Бессмысленная вражда
ЧТО здесь — правда, а что — сугубо интерпретация автора письма? Из редакционного кабинета не разобраться. Вот я и выехала на место соседских баталий, дошедших уже до суда. Застарелый конфликт, оказалось, тянется годами. И очень похоже, что недоброжелательное отношение Янины Ивановны к перенесшему инфаркт и потому получившему вторую группу инвалидности Анатолию Ваховичу основывается исключительно на одном чувстве.
Окружающие говорят: причина всему — зависть. У соседа — прекрасная семья, живет он в материальном отношении довольно крепко, ведя хорошее хозяйство и получив вместе с братом в наследство от родителей квартиру в одном подъезде с Иканович. Большинство соседей характеризует Анатолия Вячеславовича только с положительной стороны. При этом — воздерживаются от похвал и одобрения в адрес Иканович. Председатель Парафьяновского сельского Совета Галина Азаревич тоже о Янине Ивановне предпочла... умолчать. Ну что ж, не вытягивать же из человека слова клещами.
Зато автор письма за словом в карман не лезет: при встрече с корреспондентом «БН» сразу обвинила… всю районную власть — огулом! — в невнимании к людям, черствости и некомпетентности.
— Я недовольна решением суда, разбиравшего мое заявление. Материального наказания мой обидчик не понес. Почему? Я, видите ли, не указала этого требования в заявлении. Но это само собой разумелось! Еще неизвестно, кто ему дал группу инвалидности? Пашет, как здоровый, живет богато, хозяйничает во дворе, как в собственном доме. Я много лет соседствовала с его родителями, но раздоры пошли только после их смерти. Он пользуется огородом и сараем родителей, хотя квартиру унаследовал брат. Ну, это их дело, в конце концов. Меня гложет сегодня обида на несправедливый суд. Наши законы бездействуют, так, выходит? Больше в суд за справедливостью не обращусь…
НО ИЗ-ЗА чего же разгорелся конфликт, который никак не затухает?
— Вон бочка стоит, из которой растекалась по двору навозная жижа, — от нее-то и пошли раздоры. Теперь Вахович эту площадку забетонировал — после двух лет борьбы за чистоту. Я претензий на этот счет больше не имею, — говорит Янина Иканович.
Помощник врача-гигиениста ГУ «Докшицкий центр гигиены и эпидемиологии» Лариса Янчак, выезжавшая в Парафьяново вместе с корреспондентом «БН», подтвердила: никаких нарушений норм содержания домашних животных Вахович не допускает. Более того, принятые им меры не позволяют навозным стокам загрязнять окружающую среду. Территория вокруг его сарая содержится в опрятном состоянии.
Но неймется все-таки Янине Ивановне! Хотя другим жильцам дома вполне комфортно. Бабушка Евгения Глушонок из того же подъезда, где живет Иканович, уверяет: и в подъезде, и во дворе чисто. А со всеми соседями можно жить в мире — люди-то хорошие.
— Тут просто нашла коса на камень в отношениях между конкретными лицами. Тяжело искать истину в подобных конфликтах, когда ни одна из сторон не идет на уступки, — вздыхает при встрече начальник отдела внутренних дел Докшицкого райисполкома Марьян Гигола.
Марьян Эдуардович уверяет: милиция никаких нарушений в оформлении заявления потерпевшей не допустила. Он лично порекомендовал Янине Ивановне при конфликтах любого рода, в том числе — дошедших до обращения в милицию, указывать конкретный факт правонарушения, по которому и будут разбираться правоохранительные органы, а не излагать, пользуясь случаем, всю долгую цепочку несложившихся отношений с соседями. Тогда и разбирательство будет своевременным и по существу.
Сам Анатолий Вячеславович Вахович пояснил корреспонденту «БН»:
— Иканович задирается по поводу и без повода, не умеет ценить хорошее отношение соседей, провоцирует конфликтные ситуации. Под предлогом создания дополнительных цветников «захватывает» общественную территорию, перекрывая пути выгона скота на пастбище... Однажды я действительно схватил ее за грудки, не пропускала ведь меня к собственному сараю. А, вообще-то, делить мне с нею по большому счету нечего. Хотя поддерживать добрососедские отношения уже после стольких стычек просто не хочется! Как и гробить последнее здоровье из-за любительницы поскандалить — тоже. Предпочитаю обходить эту соседку стороной. К счастью, моя личная квартира в доме через один от того, где проживает Иканович, а родительской пользуюсь по мере надобности. Неприятно, конечно, что женщина, которой наша семья сделала много добра, отвечает черной неблагодарностью. Эта бессмысленная вражда отнимает здоровье и у меня, и у нее. Я не люблю кляузников — они отравляют жизнь. Мы с соседями всегда мирно сосуществовали до того, пока Иканович не разожгла «пожар вражды». Она грозится даже «выкурить» меня из родительской квартиры… Но мне удобно пользоваться постройками, которые мы делим с братом без обид. И Янина Ивановна меня с пути не собьет! Впрочем, ни мстить ей, ни рукоприкладствовать я не намерен. Бог ей судья.
Председатель Докшицкого районного суда Александр Викторович Ульский так прокомментировал сложившуюся ситуацию:
— Я прекратил дело из-за несоблюдения требований к процедуре подачи заявления, составленного не по форме. О взыскании материального либо морального ущерба в заявлении не было ни слова. Областной суд утвердил мое решение. Кроме того, фактические противоречия сведений в протоколе милиции о нанесенном оскорблении и в заявлении в суд делают рассмотрение дела бессмысленным. В первом — речь идет о неприличных жестах в адрес дамы, во втором — о навозной жиже, которую якобы не убирает со двора хозяин коровы. Мы поступили по закону. Дело — в архиве, и продолжения не имеет!
А ЯНИНЕ Иканович для полного морального удовлетворения, похоже, было бы достаточно, если б соседа оштрафовали, согласно закону, на сумму от 4 до 20 базовых величин? Только наказание рублем запоминается и ведет к исправлению, считает она. Но в данном случае к исправлению какого именно «дефекта»? Рачительности, хозяйственности соседа?
У каждого из участников парафьяновского конфликта своя правда, но… Они могли бы жить «в параллельных мирах», почти не пересекаясь. Стоит ли Янине Ивановне «вызывать огонь на себя», постоянно задираясь с соседом и накапливая в душе, держа в уме негативное отношение к местной власти? Власть, между прочим, создала в Парафьяново все условия для комфортной жизни, ведения личного подсобного хозяйства. И даже местную соседскую свару пытается погасить полюбовно, призывая к миру и спокойствию. Раскурить бы и главным героям этой корреспонденции трубку мира да взять за правило: кто старое помянет — тому глаз вон! Каждый из них — по-своему неплохой человек. Зачем же убеждать окружающих в обратном, участвуя в давнем и отнимающем немало сил, нервов конфликте?..
Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «БН».
Фото автора