Эксперт в вопросах образования: Все пошли в университет. А вам там что делать?

Источник материала:  
25.06.2012 08:00 — Новости Общества
"Детский сад - школа - университет" - именно по такой цепочке до сих пор живет большинство белорусов. Считается, что получение высшего образования - это самое естественное продолжение процесса обучения, и многие родители, желая своему ребенку, безусловно, только самого лучшего, настаивают на университетах.

Такая ситуация абсурдна для европейских стран, где высшее образование - это удел немногих: молодые люди осознанно подходят к выбору будущей профессии, взвешивают все "за" и "против" и не видят трагедии в получении среднего специального образования.

Почему в Беларуси так важен диплом и нужно ли стремиться получить его любой ценой? Где лучше учиться - в Европе или в Беларуси? Об этом мы говорили в студии TUT.BY-ТВ с экспертом по вопросам образования Павлом Жуковским.
 
Скачать аудио (16.43 МБ)
 
Скачать видео
 
Пару дней назад на российском ресурсе slon.ru специалисты обсуждали, необходимо ли России так много абитуриентов и студентов, всем ли нужно высшее образование. Насколько я знаю, у нас такие вопросы поднимаются не слишком активно.
Я бы так не сказал. В прошлом году президент сказал, что на сегодняшний день у нас высшее образование имеют уже продавщицы и водители троллейбусов. Именно поэтому два года назад в нашей стране большое внимание стало уделяться развитию системы среднего профессионального образования. Для того чтобы работать кассиром в пункте обмена валют, не надо получать высшее образование в нархозе, да еще и с отличием. Для этого достаточно просто пройти курсы и стать банковским работником среднего звена (так и делается в европейских странах). Для тех, кто хочет идти дальше по карьерной лестнице, есть возможность потом получить высшее образование. Есть очень много профессий и должностей, которые не требуют высшего образования.

Каждый хочет лучшего будущего, и почему-то считается, что высшее образование автоматически его обеспечивает.
Об этом хорошо написала Светлана Алексиевич. Она возила группу японских туристов по Сибири. И фермер из глубокой Сибири цитировал и обсуждал Достоевского. Все японцы были в шоке – фермер рассуждает о Достоевском! Но большее удивление вызвало то, что у него во дворе не засыпаны гравием ямы и туалет сделан неправильно. Зарплату платят не за образование, а за квалификацию. Зачем мне сантехник с образованием, который плохо чинит трубы, или кассир тоже с высшим образованием, но плохо считающий деньги? Мы хотели бы, чтобы молодой специалист приходил с хорошим образованием и чтобы он зарабатывал свою заработную плату.

Почему тогда в нашей стране всем непременно нужно попасть в университет?
А куда в нашей стране может пойти молодой человек, кроме как не в вуз? Сколько у нас учреждений среднего специального образования и какую специальность они дают? И сколько рабочих мест?

А куда устроиться с высшим образованием?
Устраиваются через пять лет, и это очень выгодно, потому что вопрос об устройстве откладывается. Мы всегда говорим: если хотите знать, кем вы хотите быть, придите в апреле на распределение и посмотрите, куда распределяются люди. На сайте БелаПАН можно найти количество учебных мест в вузах Беларуси и количество выпускников. Количество учебных мест сократилось только в этом году – их стало меньше 100 тысяч. В прошлом году было 105 тысяч учебных мест во всех вузах и 94 тысячи выпускников. В позапрошлом году было 105 тысяч мест и 102 тысячи выпускников. Белорусская система высшего образования готова вобрать в себя всех людей, которых выпускают все школы Беларуси.

Это хорошо?
В этом году замминистра образования сказал, что ввели лимит не меньше 7 баллов. По оценкам Министерства образования, это позволит отсечь примерно 10-12% абитуриентов. То есть в прошлом году из 140 тысяч зарегистрированных на ЦТ примерно 15 тысяч набрали по тестам меньше 7%! Зачем нужны такие специалисты?

Как обстоит дело с системой высшего образования за границей?
Беларусь не является уникальной страной. Мы европейская страна с очень хорошо адаптированным к Европе законодательством. Наши дипломы признаются во всем мире, даже лучше, чем американский диплом Гарварда или Йеля. У нас есть стандарты образования, чего нет в США. В Канаде тоже нет таких стандартов, поэтому с такими странами невозможно подписать документ: нет Министерства образования – не с кем договариваться.

На рубеже 2000-х годов поднимался вопрос по поводу выгодности высшего образования для Европы. Средний немец, который получает высшее образование, не платит налоги, получает стипендию (раньше это было 900 евро в месяц) и годам к 35-ти он находит себя в профессии. В Германии очень странный закон: студент имеет право учиться по одной специальности в одном университете не более 10 лет. Чтобы была интеллектуальная элита страны, ее надо взращивать. Но это время она живет на шее общества, она иждивенец и ничего не производит.

