Почему автобусы с белорусскими туристами попадают в ДТП на пути в Болгарию?
09.07.2012 10:51
—
Новости Общества
Почему автобусы с белорусскими туристами попадают в ДТП на пути в Болгарию?
За последние полторы недели произошло два случая с болгарскими автобусами, перевозившими белорусских туристов на курорты болгарского побережья Черного моря. Оба ЧП произошли в Румынии.
В пятницу, 29 июня, автобус, принадлежащий болгарскому перевозчику, туристической компании "Босфор", столкнулся в Румынии с легковым автомобилем, в котором находились румынские граждане, девушка и два парня. К несчастью, девушка погибла, а прибывшая полиция установила вину румынского водителя в ДТП. Наши туристы не пострадали, у водителя обнаружился перелом ноги, и он был госпитализирован. Как рассказал нам Беркол Кулов, глава фирмы "Босфор", поломанный "мерседес" далее был отправлен в Турцию, а туристы пересажены на другой автобус и благополучно добрались до курортов.
А в ночь на 6 июля опять-таки в Румынии в аварию попадает автобус, принадлежащий также болгарскому перевозчику "Групп Транс (Несебр)". Интересно, что этот автобус был арендован уже упомянутой компанией "Босфор", которая вынуждена была прибегнуть к помощи другого перевозчика для доставки своих туристов в Болгарию, поскольку свой автобус с поломкой был отправлен в Турцию, а второй "мерседес" компании обслуживает чешскую цепочку.
"В прессе были сообщения о том, что часть туристов, в том числе дети, находятся в больнице, но эти сведения не соответствуют действительности, – комментирует господин Кулов. – Туристам была оказана помощь на месте ДТП, и все сразу были отправлены по местам отдыха, а это, в основном, курорты Кранево и Несебр. У нескольких человек возникли претензии насчет компенсации материального ущерба, например, у одного туриста вследствие аварии поломан фотоаппарат, но эти вопросы, мы, разумеется, решаем".
По словам Беркола Кулова, в этой последней аварии водитель также пытался уклониться от столкновения, съехал на обочину и врезался в дерево. Как заявляет господин Кулов, водитель опытный, ему приблизительно 55 лет, и все нормы, связанные с пассажирскими перевозками, были выполнены. Транспортное средство было полностью исправно, и водитель перед рейсом отдыхал даже более положенных девяти часов. В автобусе находилось два водителя. Любопытно, что по информации белорусского посольства в Румынии, авария была связана как раз с фактором усталости водителя. Но господин Кулов эту информацию полностью отвергает – данная бригада водителей приехала из предыдущего рейса во вторник вечером, и уехала в следующий рейс в среду вечером.
Две аварии подряд, связанные с автобусной доставкой наших туристов в Болгарию. Случайность ли это?
Ведущие операторы по направлению характеризуют фирму "Босфор" как весьма солидную компанию, располагающую надежными, комфортабельными транспортными средствами и до сих пор всегда гарантирующую надежную, безопасную перевозку. О Берколе Кулове отзываются как о надежном, порядочном партнере. В целом у всех болгарских перевозчиков, работающих на нашем рынке, очень хорошая репутация. Считается, что болгарская перевозка – это хорошие автобусы, опытные водители, достаточно высокого уровня сервис.
Конечно, у человека, не следящего за тенденциями развития белорусского турбизнеса, могут возникнуть "наивные" вопросы: а почему, собственно, болгарские перевозчики так укоренились на нашем рынке? Так же, как, впрочем, и литовские, польские и украинские? Почему за границу мы не ездим на своих автобусах и так нечасто пользуемся услугами своих, отечественных, транспортных компаний?
"О том, что так и случится, еще лет 7-8 назад мы предупреждали наших чиновников, которые установили сумасшедшую цену растаможки и создали неподъемные лизинговые условия, – комментирует Виктор Повзун, директор туристической компании "Подевюс", специализирующейся на болгарском направлении и некогда имевшей свои автобусы. - Мы предупреждали, что с рынка перевозки нас вытеснят иностранцы, но нас никто не слушал. Создавая нам неприемлемые условия для работы, государство надеялось, что белорусские туристы будут ездить на МАЗах. К сожалению, это слишком дорогое "удовольствие". Нам легче и удобнее работать с теми же болгарами, у которых цена на перевозку гораздо ниже, поскольку болгары у себя на родине недорого берут отличный транспорт в лизинг и у них копеечные налоги".
