60% жертв торговли людьми подвергались насилию в семье

Источник материала:  

“Бьет, значит, любит!”, “Господь терпел и нам велел...”, “Хорошую жену муж любит, худую — чубит”, “Свои собаки дерутся — чужая не мешай!” ...Говорят, это народные мудрости. Но так ли это? Мы изо всех сил стремимся в Европу, но пока что даже на этом уровне в обществе не все ладно. В МВД признают — проблема семейного насилия в стране — одна из самых острых. В 2011 году зарегистрировано 2602 преступления, совершенных в быту, а за пять месяцев нынешнего года — 750. И это только верхушка айсберга.

Пострадавших в разы больше. Но “искривленная” психология общества такова, что обратиться в правоохранительные органы решаются немногие. Люди не просто не верят в то, что им смогут помочь, но и склонны связывать возникновение еще больших проблем
с “выносом сора из избы”. Исправлять ситуацию белорусские правоохранители и социальные работники будут вместе
с международными организациями.

Об этом говорили участники круглого стола, приуроченного к презентации двух специальных проектов международной технической помощи по противодействию домашнему насилию и обеспечению гендерного равенства. Если кратко, то новшеств несколько.

Первое — предусмотрена комплексная работа и с жертвами, и с их обидчиками. Второе — получает широкое распространение информационная поддержка. Куда бы ни обратилась женщина, кому бы ни сказала о неблагополучии в семье, любой ее собеседник, будь то священник в церкви, врач, психолог или участковый расскажут, куда обратиться за помощью. Кроме того, оба проекта предусматривают и другие эффективные меры. Их разработка велась с учетом опыта как передовых стран, так и “проблемных” регионов, вроде Албании, где положение женщин в обществе далеко от идеального. Партнерами стали международные организации, министерства и ведомства, а также общественные объединения. С белорусской стороны исполнителями являются МВД и Министерство труда и социальной защиты.

Что было

По данным национального исследования, четыре из пяти белорусок сталкивались с проявлениями психологического насилия в семье. Согласно этому же опросу, каждая четвертая жительница Беларуси страдает от физического насилия, 22,4 процента респонденток признались, что испытывают экономическое, и 13,1 процент — сексуальное насилие в семье. Признаются в таких “постыдных” вещах немногие. И это само по себе уже большая проблема, считает представитель ООН/ЮНФПА в Беларуси Антониус Брук.

— Сегодня многие женщины не обращаются за помощью, так как не верят в то, что смогут ее получить. Некоторые даже не знают, куда идти, — говорит представитель ООН. — Не будем забывать о том, что насилие в отношении женщин зиждется также и на “культуре молчания”, и эта проблема является одновременно и глобальной, и местной, семейной. К ней имеют отношение мужчины и юноши, учебные, религиозные, правоохранительные и государственные учреждения, поскольку именно они должны обеспечивать неукоснительное соблюдение прав каждого гражданина в обществе. Новые программы предусматривают не только отстаивание женщинами своих прав, но и воспитание мужчин для того, чтобы они рассматривали себя в качестве ответственных, заботливых и неагрессивных партнеров. Мы даже согласны предоставить мужчинам помощь по противодействию, оказываемому на них социальному давлению. Надеемся, что благодаря этим проектам, которых мы все так долго ждали, а также информационным кампаниям в их поддержку ситуация изменится к лучшему.

Хотелось бы на это надеяться и нам. Цифры пока не впечатляют — в стране, по официальным данным, 45 кризисных комнат, а обратились туда за помощью в январе—марте 2012 года всего 33 человека. Причем далеко не все обращения связаны именно с домашним насилием. Получается, реальные жертвы насилия не решаются подать голос?

Проблема общая

Антониус Брук отметил, что для Беларуси было бы необходимо скорейшее принятие законодательных актов, направленных на защиту женщин. Заместитель министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Игорь Старовойтов считает, что законодательная база в стране достаточная. А вот объединить усилия различным ведомствам не помешало бы.

— В последнее время в нашей стране значительно активизировалась работа по противодействию домашнему насилию, — считает Игорь Старовойтов. — Хочу напомнить, что реализуется национальный план по обеспечению гендерного равенства на 2011—2015 годы, в котором имеется раздел “Профилактика и предотвращение торговли людьми и насилия на гендерной почве”. В плане практической работы важными структурами в нашей стране выступают территориальные центры социального обслуживания населения. Что касается блока законодательства, то в действующих уголовном, гражданском и административном кодексах имеются статьи, которые успешно применяются. В помощь им подготавливаются дополнения и изменения в Закон “Об основах деятельности по профилактике правонарушений”, направленный на решение проблемы насилия в семейно-бытовой сфере. Однако нужна целенаправленная работа, более тесное взаимодействие между правоохранительными органами, учебными, медицинскими и правоохранительными организациями.

