Инновации по-нашенски
Впечатляющие примеры инновационных «успехов» объединения «Белтопгаз» выявил Комитет государственного контроля в ходе проверки ведомства. Некоторые были приведены на вчерашней коллегии.
...Торфобрикетный завод «Неман» в Столбцовском районе заплатил за пресс для брикетирования 562 млн. рублей. Деньги получило частное минское предприятие, которое ранее приобрело пресс в Украине за... 23 млн. рублей: более чем в 20 раз дешевле. Чистая «выгода» составила 250 тыс. долларов. Выиграл ли завод? Прессу более 20 лет, он выпущен в 1985 году. Мало сказать, что за него уплачены бюджетные деньги, — это средства инновационного фонда, по определению предполагающие покупку новейшего и лучшего.
...Почти 14 млрд. из тех же фондов получил «Торфобрикетный завод Усяж». Еще в 2010 году здесь введен комплекс подготовки брикетов мощностью 120 тыс. тонн в год. Предполагалось, что этим топливом будут обеспечены Жодинская ТЭЦ и энергоблоки в других районах. Но в 2011 году выпуск брикетов не достиг и четверти плановой мощности.
...803 млн. истратило предприятие «Витебскоблгаз» за два года на разработку четырех опытных машин для добычи кускового торфа. Их сделали, привезли на объект, но к работе они не приступили: сломались. Их вернули изготовителю, филиалу «Энергоремонт» РУП «Могилевэнерго», где дефекты устраняли 10 месяцев. В мае 2012 года техника снова встала...
Эти фрагменты вполне характеризуют отношение к инновациям в «Белтопгазе»: крайне безответственное, если не сказать резче. Между тем ускоренная модернизация подотрасли предусмотрена государственной программой «Торф». Задачи конкретны: снизить зависимость от импортных энергоресурсов, вовлекая в оборот собственные как традиционные, так и новые. Только за 2010 — 2011 годы на эти цели было ассигновано более 200 млрд. рублей из инновационных фондов.
Как они расходовались, можно судить по приведенным примерам. Фондами распоряжается Министерство энергетики. Теперь ему заодно с руководством «Белтопгаза» предстоит ответить за неэффективные, а то и вовсе бессмысленные траты. И, разумеется, серьезно подумать, как не допустить их впредь: госпрограмма «Торф» действует до 2020 года.
Автор публикации: Виктор ПОНОМАРЕВ