Белорусская система ПВО нуждается в штопке

Источник материала:  
19.07.2012 15:43 — Новости Общества


История с нарушением воздушного пространства Беларуси легкомоторным самолетом дает повод серьезно разобраться в проблемах белорусской ПВО.

Как это ни парадоксально, на самом деле не так уж важно, имело ли место на самом деле нарушение воздушных границ Беларуси 4 июля небольшим гражданским самолетом, который пилотировали шведы. Факт то, что такое вполне возможно. 

Белорусская система ПВО нуждается в штопкеВ прошлые годы подобное происходило на литовском направлении неоднократно: контрабандисты и просто любители острых ощущений на малой высоте пересекали границу — и некоторые из этих полетов не фиксировались ни войсками ПВО и ВВС, ни пограничной службой. Например, в 2005 году в приграничном лесу грибники обнаружили разбившийся легкомоторный гражданский самолет с человеческими останками.

И в этом нет ничего экстраординарного, так как, по словам экспертов, низколетящие цели вообще сложно засечь посредством радиолокации «из-за влияния неоднородностей подстилающей поверхности». Проблема эта существует с самого момента появления радиолокационных станций (РЛС) и в той или иной мере присуща всем системам ПВО. Она усугубилась в последние 15 лет в связи с опережающими темпами совершенствования средств воздушного нападения.

Практически все современные летательные аппараты, кроме сверхзвуковых, могут совершать полеты на высотах до 150 м. При этом многие типы пилотируемых самолетов (включая гражданские) оснащены аппаратурой, позволяющей совершать полеты с огибанием рельефа местности как в ручном, так и в автоматическом режимах.

Искать методы обнаружения низколетящих целей становится особенно важно в связи с тем, что расширяется использование в боевых условиях крылатых ракет, беспилотных летательных аппаратов и управляемых авиационных бомб, специально сконструированных для действий вблизи земли.

Особенно остро эту проблему ощутили страны, которые в последние полтора десятилетия не прикладывали достаточных усилий для модернизации своей ПВО. В полной мере это относится и к бывшим советским республикам. И даже продвинутая в области ПВО Беларусь здесь не исключение. Здесь стоят на вооружении еще советские радары и зенитно-ракетные комплексы.

А вот возможности вероятного воздушного противника выросли многократно. Основу современных военных операций составляют массированные удары высокоточным оружием по наиболее важным оборонным объектам, в том числе и объектам ПВО. При этом для огневого поражения используются прежде всего низколетящие беспилотные средства воздушного, морского и наземного базирования. Пилотируемая авиация вступает в дело только после уничтожения большинства зенитных ракетных комплексов большой, средней и малой дальности.

В связи с коренным изменением методов ведения вооруженной борьбы в последние 10-15 лет во всем мире наблюдается лавинообразный рост выпуска беспилотных средств воздушного нападения. Тактика применения этих средств в зоне действия ПВО беспрерывно совершенствуется, опережая разработку мер противодействия.

Для преодоления ПВО обороны применяются полеты на предельно малых высотах, маневрирование с огибанием складок местности (и даже зависание в ложбинах, руслах рек, оврагах и ущельях), применение активных и пассивных помех, снижение радиозаметности, уровня инфракрасного излучения и акустического шума.

Как полагают эксперты в области безопасности, решение проблемы обнаружения и поражения низколетящих аэродинамических пилотируемых и беспилотных аппаратов следует рассматривать и в контексте защиты жизненно важных объектов гражданской и военной наземной инфраструктуры от воздушного терроризма. События 11 сентября 2001 года в США вполне наглядно показали, что террористическая угроза может прийти и с воздуха.

Особенно катастрофические последствия может иметь воздушное нападение на АЭС. Такая угроза станет вполне реальной и для Беларуси после пуска в эксплуатацию атомной электростанции в Островце. Также весьма уязвимыми для терактов являются тепло- и гидроэлектростанции, хранилища горючих и химически активных материалов, арсеналы и склады боеприпасами и др.