В то же время одноклассник, который получил профессиональное обучение, начинает работать, и к 35-ти годам может дорасти до должности замначальника цеха на производстве (только потом его обгоняет человек с высшим образованием). В 27 лет он уже имеет дом, 2 машины на семью, у него 2-3 детей, он два раза в год ездит в отпуск. То есть он платит налоги, дает рабочие места своим соотечественникам.

У нас выпадает достаточно активная группа населения – с 17,5 до 22 лет, и таких у нас 100 тысяч человек каждый год. Получается, из 4,5 млн активного трудового населения примерно 600 тысяч человек выпадают. Это большое число. Они ничего не делают, не входят в реальный сектор экономики.

Но, как правило, студенты с третьего курса начинают совмещать учебу с работой…
Я в основном сталкиваюсь со студентами, которые живут за счет помощи родителей. Многие студенты хотят работать. Не проще ли стать хорошим специалистом с работой, а потом доучиться до того, чтобы понять, как нужно? Когда я спрашиваю, зачем люди получают высшее образование, отвечают: "Все идут. А куда еще деться?".

Ведь все серьезно относятся к выбору супруга. Вы же не пойдете замуж, потому что все пошли? Не выходят и просто за тех, кто возьмет (как у нас люди сдают ЦТ, а потом думают, куда же их возьмут). Вы идете в вуз и проводите там от 4 до 5 лет, и, как правило, все доучиваются. По статистике, каждый второй брак распадается. Если человек ошибается с выбором супруга или супруги, он имеет силы и мужество расстаться в течение первого года. Если он ошибается с образованием, он почему-то терпит еще 3-4 года. По собственному желанию университеты покидают 3-4%. Это примерные данные, если убрать злостных прогульщиков и тех, кто ругается с деканами, кого нужно отчислять. Я списываю это на инфантильность большинства нашей молодежи, которая откладывает выбор своей профессии еще на 4-5 лет.

Я так понимаю, вы сейчас активно агитируете за то, чтобы не идти в университет, а получать среднее специальное образование и идти работать на производство.
Я активно агитирую за то, чтобы люди думали, кем они будут в будущем. В Америке документы в ведущие вузы страны подаются за год. Считается, что если у ученика хорошие оценки за год до поступления, то они не просядут: ученик будет хорошо работать в течение года, потому что принимают по текущим оценкам. Много ли у нас школьников знают в конце 10 класса, куда они будут подавать документы? Человек занимается 4 года тем, что ему не нужно в жизни. В это время его сверстники, которые нашли себя, становятся хорошими специалистами, развитыми, образованными людьми.

Есть пару вопросов от пользователей по поводу того, где лучше учиться: в Беларуси или за границей.
Если человек мечтает представлять белорусскую сторону на политической арене, ему нужно учиться именно в Беларуси. Например, в большинстве стран мира первым работодателем журналиста является государственная печать. Маловероятно, что государственное СМИ возьмет на работу темную лошадку с непонятным образованием. Белоруса не возьмут в европейское СМИ, потому что вряд ли ему дома перед сном читали "Алису в Стране чудес" в оригинале. В разных странах есть много разных шуток, реалий. Это можно добрать, и есть примеры людей, которые сдают экзамен по английской литературе лучше, чем коренные англичане. Но это требует очень большой усидчивости и труда.

Есть профессии, которые априори лучше получать у нас. Есть отличные журналисты, востребованные за рубежом, которые работают на иностранных языках. Но как специалисты они состоялись здесь. Есть профессии, которые требуют большого измерения. Чтобы подпись человека стоила 1 млн евро, и он при этом был просто руководителем высокого уровня, ему надо работать за границей. В Беларуси местных компаний с такими подписями существует немного. Есть масштабы страны и ее измерение. Если человек вырастает из этого измерения, он должен покидать пределы страны или искать применение своих способностей в другом месте.

Есть ли какие-то специальности, которые необходимо получать за границей, а потом возвращаться сюда и работать здесь?
Я боюсь слова "необходимо". Есть специальности, которые интереснее и выгоднее получать за границей. Если вы хотите быть менеджером в сфере автопромышленности, лучше поступать в университет Шкода Авто. Там лучшие специалисты в Европе. Учиться автомобильному дизайну лучше в Турине. Точно так же, как туризм удобнее изучать в Швейцарии или других странах, где этому уделяется гораздо больше внимания. А потом стараться найти место работы в нашей стране. Есть многие вещи, где нужна школа, и, к сожалению, в Беларуси школы нет. Если вы хотите стать физиком-ядерщиком, то вам прямая дорога в Штаты, Европу или Россию.

Сложно сказать, где лучше учиться. Хорошо было бы там: там есть новые здания, новые технологии. На сегодняшний день Беларусь не является лидером по технологиям в очень многих направлениях. Поэтому технические специальности лучше получать там, где эти технологии развиваются.

