Как ты нам дорог…
В борьбе за лучших специалистов работодателям не избежать повышения заработных плат
Белорусский кадровый рынок постепенно встраивается в Единое экономическое пространство, что отражается и на смене политики в отношении заработных плат. Чтобы успешно действовать в условиях возрастающей конкуренции, отечественным компаниям нужны сильные управленцы и специалисты, которые претендуют на достойное вознаграждение. К тому же в республике открываются компании с иностранным капиталом, представительства зарубежных фирм, которые традиционно предлагают достаточно высокий уровень оплаты труда. Среднестатистический белорус получает меньше, чем россиянин или казах, то есть на фоне партнеров по «тройке» мы пока отстающие. Но есть риск так и остаться в самом «хвосте», если не удержать высокими зарплатами хотя бы лучших специалистов. Другое дело, что работодатели пока не могут обеспечить высокую динамику для всех.
Заглянули в кошелек
В апреле, по данным Белстата, среднемесячная начисленная зарплата в республике составила около Br 3,3 млн., или немногим более $ 400. К концу года в правительстве рассчитывают достичь планки в $ 500, но это в среднем. А на отдельных предприятиях заветный долларовый эквивалент уже оседает в кошельках работников. Особенно в этом смысле повезло минчанам. Так, если в целом по республике по итогам апреля 5,9 % юридических лиц имели среднюю зарплату от Br 4 млн. и выше, то в столице таковых — 21 %. Хотя в большинстве организаций Беларуси (71,9 %), как подсчитали в статистическом ведомстве, в зарплатных ведомостях преобладают суммы в размере Br 2—3 млн. В то же время на предприятиях со средней зарплатой выше Br 4 млн. работают 20 % экономически активных белорусов, в Минске — 37,3 %. То есть более высокий уровень оплаты труда обеспечивают крупные предприятия.
Разбежимся по-хорошему?
«Мы видим, что компании в борьбе за ключевых сотрудников вынуждены поднимать зарплаты, но что касается массовых позиций и разнорабочих, то в их отношении вряд ли будет что-то заметно меняться, — характеризует ситуацию директор консалтинговой группы «Здесь и сейчас» Александр Паньков. — Вот здесь происходит сильный разрыв, который увеличивается, если учесть зарплаты госслужащих, учителей и других». Кстати, в некоторых сферах деятельности эксперты говорят уже не об оттоке кадров за рубеж, а об усилении внутренней миграции. В частности, на такую тенденцию обратили внимание в Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков: в условиях, когда есть дефицит кадров в стабильно и эффективно работающих транспортных организациях, специалистам нет нужды менять страну проживания.
Растет и разбежка между различными отраслями и сферами деятельности. Так, по данным Минтруда, в январе—апреле дифференциация в оплате труда работников по видам экономической деятельности составила 4,6 раза, что в 1,36 больше, чем за такой же период прошлого года. Больше других, согласно официальной статистике, зарабатывают специалисты, чья деятельность связана с вычислительной техникой — Br 8,8 млн. в апреле текущего года, занятые транспортировкой по трубопроводам — Br 6,6 млн., финансовые посредники — Br 5,8 млн., работники горнодобывающей промышленности — Br 4,7 млн. Самый низкий уровень оплаты труда — в сельском хозяйстве (Br 2,4 млн.), в ресторанном и гостиничном бизнесе (2,3 млн.), рыболовстве и рыбоводстве (2,1 млн.).
Не «лишним» будет
Политика в области заработных плат, действительно, меняется. Приняты законодательные инициативы, которые позволяют работодателю более гибко подходить к начислению вознаграждения сотрудникам. Однако в последнее время эксперты все чаще указывают на необходимость более активно вовлекать в регулирование рынка труда систему образования. На многих предприятиях идет процесс модернизации, но его динамика разная. Поэтому одни страдают от избыточной численности работников, а другие — от дефицита кадров. «Лишних» людей сегодня в экономике нет, просто многие из них не на своих местах. И их нужно перераспределять, благо что страна небольшая и делать это можно даже в «ручном» режиме. Оставшихся не у дел работников надо переучивать или помогать им повышать квалификацию. Да и «ковать» кадры для современной экономики нужно усиленными темпами: когда мы говорим о дефиците соискателей вакансий на рынке труда, чаще всего речь идет о квалифицированных специалистах. Не случайно организацией и развитием собственных учебных центров сегодня занимаются многие отраслевые ассоциации и крупные предприятия.
Если рассматривать отдельные позиции, то за последние годы кадровый рынок не сильно изменился. По-прежнему не хватает управленцев высшего и среднего звена, финансовых директоров, крепких производственников, специалистов по продажам. «К сожалению, при недостатке кадров зарплаты порой растут у тех людей, компетенция которых не всегда соответствует высокому вознаграждению, — поясняет Александр Паньков. — Появляются специалисты, которые, пользуясь ситуацией на рынке, ходят от одного работодателя к другому, требуя большей зарплаты, но над повышением собственной эффективности не работают».
Пирог для всех
Порой звучат высказывания, что для работодателей надо определить высокую планку оплаты труда, а кто не справится, пусть уходит с рынка. К чему это может привести? Тактику удержания высоких зарплат даже в условиях кризиса используют европейские компании, но им приходится идти на увольнения. Действительно, так удается сохранить кадровый костяк предприятия, но в результате растет безработица. Ее размеры в Евросоюзе уже приобрели угрожающий характер, превысив отметку в 10 %. В самой неблагополучной в этом смысле Испании не могут найти работу почти четверть населения, а среди молодых людей — половина. «В Беларуси надо дать возможность тому же директору и инженеру получать и тысячу долларов. Тезис об «уравниловке» сегодня не работает, особенно в рамках рынка рабочей силы ЕЭП, — во время одной из дискуссий высказал точку зрения кандидат экономических наук заместитель председателя РОО «БНПА» Георгий Гриц. — Но одновременно нужно создавать социальные рабочие места, чтобы человек мог хоть что-то заработать».
По сути, если перед белорусским бизнесом поставить жесткое условие обеспечить высокий уровень зарплат, это приведет к двум вещам: пройдут массовые увольнения или компании просто прекратят свое существование. Ни тот, ни другой вариант нежелателен. Поэтому частный бизнес воспринимает последние заявления главы государства о зарплате в $ 700 как призыв и руководство к действию. «Предприниматель, как никто другой, заинтересован в повышении зарплаты, — пояснил председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин. — Но делать это можно только после получения прибыли, роста производительности труда». В европейских странах, сопоставимых по населению с Беларусью, на одного жителя приходится гораздо больший объем ВВП. Отсюда и высокие зарплаты, на которые нам еще предстоит поработать.