Для проникновения туда диверсантов или сброса взрывных устройств могут быть использованы пилотируемые легкие, малые и сверхмалые самолеты, дельтапланы и другие летательные аппараты подобного рода. А также различные беспилотные летательные аппараты, полезная нагрузка которых может достигать нескольких десятков килограммов, а минимальная высота полета составляет 10-20 м.

Применение подобных средств воздушного нападения резко снижает эффективность существующих систем ПВО и требует принципиально новых технических решений, в первую очередь для обнаружения и сопровождения целей. Эта задача, как считают специалисты, в первую очередь может быть решена путем размещения средств обнаружения как можно выше над поверхностью земли, увеличения их числа и отдаленности от защищаемого объекта.

Традиционного расположения средств локации на специальных вышках и мачтах уже недостаточно, нужны высоты порядка сотен метров и даже нескольких километров. Для этого надо создавать специальные беспилотные летательные аппараты и размещать на их борту радиолокационные средства обнаружения низколетящих целей. Одновременно там могут быть размещены средства радиоэлектронной борьбы, системы подавления GPS, подсветки целей и ретрансляции сигналов.

Все это при соответствующих (конечно, весьма немалых) затратах времени и средств, в принципе, по зубам и белорусскому ВПК.

Между тем ряд стран для поднятия средств обнаружения на оптимальную высоту решили применить аэростаты и дирижабли. Они гораздо дешевле как ныне существующих самолетов радиолокационного обзора, так и беспилотных летательных аппаратов. Но главный выигрыш в том, что они могут неделями и даже месяцами находиться в воздухе, работая в беспилотном режиме.

Дальше всех в этом направлении смогли продвинуться американцы. Стараются не отстать россияне. Беларуси с ее более чем скромными финансовыми возможностями угнаться за грандами трудно, но у белорусских военных ученых тоже имеются весьма перспективные разработки в данной области.

Так, по словам доктора технических наук профессора Сергея Гейстера, главного научного сотрудника НИИ Вооруженных сил Республики Беларусь, помочь здесь может использование акустико-сейсмических датчиков отечественной разработки.

Они способны на большой дистанции улавливать и распознавать характерные шумы, производимые маршевыми двигателями ракет и самолетов, лопастями вертолета, и в то же время не реагировать на другие случайные звуки. Сеть таких датчиков следует разместить прежде всего на наиболее опасных с точки зрения вероятности воздушного нападения направлениях.

В комплексе со средствами акустической и сейсмической разведки целесообразно использовать и средства радиотехнической разведки, обеспечивающие обнаружение летательных аппаратов по излучениям их бортовых радиоэлектронных средств (радиовысотомеров, радиолокаторов, головок самонаведения, средств передачи данных и пр.).

Свое место в такой системе обороны отведено и автоматизированным постам визуального наблюдения, оборудованным оптическими приборами (включая приборы ночного видения), которые производятся в Беларуси. С целью увеличения дальности действия эти приборы целесообразно поднимать на высоту 10-15 м с помощью специальных вышек.

Для такой небольшой страны, как Беларусь, считают специалисты, подобное комплексное решение может быть достаточно продуктивным при одновременном использовании средств радиоэлектронной борьбы и радиолокации. Свою роль здесь могла бы сыграть разработанная белорусским «КБ Радар» радиолокационная станция с кольцевой фазированной антенной решеткой, размещенной на мачте высотой 35-50 м, предназначенная именно для обнаружения маловысотных целей.

В случае же особой нужды, такой, например, как гарантированная защита первой белорусской АЭС, очевидно, придется раскошелиться и на создание беспилотных носителей РЛС и аэростатов аналогичного назначения.

Однако непременным и главным условием эффективности низковысотной ПВО, как считают эксперты, является подключение всех ее составных частей к единой информационной сети, работающей в режиме реального времени. В Беларуси уже имеется необходимый для этого научно-технический задел, а также элементная и технологическая база.

Таким образом, был ли полет шведов или нет, белорусскому военному руководству самое время задуматься об ускоренном оснащении ПВО средствами, заточенными под низколетящие объекты.



Александр АЛЕСИН
←У Рыгора Барадулина обнаружили нарушение ритма сердца

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика