Как защитить ребёнка от "последствий" первой влюблённости?
Юноша получил желаемый сексуальный опыт и охладел, а его подруга не захотела жить. Ситуация, увы, нередкая. Но в этом случае до трагической развязки не дошло: девушка закончила престижный вуз, утвердилась в профессии. Но замкнулась в религии. Одеваясь не по возрасту безыскусно, преподает в воскресной школе. Все ее счастье — общение с детьми и светлая духовная атмосфера. Хорошо это или плохо?
“Ей, наверное, религия дала оптимальный выход, — говорит педагог-психолог столичной гимназии № 24 Ирина Языкова. —Ведь если после трагической любви подросток просто остается жить, это уже победа”.
В психологии доказано: общение, отношения для подростков — главный вид деятельности. Поэтому влюбленности покрывают их, как паутинка. Эти чувства нельзя подавлять, запрещать — иначе возникнут другие, агрессивные. Или — чувство неудовлетворенности, настоящий стресс для здоровья.
Согласно исследованиям мальчиков привлекает в девочках, как ни банально, в первую очередь внешность. Лишь где-то в середине списка — “чтобы была умная”. Девочек впечатляют физическая сила, сложение, рост, интеллект. А от вида жирных волос у них возникает отвращение.
“Конечно, предпочтение в избрании во многом закладываются в семье, — рассказывает Ирина Языкова. — Если мама мальчика все время бегает по салонам, и девочку он будет искать гламурненькую. А когда мама — хорошая хозяйка, заботливая родительница, но не очень ухоженна, и от предмета чувств не будут ожидать много внешнего лоска”. Все же в этот период очень опасно делать критические замечания о физических данных детей: не дай Бог зациклить на мысли, что они не могут быть любимы. А вот внимание к гардеробу отпрысков должно стать повышенным, чтобы дать им возможность демонстрировать себя во всей красе.
Принято считать, что в школе распространены именно влюбленности. Эти чувства — летящие, как воздушная пушинка, за которой трудно угнаться, и постепенно она исчезает из виду. Реже встречается любовь. К какому типу можно отнести, например, такой случай: юноша лежит в больнице и так скучает по барышне, что мама периодически сажает его в такси и возит на свидания?
Специфический стиль отношений наблюдало школьное окружение в следующей истории. Известная нежными чувствами пара отправилась в поход в составе группы школьников. Девочка принялась ухаживать за мальчиком как за маленьким ребенком: кормила с ложечки сваренной кашей, всячески оберегала. Оба казались довольны своими позициями. Когда позже школьный психолог проводила тест о желаниях личности, девочка нарисовала как идеал белое платье с фатой - как выбрать фату?, а мальчик — дискотеку. После окончания ими школы прошло уже четыре года, но воз и ныне там. Парня устраивает девичья материнская опека, отношения продолжаются, но не оформляются.
Сегодня школьная влюбленность вообще-то стала очень юной, стартуя с 10-летней отметки.
“Ко мне пришла шестиклассница, — рассказала психолог одной минской школы, — со своей драмой: любовью к десятикласснику, которая, конечно, не может быть высказана. Девочка читала посвященные юноше стихи, и меня поразила глубина чувств, готовность всем пожертвовать ради любви”.
А вот мальчики 5—6-х классов, начиная испытывать симпатии, не меняют демонстративно-хулиганского поведения. Их способы привлечения внимания скорее отрицательны.
Общие рекомендации влюбленным школьные психологи давать отказываются.
“С опытом работы поняла: простых волшебных слов не существует”, — поясняет педагог-психолог столичного лицея № 2 Галина Кашпур. — Нужно представлять, какой “узор” прорисовывают в поведении чувства. Один закроется в комнате, включив музыку, и будет думать: лишь бы никто не зашел. Второй окунется в море любовного чтива. Третий, глядя в потолок, начнет прокручивать в сознании какой-то фильм с участием себя и своего “объекта”. Все же самые простые советы привязаны к темпераменту. Бурная деятельность придется кстати влюбленному холерику, чтение литературы подойдет флегматику, а меланхолику нужно искать возможности словесно изливать душу. И, конечно, родителям необходимо тщательно воспитывать девочек, чтобы им было достаточно платонической любви и не дошло до коллизии, описанной в начале материала.
Медаль за любовь
Таня помнит, как встретилась с Димой глазами и, притягиваясь, как к магниту, к улыбке, пошла к нему через весь класс. Благо, в кабинете никого не было, чтобы удивиться или возмутиться. Ведь класс делился на несколько “королевских дворов” — вокруг признанных красавиц, — и они принадлежали к разным. По подростковым законам им не следовало разговаривать друг с другом.
Но разговор получился — увлекательный и волнующий. Еще несколько дней Таня вспоминала каждое слово. А когда наконец встретилась с Димой на улице для прогулки, это был прямой вызов школьным “неуставным отношениям”.