Чтобы разобраться, в какой же плоскости лежит причина явно возросшей "аварийности" болгарской перевозки, мы обсудили проблему с ведущими белорусскими операторами, специализирующимися на болгарском направлении. Думается, что свою роковую роль играют три основных фактора. Первый – назовем его "фактор Румынии", второй – "фактор Болгарии" и третий, как бы это помягче выразиться… в общем, "фактор белорусской бедности".
В последние годы ни туристы, ни фирмы, ни перевозчики на качество румынских дорог не жалуются. Это раньше румынские дорожки были – колдобина на колдобине. 10 лет назад ехать в Болгарию или Черногорию через Румынию – тот еще экстрим. Теперь покрытие дорог отменное, некоторые водители даже говорят: "как стекло!" Вот разве что – узковаты дороги, так считают водители. Но… Если бы они были узковаты и на них не было... румын, то и ничего страшного. Но тут, к несчастью, вступает "в игру" фактор румынского поведения на дорогах и даже фактор местной ментальности. Пьяный тракторист, гужевая повозка, которая неожиданно выползает со второстепенной на автостраду, даже просто неопытные либо молодые водители, которые на элементарном участке дороги не могут разъехаться со встречным транспортом – все это, к сожалению, в некоторой степени характеризует дорожную обстановку в стране Дракулы. Поэтому периодически ДТП с туравтобусами случаются, хотя, как говорят, Румыния 20-летней давности и Румыния "эпохи Евросоюза" – это две большие разницы, уровень культуры все же подрастает.
Болгарию в этом году можно назвать на просто хитом, а суперхитом летнего сезона на нашем рынке. Солидно увеличилось количество авиаперевозок, автобусные же цепочки просто не поддаются подсчету. "Только одна наша небольшая компания на данный момент уже отправила в Болгарию полторы тысячи туристов, – говорит представитель фирмы "Эвелина Тур Вояж", специализирующейся на направлении. – Можно себе представить, какое количество туристов послал в Болгарию тот же "Ростинг"!" Когда на направлении действует такой конвейер отправки туристов, риски попасть в какую-нибудь чрезвычайную ситуацию, естественно, возрастают.
А то, что Болгария – супер-пупер-хит для белорусов, вполне закономерно. Ценовая "вилка" – как раз для наших граждан. Можно, конечно, полететь самолетом в Албену и найти тур под тысячу евро. Но вполне реально приобрести турпакет с 15-дневным отдыхом в Кранево (правда, без питания), но с проездом на автобусе, за 115 евро (!) Да, это, конечно, не Турция, которая в этом году, кстати, снова подорожала. Но и не Крым, сервис которого все же с болгарским и рядом не ночевал.
Вообще, путешествие на автобусе (хотя бы даже с одним ночным ночлегом) – в южных направлениях (Черногория, Болгария) – это, по сути, нелегкое испытание, и человек, ценящий комфорт и имеющий деньги, безусловно, полетит на самолете. Кроме того, операторы подчеркивают, что и водители испытывают дискомфорт – например, от стояния на границе, которое может длиться 5-6 часов. Отдыхает ли по-настоящему в это время водитель? Вряд ли! Сама обстановка к этому не располагает.
Когда с туристами, купившими турпакет в фирме, что-либо происходит в момент перевозки, которую осуществляет транспортная компания, возникает вопрос: кто за это несет ответственность? Точки зрения на этот вопрос у государства и турфирм кардинально противоположные (они, впрочем, на все, как правило, диаметрально противоположные, потому что пока не найден механизм выработки цивилизованного компромисса). "Мы считаем, что как только фирма взяла деньги у туриста, она несет полную ответственность за его безопасность, – говорит Чеслав Шульга, заместитель министра спорта и туризма. – Туристу нет разницы, кто перевозчик и какие у него отношения с турфирмой. Отношения между туристом и турфирмой регулируются договором, и там четко прописаны все условия".
