Египетское раздвоение

Источник материала:  
Его сопернику, бывшему премьер-министру в правительстве осужденного на пожизненное заключение Хосни Мубарака Ахмеду Шафику, удалось заручиться 48 процентами голосов. Явка на выборах составила 51,8 процента.

Сразу после оглашения Центризбиркомом результатов голосования, о которых, кстати, он так долго и упорно молчал, в стране началось невообразимое. Лидеры движения «Братья мусульмане», от которого выдвигался Мохаммед Мурси, заявили, что это их победа. И наоборот, приверженцы Ахмеда Шафика не перестают утверждать, что это их кандидат в действительности победил на выборах, что победу у них украли. Обеспокоенные таким противостоянием военные, которым сегодня фактически принадлежит реальная власть в стране, усилили патрулирование улиц египетской столицы, предприняли дополнительные меры безопасности.

То, что страна оказалась в опасной «качке», отчетливо понимает и новоизбранный президент. Мурси заявил, что на время своего президентства выходит из движения «Братья мусульмане», а также из исламской партии свободы и справедливости, которая считается политическим крылом этого движения.

Что ж, шаг в данном случае необходимый: любой глава государства должен находиться над партиями и опираться только на народное большинство. Но ведь существует поговорка о том, что сколько волка ни корми, а он все в лес смотрит. Не потому ли после объявления итогов голосования в тревожном ожидании замер весь мир.

Реакцию ближневосточных государств и Запада на избрание Мурси аналитики назвали сдержанной. Власти Саудовской Аравии вообще никак не прокомментировали победу кандидата-исламиста. Правительство ОАЭ заявило об уважении египетского народа «в контексте подхода за демократию». США призвали нового президента работать со всеми партиями и движениями. Глава МИД Великобритании отметил, что новому правительству необходимо «навести мосты» между отдельными группами египетского общества и обеспечить соблюдение прав человека. Иными словами, эта сдержанность, желание помирить всех на самом деле выдают напряжение, которое царит во многих странах в связи с результатами египетских выборов.

Потому что сколько бы ни говорил Мурси о том, что не откажется от заключенных ранее международных договоров и сколько бы ни призывал соотечественников крепить национальное единство, все прекрасно понимают, что этого единства нет и неизвестно, когда оно появится. Ведь 48 процентов голосов, отданных за Ахмеда Шафика, это, считай, половина всех, принявших участие в голосовании, у которых свой взгляд на развитие страны.

Египет, по сути, разделился на два лагеря, которые, по всей видимости, еще очень не скоро найдут общий язык. В продолжающемся противостоянии страна балансирует на грани гражданской войны. Вот результат цветных революций, цепочка которых как раз и началась с Египта.

Конечно, и менять политическую систему, и избирать новых лидеров вправе каждый народ. Но согласитесь, что делать это следует законными методами, а не так, как это было сделано в Египте и как это сейчас пытаются сделать в Сирии. Революции сами по себе неприемлемы в демократическом обществе, потому что все они несут кровь, насилие, убийства, бесчисленные человеческие жертвы.

А в Египте сегодня сторонники Шафика рвут портреты Мурси. Кто поручится, что завтра они не возьмутся за оружие?..

Олег ШВЕДОВ, «БН»

←К «Дажынкам» Горки подойдут обновленными и… незнакомыми

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика