используемых на Гомельщине. Однако госконтроль решил копнуть глубже и поискать перспективные месторождения от магистрали в пределах 10 — 15 километров. Подключились геологи, лесники, аграрии, дорожники. В итоге, помимо известных карьеров, «нащупали» еще 26 новых точек, приближенных к магистрали.
Не факт, что все они выведут на искомый результат. Песок — дело тонкое, объясняют в государственном предприятии «Белгипродор»: не всякий годится для отсыпки рабочего слоя земляного полотна дороги. Скажем, пылевидный слеживается и не дает воде протекать. А вот мелкий и средний да в промышленных объемах — то, что надо. Сегодня пробы взяты повсеместно. Есть и первые открытия, которыми охотно делятся в КГК:
— По заключению специалистов, в лесных массивах на территории Гомельского района найдено два новых месторождения — «Алексеевское» и «Телешовское», пригодные к использованию. Первое удалено от дороги на 5 километров. Второе — на 1,6. В общей сложности пробег техники составит не более 10,5 километра. А по прежней схеме расстояние от магистрали до карьера, предлагавшегося к использованию, достигало 30 километров. Только здесь экономия на транспортных расходах превысит 13 миллиардов рублей. Немалая сумма.
Есть основания полагать, что экономные открытия этим не ограничатся. Работа по исследованию перспективных месторождений еще продолжается... Понятно, обустройство новых карьеров тоже потребует средств. Но уже сегодня специалисты едины: эти расходы себя полностью оправдают.
Подобную математику можно рассматривать как точечный пример отдельно взятого крупного проекта. А можно примерить его к дорожному строительству в целом. Выходит, иногда нелишне отклониться от традиционных путей и по–новому взглянуть на привычное. Смотришь, там, где всегда теряли, теперь реально находить.
Кстати
Программа «Дороги Беларуси» на 2006 — 2015 годы предполагает масштабную реконструкцию автомобильных дорог, связывающих столицу с областными центрами. Она проводится в два этапа. На первом ведется реконструкция дорог М–4 Минск — Могилев и М–5 Минск — Гомель общей протяженностью 337 километров. На втором будут реконструированы М–6 Минск — Гродно и М–3 Минск — Витебск на участке Логойск — Плещеницы. К концу 2017 года протяженность республиканских автодорог первой категории превысит тысячу километров.
Фото автора.
Автор публикации: Виолетта ДРАЛЮК