"Это только в нашей стране такие договоры и такие условия ведения бизнеса, – комментирует данную проблему Виктор Повзун ("Подевюс"). Например, я продаю турпакеты с перелетом "Белавиа". Если во время полета что-то случилось, то при чем здесь моя фирма?! Я считаю, как только турист шагнул на борт "Белавиа", ответственность за него несет авиакомпания. Мы всего лишь посредники. Все перевозчики: и наземный транспорт, и железнодорожный, и авиакомпании – страхуют пассажира – он находится в зоне их ответственности".
Вообще, белорусский турбизнес оказался сегодня в довольно странной законодательной обстановке. Ходят разговоры о введении обязательного страхования финансовой ответственности туроператоров. Во многих странах она существует. В то же время механизм введения такой ответственности никак не может быть нормально проработан вследствие темноватого механизма функционирования самого белорусского турбизнеса. Здесь вовсю присутствуют иностранные перевозчики, в то же время государство считает, что и за их деятельность также должны нести ответственность отечественные турфирмы. Здесь настоящими операторами являются только иностранные, в основном российские компании, а отечественный рынок на 99% состоит из турагентов. Здесь ликвидация лицензирования турбизнеса под маркой "либерализации бизнеса" вроде бы "подталкивает" госорганы к введению какого-либо механизма регулирования этого рынка, но ничего хорошего от нововведения никто не ждет, поскольку та же "либерализация" ни к какой либерализации на самом деле не привела, если не считать увеличение потока нелегальных мигрантов, которые через липовые турфирмы делают приглашения и потом рвутся через наши границы в Евросоюз. В общем, ситуация сложная. Но как бы ни была она запутана с точки зрения законодательной, работать турфирмам надо, поскольку, несмотря на все экономические тяготы, белорусские граждане по-прежнему хотят отдыхать за границей, выезжать на море, набираться новых впечатлений. И при этом – безусловно, без риска для жизни.
В пятницу, 29 июня, автобус, принадлежащий болгарскому перевозчику, туристической компании "Босфор", столкнулся в Румынии с легковым автомобилем, в котором находились румынские граждане, девушка и два парня. К несчастью, девушка погибла, а прибывшая полиция установила вину румынского водителя в ДТП. Наши туристы не пострадали, у водителя обнаружился перелом ноги, и он был госпитализирован. Как рассказал нам Беркол Кулов, глава фирмы "Босфор", поломанный "мерседес" далее был отправлен в Турцию, а туристы пересажены на другой автобус и благополучно добрались до курортов.
А в ночь на 6 июля опять-таки в Румынии в аварию попадает автобус, принадлежащий также болгарскому перевозчику "Групп Транс (Несебр)". Интересно, что этот автобус был арендован уже упомянутой компанией "Босфор", которая вынуждена была прибегнуть к помощи другого перевозчика для доставки своих туристов в Болгарию, поскольку свой автобус с поломкой был отправлен в Турцию, а второй "мерседес" компании обслуживает чешскую цепочку.
"В прессе были сообщения о том, что часть туристов, в том числе дети, находятся в больнице, но эти сведения не соответствуют действительности, – комментирует господин Кулов. – Туристам была оказана помощь на месте ДТП, и все сразу были отправлены по местам отдыха, а это, в основном, курорты Кранево и Несебр. У нескольких человек возникли претензии насчет компенсации материального ущерба, например, у одного туриста вследствие аварии поломан фотоаппарат, но эти вопросы, мы, разумеется, решаем".
