«У вас проблема, руководитель. Где выход из ситуации?»
— Наташа Александровна, в этом году кафедра будет отмечать уже свой 15-летний юбилей. А как все начиналось?
— Да, кафедра психологии управления в академии была образована в 1997 году — это было время, когда впервые возник вопрос о необходимости давать психологические знания нашим управленцам. Дело в том, что произошел переход от понятия «кадры» к понятию «персонал», позже — к понятию «управление человеческими ресурсами». И здесь без знания психологии не обойтись. Получилось так, что будущие руководители в большинстве своем хорошо знали экономику, юриспруденцию, но абсолютно не чувствовали ресурса своих подчиненных. И не понимали, как ими управлять, как мотивировать людей. Поэтому решение поднять — с помощью новой кафедры — на более высокий уровень гуманитарное образование наших управляющих кадров было вполне обоснованным и своевременным.
Поначалу в академии из дисциплин по этому направлению были только «Психология управления» и «Психологическая компетентность руководителя». Но наша кафедра постоянно расширяется — больше преподаем дисциплин, преподавательский состав численно растет. Так, недавно мы стали выпускать специалистов по управлению персоналом — два года назад впервые получили государственный заказ на их подготовку. И теперь каждый год выпускаем по 30—35 человек, которые в дальнейшем представляют министерства, ведомства, крупные предприятия и организации, облисполкомы и райисполкомы страны.
Сегодня у нас работают уже 11 человек профессорско-преподавательского состава. Наши слушатели учатся составлять свой психологический профиль. Мы помогаем им разобраться в себе, в том, как воспринимать себя в этом мире. Основное здесь — психодиагностика. Разработаны специальные компьютерно-тестовые методики — люди проходят тестирование, получают свой профиль, а дальше с каждым идет индивидуальная работа. Мы ориентируем слушателей по полученным результатам, находим их слабое звено, группируем по выявленной проблеме и начинаем работать. Но, замечу, не с их личными проблемами, а с профессионально-деловыми качествами.
— Насколько я смогла убедиться, дисциплины у вас не только интересны, но и актуальны. Например, психология таймменеджмента — это умение управлять временем, медиация — управление конфликтами…
— Да, эти дисциплины востребованы и на нашем факультете повышения квалификации. Ведь общение со слушателями у нас происходит не только в стенах академии. Наши выпускники после окончания вуза приглашают нас к себе на предприятия. Мы рады, что до сих поддерживаем связь со многими из них. Во время встреч они рассказывают, что после обучения у них заметно улучшились взаимоотношения с подчиненными, вышестоящим руководством, что сами они смогли стать эмоционально более устойчивыми. Все говорят: без знания психологии им пришлось бы куда тяжелее в принятии тех же оптимальных управленческих решений.
Ежегодно наша кафедра выпускает литературу, которая сопровождает учебный процесс.
— Как я узнала, в этом году планируете при кафедре открыть магистратуру по технологиям управления персоналом…
— Да, и значение ее в том, что магистратура будет давать практико-ориентированные знания. Причем один из ключевых аспектов здесь — обучить умению формировать управленческую команду. Ведь человек, который придет руководить, в первую очередь должен уметь сформировать коллектив. От правильного выбора людей в команду и зависит успех общего дела. Поступить сюда смогут не только выпускники нашей кафедры, но и все желающие, кто имеет высшее образование по любой специальности.
— Психологический ситуационный центр, тоже работающий при кафедре, востребован сегодня?
— У всех, кто обучается у нас, он вызывает интерес. Мы разработали очень интересную компьютерную программу, по которой работаем с проблемными ситуациями. Как это выглядит? Приходят руководители, им раздается материал с описанием проблемных ситуаций. Затем идет активное обсуждение, моделирование выхода из создавшегося положения. Во время такой ситуационной игры все участники делятся опытом, как они в свое время выходили из этой ситуации. Бывает, наша игра длится и шесть, и восемь, и даже двенадцать часов.
Все отмечают во время таких занятий высокий уровень приобретенных новых знаний на базе имеющегося практического опыта. Неудивительно, ведь в создании этого ситуационного моделирования приняли участие 383 человека. Это люди со всей Беларуси, представители абсолютно разных сфер деятельности — начиная от банковской системы, частного бизнеса и заканчивая резервом министров и замминистров. К тому же прорабатывались ситуации, которые настолько часто встречаются в управленческой практике, что каждый, кто принимал участие в нашей игре-моделировании, отмечал: да, именно такая же ситуация была в моей практике.
Работа в этом центре прописана в учебной программе. Эту методику мы применяем на 14 специальностях. Отзывы на нее — только положительные.
— Наташа Александровна, как автор идеи, расскажите, насколько популярны подобные центры в других вузах страны или даже в других странах.
— Ничего подобного в других вузах Беларуси нет. Сейчас идет работа над тем, чтобы получить регистрацию компьютерной программы, так как ее хотят приобрести многие министерства и ведомства нашей страны. Я являюсь членом американского общества психологов и поэтому ежегодно бываю в Америке на различных конференциях. На этих встречах вижу, насколько во всем мире актуальны такие центры.
К слову, на высоком уровне развита такая подготовка в Москве. Но то, что есть за рубежом, не всегда подходит нам. Ведь каждая страна имеет свою структуру в области государственного управления, свои особенности в экономических подходах. Есть различия и в психологических подходах к человеку. Например, если в Японии это человекоцентрированный подход, то в Америке — капиталоцентрированный. А мы находим что-то свое. Например, когда в Америке я делюсь наработками нашей кафедры — каким образом мы осуществляем подбор людей в рамках резерва руководящих кадров, — это вызывает у коллег неподдельный интерес.
Яна МИЦКЕВИЧ и Павел ЧУЙКО (фото), «БН»