Брат-мусульманин. Что ждет Египет после победы исламиста?
По данным главы национального избиркома Фарука Султана, в общей сложности за него было отдано 51,7% голосов. Его конкурент – бывший премьер-министр страны и ставленник военных, Ахмад Шафик, заручился поддержкой всего 48,3% голосов. Он уже признал свое поражение.
Таким образом, впервые в современной истории Египта, ведущего свое независимое существование с середины ХХ века, страна после более чем полувека правления военных, получила первого демократически избранного президента. Бывший глава государства – Хосни Мубарак, правящий страной 30 лет, в середине июня был приговорен к пожизненному заключению за подавление народных протестов в начале 2011 года.
Одним из первых шагов Мусри, после признания его президентом страны, стал выход из родной партии. Тем самым он выполнил одно из своих предвыборных обещаний, заявив о своем намерении «стать президентом всех египтян».
«Я сделаю все, что в моих силах, чтобы выполнить данные мной обещания. У меня нет никаких прав, у меня есть только ответственность, которую я возложил на себя. Народ мой, пожалуйста, помогай мне до тех пор, пока я остаюсь честным и богопослушным», - заявил он в обращении к нации.
Отметим, что обнародование результатов выборов 17 июня ожидалось еще в четверг, 21 июня, однако из-за сложной внутренней обстановки в стране, грозящей вылиться в гражданскую войну, ЦИК страны принял решение о переносе обнародования результатов выборов на воскресенье.
До этого времени оба кандидата заявляли о своей победе и поражении конкурента. Противостояние между сторонниками кандидатов зашло настолько далеко, что сторонники «Братьев-мусульман» грозили продолжением революции, если их кандидат не будет признан президентом. Перед страной замаячила угроза гражданской войны, наподобие той, какая произошла в Алжире в начале 1990-х годов. Тогда правившие в стране военные отказались признать победу исламистов на парламентских выборах. В ответ те развязали волну террора, переросшего в гражданскую войну. Ее жертвами стали сотни тысяч человек.
В пятницу на центральной площади столицы Египта Каире собрались тысячи сторонников «братьев-мусульман», которые обвинили военных в узурпации власти и потребовали ее передачи в руки демократически избранного президента. В город были введены дополнительные силы безопасности. Полиции приказано было «жестко подавлять» любые беспорядки. Тем не менее, руководство страны пошло на попятную. Глава Высшего совета вооруженных сил страны маршал Хусейн Тантави уже поздравил Мурси.
По данным местных СМИ задержка с объявлением имени президента была вызвана тем, что генералы – члены совета, вели с победителем тайные переговоры, требуя для себя гарантий безопасности в будущем.
Отметим, что теперь, несмотря на победу исламиста и отхода военных на задний план, страну, по всей видимости, ждет продолжение противостояния. Дело в том, что правивший до выборов президента Высший военный совет существенно урезал права главы государства и, при этом, расширил свои. В частности, он получил право контроля над бюджетом страны и возможность накладывать вето на любой закон подготавливаемой ныне исламистами конституции. Исламисты будут делать все, чтобы заставить военных подчиниться гражданским.
Стоит также отметить, что, судя по тональности заявлений лидеров «братьев-мусульман» и их деятельности в последнее время, угрозы, что страна превратится в исламскую республику, наподобие Ирана, маловероятны.
Во-первых, «братья» понимают, что основной источник пополнения бюджета страны – туризм, поэтому никаких законов, ущемляющих права туристов, они принимать не будут. Равно, как и не будут провоцировать какие-либо конфликты, грозящие остановить турпоток в Египет.
Во-вторых «Братья-мусульмане» намерены развивать взаимовыгодный бизнес со странами Западной Европы и США. Естественно, будет продолжено и сотрудничество с Россией. Поскольку в руководстве «братьев» особых религиозных фанатиков не наблюдается, то исламизации страны не произойдет. Хотя бы по чисто прагматическим соображениям.