На беду, их заметили “фрейлины” Диминой “королевы”. Назавтра парень столкнулся с колкой враждебностью родной группы. И дрогнул. Когда Таня подошла к нему с робкой улыбкой, натянуто скривился и отошел в сторону. А девушка уже влюбилась, и осудить, даже в душе, не смогла. Выписывая на доске математические формулы, она представляла, что Дима не сводит с нее глаз, любуется фигурой, красивыми ножками. Рассуждая на уроках литературы о чувствах и характерах, думала: “Дима понимает, что это — о нас с ним”. Результаты постепенно сказывались — Таня становилась отличницей.
Еще два с половиной года молодые люди учились вместе, но так больше и не заговорили. Таня продолжала любить и тянуть руку на уроках. Потому закончила школу с золотой медалью, что помогло ей поступить в вуз. А когда через 2 года “пересеклась” с Димой, смогла выговорить “Привет!”
“Неуставные отношения” уже не довлели над ними, но Диму не порадовало воспоминание о его предательстве, и он угрюмо промолчал. Дальше их пути окончательно разошлись.
“Вот, чего ты лишился!”
Света была поздним и, как ей казалось, недолюбленным родителями ребенком. Особенно не складывались отношения с отцом. Образцовыми мужскими типажами стали герои боевиков — мускулистые, активно дубасящие руками и ногами. Потому новый молодой накачанный физрук сразу пленил девичье сердце. Придя в школу после нескольких лет сверхсрочной службы в армии, он поражал не только физической выправкой, но и умением заставить себя слушаться.
Света не пыталась признаться в чувствах, но физрук заметил ее горящие глаза и стал относиться со снисходительной усмешкой. На счастье (как ей казалось), предмет интереса поселился в ее доме на той же лестничной площадке. И девушка могла долго караулить у дверного глазка ради нескольких секунд лицезрения. Но однажды увидела, как к физруку поздним вечером пришла молодая гостья.
Задетый в лучших чувствах подросток жаждал мести. Для этого Света не нашла ничего лучшего, как подложить “неверному” под коврик перед дверью сырое яйцо. Сообразительный физрук сразу вычислил автора “минирования” и на следующий день по-армейски прямолинейно выгнал Свету с урока. А потом ей пришлось пережить ужасную беседу с директором школы, в ходе которой в ее интимных переживаниях покопался посторонний.
Чувства оскорбления и унижения требовали разрядки в чем-то экстраординарном. И вскоре Света познакомилась с молодым мужчиной, чем-то напомнившим физрука. Примерно на столько же старший — на 13 лет, он еще и добился немалых успехов в карате. И, хотя был женат, пригласил Свету съездить на электричке в пригород полюбоваться майской природой.
В лесочке на травке взрослый знакомый начал обольщать девушку. Находившаяся в смятении Света пошла навстречу мужским желаниям. И позже, уже привычно занимаясь сексуальными упражнениями, мстительно думала о физруке: “Вот, чего ты лишился!”. Потом появились и другие молодые мужчины... Постепенно Света поняла, что из этого можно извлекать выгоду. Она стала хуже учиться, но все же смогла поступить в вуз на платное отделение. Сейчас она встречается со многими — кого можно неплохо “пощипать”...
Комментарий психолога Ирины ЯЗЫКОВОЙ:
— Действительно, в любом коллективе есть группы. Их интересы могут быть закрытыми так, что даже одноклассника не примут. Это свойственно подростковому возрасту. Все авторитеты уходят на задний план, на переднем — мнение лидера сверстников, а они часто бывают достаточно жестокими. Дима был не готов к чувствам, и под давлением группы тоже поступил жестоко. Он не проявил характера, настойчивости, не пустил чувство влюбленности глубоко в себя — хотя, возможно, в душе у него что-то происходило. Если бы Таня не нашла путей реализации, было бы вредным так долго думать об одном мальчике, который не обращал на нее внимания. Но трудная ситуация оказалась ей на пользу, и я думаю, что будущее у нее сложится — в том числе как у любимой девушки и женщины.
Во второй ситуации прежде всего хочется подчеркнуть, к чему обязывает профессия учителя. Неважно, что преподаешь, в первую очередь нужно понять воспитанника. Учитель ни в коем случае не должен был стараться воздействовать на трепетные чувства жестко административными методами. Он мог найти способ заверить девочку, что ему очень приятно, что у нее появились такие чудесные чувства, но они пройдут; мог стать старшим другом, товарищем и порекомендовать, к какому специалисту обратиться. И, конечно, специалист нашел бы возможность поговорить с девочкой, даже прямо не указывая на ее ситуацию — возможно, предложив тему для обсуждения группе школьниц. К сожалению, видимо, у Светы действительно не было доверительных отношений в семье. Она осталась одна, и у нее возник комплекс отвергнутой. С каждым новым мужчиной девочка переубеждала себя: я — не такая, это были ее ступеньки самоутверждения как женщины. Очень жаль, что никто не подсказал Свете, как быть.
Наталья КОНСТАНТИНОВА