Рубль будет в курсе
Наш рубль снова укрепил свои позиции. Вчера на бирже за один доллар предлагали не больше 8.280 рублей. И по отношению к корзине основных мировых валют белорусские деньги тоже выглядят неплохо: плюс 2,1 процента роста с начала года. Насколько устойчива тенденция? Этот вопрос актуален в связи с ожидаемым повышением тарифной ставки 1–го разряда в августе. Не понесут ли граждане рубли, которых станет больше, в обменники?
Подобные опасения были и в июне, когда бюджетники стали получать на руки более весомые оклады. Тогда спрос на инвалюту превысил предложение на 17,5 миллиона долларов и курс в обменниках преодолел психологический рубеж в 8,5 тысячи рублей за доллар. Определенную роль тут сыграли и нерезиденты, то есть граждане других государств (в основном, конечно, россияне) и российские банки. Решив подзаработать на хороших процентных ставках по белорусскому рублю, в феврале они проконвертировали валюту и деньги положили на депозиты. А в мае, когда цены на нефть упали, да и российский рубль стал быстро снижаться, увели капиталы.
Однако на нашу финансовую стабильность это повлияло мало. Ее поддерживает положительное внешнеторговое сальдо, которое не меняет знак 5 месяцев подряд. Впервые с 2005 года. Нацбанк на бирже — чистый покупатель валюты. Предприятия в первом полугодии продали валюты на 1,3 миллиарда долларов больше, чем приобрели. Еще полмиллиарда сверху сдали в обменные пункты граждане. Так что курс белорусского рубля имел все шансы укрепиться куда существеннее. Но это очень не понравилось бы экспортерам. К тому же резкие колебания валюты — повод для нежелательных спекуляций. Доктор экономических наук Александр Лученок полагает, что «валютной лихорадки» не следует опасаться и в дальнейшем:
— Пока у нас все нормально. А поднимать зарплаты нужно. Население снизило уровень потребления. Причем в основном те, у кого доходы средние. Они пострадали от инфляции больше всех. Ведь малообеспеченным помогает пособиями государство.
Во втором полугодии, как сообщила пресс–служба Национального банка, все усилия будут сконцентрированы на дальнейшей финансовой стабилизации. В первую очередь — на снижении инфляции до 19 — 22 процентов и сохранении золотовалютных резервов.
Автор публикации: Аэлита СЮЛЬЖИНА