Фото: Romanialibera.ro. |
По словам Беркола Кулова, в этой последней аварии водитель также пытался уклониться от столкновения, съехал на обочину и врезался в дерево. Как заявляет господин Кулов, водитель опытный, ему приблизительно 55 лет, и все нормы, связанные с пассажирскими перевозками, были выполнены. Транспортное средство было полностью исправно, и водитель перед рейсом отдыхал даже более положенных девяти часов. В автобусе находилось два водителя. Любопытно, что по информации белорусского посольства в Румынии, авария была связана как раз с фактором усталости водителя. Но господин Кулов эту информацию полностью отвергает – данная бригада водителей приехала из предыдущего рейса во вторник вечером, и уехала в следующий рейс в среду вечером.
Фото: Ziarelive.ro |
Две аварии подряд, связанные с автобусной доставкой наших туристов в Болгарию. Случайность ли это?
Ведущие операторы по направлению характеризуют фирму "Босфор" как весьма солидную компанию, располагающую надежными, комфортабельными транспортными средствами и до сих пор всегда гарантирующую надежную, безопасную перевозку. О Берколе Кулове отзываются как о надежном, порядочном партнере. В целом у всех болгарских перевозчиков, работающих на нашем рынке, очень хорошая репутация. Считается, что болгарская перевозка – это хорошие автобусы, опытные водители, достаточно высокого уровня сервис.
Конечно, у человека, не следящего за тенденциями развития белорусского турбизнеса, могут возникнуть "наивные" вопросы: а почему, собственно, болгарские перевозчики так укоренились на нашем рынке? Так же, как, впрочем, и литовские, польские и украинские? Почему за границу мы не ездим на своих автобусах и так нечасто пользуемся услугами своих, отечественных, транспортных компаний?
"О том, что так и случится, еще лет 7-8 назад мы предупреждали наших чиновников, которые установили сумасшедшую цену растаможки и создали неподъемные лизинговые условия, – комментирует Виктор Повзун, директор туристической компании "Подевюс", специализирующейся на болгарском направлении и некогда имевшей свои автобусы. - Мы предупреждали, что с рынка перевозки нас вытеснят иностранцы, но нас никто не слушал. Создавая нам неприемлемые условия для работы, государство надеялось, что белорусские туристы будут ездить на МАЗах. К сожалению, это слишком дорогое "удовольствие". Нам легче и удобнее работать с теми же болгарами, у которых цена на перевозку гораздо ниже, поскольку болгары у себя на родине недорого берут отличный транспорт в лизинг и у них копеечные налоги".
Фото: Puterea.ro |
Чтобы разобраться, в какой же плоскости лежит причина явно возросшей "аварийности" болгарской перевозки, мы обсудили проблему с ведущими белорусскими операторами, специализирующимися на болгарском направлении. Думается, что свою роковую роль играют три основных фактора. Первый – назовем его "фактор Румынии", второй – "фактор Болгарии" и третий, как бы это помягче выразиться… в общем, "фактор белорусской бедности".
В последние годы ни туристы, ни фирмы, ни перевозчики на качество румынских дорог не жалуются. Это раньше румынские дорожки были – колдобина на колдобине. 10 лет назад ехать в Болгарию или Черногорию через Румынию – тот еще экстрим. Теперь покрытие дорог отменное, некоторые водители даже говорят: "как стекло!" Вот разве что – узковаты дороги, так считают водители. Но… Если бы они были узковаты и на них не было... румын, то и ничего страшного. Но тут, к несчастью, вступает "в игру" фактор румынского поведения на дорогах и даже фактор местной ментальности. Пьяный тракторист, гужевая повозка, которая неожиданно выползает со второстепенной на автостраду, даже просто неопытные либо молодые водители, которые на элементарном участке дороги не могут разъехаться со встречным транспортом – все это, к сожалению, в некоторой степени характеризует дорожную обстановку в стране Дракулы. Поэтому периодически ДТП с туравтобусами случаются, хотя, как говорят, Румыния 20-летней давности и Румыния "эпохи Евросоюза" – это две большие разницы, уровень культуры все же подрастает.
