Уличная торговля - зло?
Уличная торговля — это зло, с которым нужно бороться, или это вариант народного бизнеса, которому не стоит мешать?
Алла ИСАЧЕНКО, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания:
— Уличная торговля имеет право на существование, но по четким, установленным правилам, как во всем цивилизованном мире. И это твердо должно быть заложено в сознании и продавцов, и покупателей. Я категорически против случайных, стихийных торговых точек, особенно если речь идет о продаже продуктов питания. Это чревато не только последствиями для здоровья, но и потерями для госбюджета. Ведь стихийные торговцы, да и в целом нелегальные предприниматели, как известно, не платят налогов и, как правило, не несут никакой ответственности. Мы все хотим жить лучше, а это возможно лишь тогда, когда у государства будет больше денег. К сожалению, сейчас многие наши люди во многом пытаются получить максимальную прибыль за счет друг друга: где-то схитрить, обмануть государство, обойти контроль.
Елена БАРАНОВА, бухгалтер:
— Очень часто покупаю зелень у бабушек, которые торгуют на остановке. Во-первых, это удобно. За пучком лука, петрушки или укропа на рынок все время не наездишься. А в магазинах овощи бывают не всегда. Во-вторых, ценник у частников, как правило, гораздо ниже, чем в официально отведенных точках. Да и товар у них не залеживается. Безусловно, молочные или мясные продукты должны реализовываться только в установленных местах. Что же касается продукции с приусадебных участков, то не стоит запрещать торговать ею на улицах.
Олег КРИЦКИЙ, военнослужащий:
— Фрукты и овощи приобретаю только на лотках. С рук продукты принципиально не покупаю, так как не уверен в их качестве. К тому же на стихийных рынках в отличие от официальных торговых точек у продавцов нет санитарных книжек. Значит, не может быть уверенности в том, что продукты, приобретенные здесь, будут полезны. Не так давно мои родственники купили у частника клубнику. А потом у всей семьи были проблемы с кишечником. Видно, ягоду обрабатывали какими-то химикатами.
Жанна ОЛИСИОНОК, оператор:
— Люди вырастили продукцию, вложили свой труд, пусть продают. Они никому не мешают. А добраться до специально отведенных для этих целей точек могут далеко не все. Пенсионер вряд ли поедет ради нескольких кабачков или качанов капусты на другой конец города. Кроме того, за место на рынке приходится платить. Поэтому, чтобы иметь дополнительный доход, любители-огородники накручивают цену.
Леонид СТОЛЯРОВ, пенсионер:
— Уличная торговля — это реальный шанс заработать. Мы с женой выращиваем розы вот уже двадцать лет. Продаю их всегда недалеко от дома. На рынке реализовывать цветы неудобно, так как там нужно ставить машину далеко от торгового места. Выстоять же несколько часов ни я, ни супруга не в состоянии, потому что у обоих болят ноги, имеем вторую группу инвалидности. Если я уйду с насиженного места, не смогу больше заниматься торговлей. Соответственно лишусь привычной прибавки к пенсии.
Светлана ЛИТВИНОВИЧ, повар:
— За продуктами хожу только в магазин или на рынок. Это даже не обсуждается. А вот другой товар частенько покупаю у уличных продавцов. Особенно вещи ручной работы. К примеру, вязаные носки вы не найдете ни в одной официальной торговой точке. Они есть только у народных умельцев. И их стремление заработать своим трудом нужно только поощрять. Согласна, что такая торговля должна быть упорядочена. Но опять-таки в разумных пределах. Цивилизованные точки можно оборудовать и рядом с местным магазином, с остановкой.
Вия ШУКЕВИЧ, заведующая отделением гигиены питания Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья:
— При несанкционированной торговле очень часто нарушаются условия хранения продуктов. К примеру, уличные торговцы нередко реализуют колбасные изделия. Обеспечить для этого товара нужный температурный режим в походной обстановке они просто не в состоянии. Во-вторых, у стихийных продавцов, как правило, отсутствуют документы, подтверждающие качество и безопасность реализуемого товара. К примеру, овощи, грибы и ягоды на официальном рынке всегда можно проверить на содержание радионуклидов в лаборатории. Люди же, торгующие дарами леса вдоль трассы или возле остановок общественного транспорта, такой гарантии не дают.
Виктор ЧЕБОТАРЬ, фермер:
— В данном вопросе одними запретительными мерами ничего не решишь. Должен быть комплексный подход. К примеру, в городах стихийной уличной торговле действительно не место. Здесь достаточно и рынков, и специальных торговых площадей для реализации своей продукции. Возникновение же точек в неустановленных местах приводит лишь к беспорядку. Если же речь идет о придорожном бизнесе, то от него тоже не стоит отказываться. Ведь люди должны иметь право реализовывать то, что они вырастили или заготовили.