Не рублем, а отселением

Действительно, в стране есть меры наказания для семейных агрессоров. Но та, которая применяется чаще всего, имеет двоякое свойство. Это штраф. Он чувствительно “бьет” по семейному бюджету. Но задумываться заставляет не мужчину, а женщину. Получается, что страдают, теперь уже материально, сами пострадавшие! Это еще одна причина, помимо страха и общественных табу, из-за которой жертвы семейных конфликтов не спешат обращаться в правоохранительные органы. Как говорится, себе дороже в буквальном смысле. Для того чтобы устранить противоречие, специалисты Министерства внутренних дел предлагают изменить подходы.

— Защитные предписания предусматривают ряд запретительных и обязывающих положений для лица, совершившего насильственные действия в отношении своих близких, — говорит заместитель начальника главного управления охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности Министерства внутренних дел полковник милиции Роман Мельник. — К примеру, на срок до 30 суток агрессору запрещается получать информацию о месте пребывания пострадавшей и ее детей, общаться с ними, в том числе по телефону, распоряжаться общей совместной собственностью и так далее. Кроме того, его могут обязать покинуть общее с жертвой жилище на срок до трех суток.

Соответствующая норма по инициативе МВД внесена в проект Закона Республики Беларусь “Об основах деятельности по профилактике правонарушений”, который находится на рассмотрении в Национальном собрании. Кстати, этот проект также предусматривает и создание социальных приютов. Сегодня, по официальным данным, пострадавшие могут получить убежище в кризисных комнатах, на базе территориальных центров социального обслуживания, а также в приюте православного сестричества милосердия в Лиде. Всего в такие центры в 2011 году обратилось 93 человека, в 2010 году — 103. При общем количестве зарегистрированных правонарушений цифры небольшие.

Руководитель группы управления проектами по предотвращению домашнего насилия и обеспечению гендерного равенства фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в Беларуси Галина Десятова считает, что новые проекты смогут реально изменить ситуацию к лучшему.

— В рамках проекта “Развитие национального потенциала Республики Беларусь в целях противодействия домашнему насилию в условиях достижения гендерного равенства” впервые в стране будет разработана и протестирована в пилотных регионах — в Бресте, Кобрине и Каменце, а затем внедрена на национальном уровне модель работы с мужчинами-правонарушителями, — рассказывает Галина Десятова.

— К работе будут активно привлекаться религиозные организации. Будет оказана поддержка деятельности приюта, созданного усилиями обособленного структурного подразделения БПЦ “Союз сестричеств милосердия”. Второй проект — “Повышение национального потенциала государства по противодействию домашнему насилию” сначала апробируется в трех пилотных регионах, затем внедрится по всей стране. Он направлен на улучшение качества помощи. Любая женщина или ребенок смогут получить совершенно бесплатно квалифицированную консультацию. Будет действовать веб-сайт, где разместится вся необходимая в таких случаях информация, подробный справочник организаций, оказывающих помощь. Особое внимание в проекте будет уделено защите и безопасности детей.

Спрут

Но как же быть с вредной психологией общества? Ведь зачастую именно те люди, к которым обращается жертва в попытке найти сочувствие, как раз и отбивают у нее всякую охоту жаловаться своим равнодушием и непрофессионализмом. Дескать, тут мировые катаклизмы повсеместно, а ты с мужем, родителями ужиться не можешь. Иди, не надоедай, разбирайтесь сами. В итоге, кто знает, сколько несчастных лишаются надежды, а зачастую и жизни? По словам разработчиков проектов, для сотрудников милиции, работников здравоохранения, образования и социальных служб будут организованы обучающие курсы, семинары и тренинги с участием международных экспертов. Проблема домашнего насилия только кажется обособленной. На самом деле из нее, как из осьминога, “растут” щупальца, которые тянутся во все сферы жизни. По статистике, почти 60 процентов жертв торговли людьми подвергались насилию в семье. То есть их желание уехать из страны, было продиктовано необходимостью хоть как-то изменить ситуацию. Хочется надеяться, что в будущем многие из них примут решение остаться. И строить свою судьбу, не опасаясь ни за свою жизнь, ни за здоровье дорогих им людей.

 

←Самый молодой доктор наук страны считает, что привлекать в науку свежие силы нужно не деньгами, а исследованиями

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика