Авиапассажиры гоняются за милями
Золотое правило любой уважающей себя авиакомпании — предложить тем, кто проводит в кресле их самолетов максимум времени, всевозможные приятности. Переманить пассажира у конкурентов и сделать его своим постоянным клиентом можно не только заманчивой ценой на билеты, удобным расписанием и современным авиафлотом, но и различными поощрениями в виде бизнес–класса по цене «эконома», приоритета при регистрации, возможности задаром накинуть килограмм–другой в багаж, а главное — бесплатными перелетами. Правда, все зависит от вашего «счета» на соответствующей карточке — количества баллов и миль, которые начисляются в зависимости от маршрута. И здесь у пассажиров и перевозчиков начинается игра в кошки–мышки. Пока авиаторы диктуют условия, с какой частотой и по каким правилам мы должны летать ради бонусов, пассажиры превращают сбор миль в самую настоящую азартную игру...
Обходными путями
— Это может показаться глупостью, но, будучи в свое время обладателем серебряной карты «Австрийских авиалиний», я летала через Вену не только в Париж, где находится центральный офис нашей компании, но и в Москву, — рассказывает бизнесмен Татьяна. — Да, дорога порой растягивалась до семи часов, почти как на поезде. Напрямую по воздуху, само собой, было быстрее. Но я была привилегированным пассажиром, таким способом накапливала мили.
Понятно, «Австрийскими авиалиниями» напрямую из Беларуси в Россию не долетишь. Из Минска в Москву не довезут и партнеры по «сообществу авиакомпаний» Star Alliance, куда входят, скажем, немецкая «Люфтганза», польский «Лот», швейцарский Swiss, но где нет ни одной авиакомпании с просторов Таможенного союза. Цена бонусов — несколько сотен долларов (разница в стоимости билетов) и лишние 6 часов пути. Так в чем смысл подобного крюка?
— Такая логика замечательна, если пассажир не платит за билеты сам, — нашим экспертом мы попросили выступить руководителя программы «Белавиа–Лидер» Екатерину Радишевскую. — Вот смотрите. Пассажирка может не только заработать достаточно большое число баллов, но и, вполне возможно, погулять в венском дьюти–фри. Другое дело, что это — скорее исключение из общего правила. Бизнесмены редко когда станут терять столько времени на дорогу, когда есть возможность добраться быстрее. Помню, как–то к нам обратился мужчина, который купил билет в Москву, а лететь туда не собирался. Но этот полет ему был крайне необходим — влиял на получение серебряной карты авиакомпании, а следовательно, и многочисленных бонусов. Только помочь мы ему не имели права — баллы у нас зачисляются лишь по факту реального полета.
Прямо по курсу
И логика пассажира «Белавиа» ясна. С одной стороны, серебряные, золотые и всевозможные другие карты авиакомпаний сродни драгоценностям — придают их обладателям некий статус, перемещают на элитный уровень. Это что касается морального удовлетворения. Впрочем, лично мне больше интересны некие материальные поощрения за то, что я обратился именно в эту, а не иную авиакомпанию. А другим?
— Фаворитом среди привилегий, несомненно, является повышение класса обслуживания на борту, — признают в «Белавиа». — Кстати, у нас получить посадочный талон в бизнес–класс обладатель золотой карты может независимо от того, по какому тарифу приобретен авиабилет, пусть даже по самому дешевому.
Только вот сколько стоит оказаться среди элиты в воздухе? Я взял в руки калькулятор и попытался вывести «обменный курс». Занятие бесполезное. Коммерческая составляющая авиакомпаний оказалась в другом. Специалисты рассказывают: частенько число начисленных баллов зависит от того, насколько авиакомпании необходимо привлечь пассажиров на том или ином направлении.
Простой математический расчет. В одном окне открываю сайт Национальной авиакомпании «Белавиа», в другом — систему резервирования авиабилетов Sabre. Смотрю, какую сумму придется выложить, чтобы в ближайшие дни долететь из Минска в Москву. Затем сравниваю тарифы с таблицей начисления баллов. Итак, самый дешевый вариант перелета в эконом–классе — 81 евро. В копилку пассажира взамен вернется 210 баллов. То есть по 2,6 балла за евро. По соотношению цена/количество баллов этот «бюджетный» вариант один из самых выгодных. Но если такие же расчеты провести и для рейса Минск — Лондон, «курс» возрастает сразу до 5,5 балла за евро!
— Московское направление у минчан популярностью будет пользоваться в любом случае, — объясняют подобную разницу авиационные аналитики. — Слишком большие потоки. Еще два года назад там даже не было конкуренции среди авиакомпаний! Поэтому начислять слишком большие премии нет особого смысла.
Для пассажиров золотая премиальная жила — это рейсы транзитные. Представьте, за два перелета рейсами «Белавиа» из Амстердама в Тбилиси через Минск туда и обратно можно бесплатно слетать из Минска в Москву, Санкт–Петербург или Киев (при условии, что на карточке у вас уже имеется еще как минимум 360 баллов). Говоря языком цифр, за 1 евро можно «купить» 7,4 балла, а за заплаченные 760 евро вам выдадут билет стоимостью 80 евро.
— Кстати, вот вам пример, что и на рейсах в Москву можно «заработать». У нас есть обладательница золотой карточки авиакомпании, которая за два с половиной года совершила более двухсот перелетов в российскую столицу и обратно. И 10 раз она летала бесплатно, — вводит в курс дела Екатерина Радишевская.
На пассажирах, выбравших премиальный полет, авиакомпания могла бы заработать большие деньги. Выходит, недополучила прибыль? Или здесь тонкий расчет? Может быть, благодаря «программе лояльности» число клиентов увеличилось, что с лихвой окупило издержки? «А может, цены на другие билеты попросту завышены?» — спросил я у руководителя «Белавиа–Лидер».
— Коммерческая составляющая в любом случае присутствует, поэтому авиакомпании, как правило, не станут выдавать билеты на те места, которые и так раскупят. Такое спрогнозировать несложно, за бонусами пассажиры обычно приходят накануне полета. Их оформляют, если предполагается, что место во время полета будет пустовать.
С небес на землю
К слову, зарабатывать бонусы могут даже те пассажиры, которые в самолет не зайдут ни за какие коврижки. Или те, кто хорошо если летает раз в год. Авиакомпании не только кооперируются между собой, но и подключают всевозможные банки, гостиницы, пункты проката машин и прочее. Алгоритм получается такой: вы рассчитываетесь пластиковой карточкой где–нибудь в магазине, а за это на ваш счет падают баллы. Стандартная такса: 1 потраченный евро — 1 балл.
Миль пардон
Если ваш вклад в коммерческую составляющую авиакомпании ограничивается одним–двумя перелетами, пусть даже на дальние расстояния, не спешите радоваться большому количеству баллов. Мало их набрать, главное — сохранить. И вот здесь подстерегают сюрпризы. Нажитое непосильным трудом запросто может «сгореть». Через годик или два. Это уж как авиакомпания решит. Если свой крайний перелет вы совершили давно, изучите правила, быть может, вам баллы просто заморозили. В общем, нюансы и еще раз нюансы, из–за которых полноценно пользоваться «программами лояльности» могут действительно только часто летающие пассажиры.
Есть и незамысловатые ходы, которые позволяют авиакомпаниям вообще не зачислять вам бонусы. Рейс 895 из Минска в Варшаву выполняет «Белавиа», но часть мест на борту согласно договору имеет польская авиакомпания «Лот». Если вы купили билет именно у нее, про баллы забудьте.
— Компании, продающие места на рейсы своих партнеров, подсчитывают, сколько они зарабатывают на каждом конкретном пассажире. Обычно эти суммы не настолько высоки. Впрочем, это вопрос лояльности. Какие–то авиаперевозчики начисляют баллы или мили в таком случае, какие–то нет, — замечает Екатерина Радишевская.
* * *
Погоня за милями порой действительно превращается в фарс. Только он, несомненно, выгоден обеим сторонам. Ведь как приятно, заплатив минимальную сумму за перелет из пункта А в пункт Б, развалиться в кресле бизнес–класса...
Ааге Дюнхаупт, директор по корпоративным коммуникациям авиакомпании «Люфтганза» в Европе:
— Лояльность клиентов непосредственно отражается на наших финансовых показателях. Это заметно хотя бы по тому, как активно используют программу Miles & More наши пассажиры. Приведу несколько показательных цифр. Для участия в нашей программе в среднем по миру ежедневно регистрируются около 5 тысяч новых участников. Всего же, по данным на 1 января 2012 года, мы охватили 22.029.470 человек, в числе которых почти 29 тысяч из Беларуси.
Автор публикации: Дмитрий УМПИРОВИЧ
Фото: РЕЙТЕР