Болгарию в этом году можно назвать на просто хитом, а суперхитом летнего сезона на нашем рынке. Солидно увеличилось количество авиаперевозок, автобусные же цепочки просто не поддаются подсчету. "Только одна наша небольшая компания на данный момент уже отправила в Болгарию полторы тысячи туристов, – говорит представитель фирмы "Эвелина Тур Вояж", специализирующейся на направлении. – Можно себе представить, какое количество туристов послал в Болгарию тот же "Ростинг"!" Когда на направлении действует такой конвейер отправки туристов, риски попасть в какую-нибудь чрезвычайную ситуацию, естественно, возрастают.
А то, что Болгария – супер-пупер-хит для белорусов, вполне закономерно. Ценовая "вилка" – как раз для наших граждан. Можно, конечно, полететь самолетом в Албену и найти тур под тысячу евро. Но вполне реально приобрести турпакет с 15-дневным отдыхом в Кранево (правда, без питания), но с проездом на автобусе, за 115 евро (!) Да, это, конечно, не Турция, которая в этом году, кстати, снова подорожала. Но и не Крым, сервис которого все же с болгарским и рядом не ночевал.
Фото: Libertatea.ro |
Вообще, путешествие на автобусе (хотя бы даже с одним ночным ночлегом) – в южных направлениях (Черногория, Болгария) – это, по сути, нелегкое испытание, и человек, ценящий комфорт и имеющий деньги, безусловно, полетит на самолете. Кроме того, операторы подчеркивают, что и водители испытывают дискомфорт – например, от стояния на границе, которое может длиться 5-6 часов. Отдыхает ли по-настоящему в это время водитель? Вряд ли! Сама обстановка к этому не располагает.
Когда с туристами, купившими турпакет в фирме, что-либо происходит в момент перевозки, которую осуществляет транспортная компания, возникает вопрос: кто за это несет ответственность? Точки зрения на этот вопрос у государства и турфирм кардинально противоположные (они, впрочем, на все, как правило, диаметрально противоположные, потому что пока не найден механизм выработки цивилизованного компромисса). "Мы считаем, что как только фирма взяла деньги у туриста, она несет полную ответственность за его безопасность, – говорит Чеслав Шульга, заместитель министра спорта и туризма. – Туристу нет разницы, кто перевозчик и какие у него отношения с турфирмой. Отношения между туристом и турфирмой регулируются договором, и там четко прописаны все условия".
"Это только в нашей стране такие договоры и такие условия ведения бизнеса, – комментирует данную проблему Виктор Повзун ("Подевюс"). Например, я продаю турпакеты с перелетом "Белавиа". Если во время полета что-то случилось, то при чем здесь моя фирма?! Я считаю, как только турист шагнул на борт "Белавиа", ответственность за него несет авиакомпания. Мы всего лишь посредники. Все перевозчики: и наземный транспорт, и железнодорожный, и авиакомпании – страхуют пассажира – он находится в зоне их ответственности".
Вообще, белорусский турбизнес оказался сегодня в довольно странной законодательной обстановке. Ходят разговоры о введении обязательного страхования финансовой ответственности туроператоров. Во многих странах она существует. В то же время механизм введения такой ответственности никак не может быть нормально проработан вследствие темноватого механизма функционирования самого белорусского турбизнеса. Здесь вовсю присутствуют иностранные перевозчики, в то же время государство считает, что и за их деятельность также должны нести ответственность отечественные турфирмы. Здесь настоящими операторами являются только иностранные, в основном российские компании, а отечественный рынок на 99% состоит из турагентов. Здесь ликвидация лицензирования турбизнеса под маркой "либерализации бизнеса" вроде бы "подталкивает" госорганы к введению какого-либо механизма регулирования этого рынка, но ничего хорошего от нововведения никто не ждет, поскольку та же "либерализация" ни к какой либерализации на самом деле не привела, если не считать увеличение потока нелегальных мигрантов, которые через липовые турфирмы делают приглашения и потом рвутся через наши границы в Евросоюз. В общем, ситуация сложная. Но как бы ни была она запутана с точки зрения законодательной, работать турфирмам надо, поскольку, несмотря на все экономические тяготы, белорусские граждане по-прежнему хотят отдыхать за границей, выезжать на море, набираться новых впечатлений. И при этом – безусловно, без риска для жизни.