Можно ли получить высшее образование в Европе на русском языке? Или учиться можно только на английском или местном?
Можно на русском. В Литве, кроме ЕГУ, есть вуз, где учатся сами литовцы. Если уезжать за границу за образованием, то за лучшим. В Литве есть школа бизнеса при Вильнюсском университете, которая с этого года ведет две специальности на русском языке: бизнес-менеджмент и менеджмент туризма. Но язык обучения накладывает ограничения на будущее трудоустройство. В туризме невозможно работать, не зная английского языка, как свои пять пальцев, поэтому последние два года человек обязан закончить на английском языке.

Можете порекомендовать еще какие-то университеты, помимо литовских?
В Эстонии. Но очень многое упирается в кадры. В Болгарии в вузах преподавателям предложили в два раза снизить нагрузку, если они будут вести свой курс лекций на английском языке. Поэтому за 6-7 лет большинство болгарских вузов перешло на преподавание на английском языке. Английский язык сейчас де факто стал международным языком общения. На русском языке можно получить хорошее образование, и, естественно, оно будет отличаться от белорусского, потому что взгляды на экономические теории белорусских профессоров и профессоров в Эстонии отличаются. Но потом человеку, у которого было обучение на русском языке, будет очень сложно найти работу без знания английского языка. Мы с этим не сталкиваемся, но чтобы студентка могла работать официанткой в Питере, она должна пройти интервью на английском языке. В Беларуси пока таких требований нет, и квалификационные требования почти ни по одной профессии не подразумевают знание английского языка.

Вечный вопрос о качестве нашего образования. Одна моя знакомая в этом году заканчивает ЕГУ по специальности, близкой к журналистике. Моя коллега здесь тоже заканчивает в этом году журфак БГУ. Разница существенная. Складывается ощущение, что у нас нужно выучить методичку, которую писали люди в комиссии. А там нужно прийти и показать свою творческую работу, которую ты проделал за 5 лет.
Когда я говорю своим коллегам за рубежом, что белорусский студент получает список вопросов к экзамену за 8 дней, мне не верят. Сейчас все стало немного по-другому, все-таки мы реформируемся. Стали накапливаться и учитываться текущие оценки. Белорусское образование наследовало все лучшее, что было в советской системе образования, поэтому оно учит давать правильные ответы на предсказуемые вопросы.

Меня спрашивают, почему в Европе бакалавром становятся за 3 года, а у нас - за 5 лет. Когда я учился, первую и вторую сессию я сдавал по истории КПСС, потом истмат, диамат. Последний экзамен у меня был "научный коммунизм". То есть из 5 лет, которые я получал специальность в области радиофизики и электроники, я 20% времени изучал общественные науки, которые не имеют отношения к моей квалификации. Если бы я учился не 5 лет, а 4 года, моя профессиональная квалификация не стала бы от этого хуже.

В любой стране всегда интересны пытливые люди, которые умеют добывать информацию и соглашаться или не соглашаться с ней. Классическая ситуация: преподаватель читает лекцию по экономике не по своим книгам, а по книгам своего оппонента. Его книгу, как преподавателя, студенты все равно почитают. Но есть другая точка зрения, которая тоже имеет право на существование. Студенты должны решить, какая правильная. Если бы были незыблемые истины, мы бы до сих пор жили на плоской Земле, на трех китах. Если бы ни в чём не сомневались, ничего бы не менялось. Проблема состоит в том, что невозможно добыть знания на всю жизнь.

Почему мы настолько закоснелые, что не позволяем этим пытливым умам проявить себя на защите диплома? В России тоже так происходит?
Все зависит от вуза, профессора… Во всем мире существуют люди с придурью. В профессуре не бывает идеальных людей. Подходы всегда будут разные. В Европе другая идеология: образование доступно не всем. В Германии, Франции, Англии считается, что люди, которые после 9 класса пошли в 11 класс, не все должны закончить школу, потому что это не обязательное образование.

Мы все по-разному одарены: есть люди, которые не могут пройти школьный курс математики. Не все люди должны справиться с университетской программой, поэтому образование и называется высшим. Именно поэтому самая образованная страна в Европе – Финляндия (35% населения имеют высшее образование). А в Швеции, где самый высокий уровень жизни, 13% людей имеют высшее образование. А зачем? Зато каждый шведский школьник изучает предмет ориентирование на местности, бегание на лыжах, катание на горных лыжах, плавание, игра в хоккей. Если человек закончил базовую школу и не умеет ориентироваться в лесу, пробежать кросс 15 км, проплыть 500 м, скатиться с горы и сделать кросс по лыжам 10 км, то он не приспособлен к жизни. Это навыки, которые необходимы для жизни в Швеции, и шведы правы.

Что бы вы посоветовали абитуриентам, которые сейчас штурмуют университеты и сдают тестирование?
У мальчиков выбор один – или пойти в вуз, или в армию. Поэтому не мне давать советы, что лучше. Хотя у нас есть студенты, которые отучились за границей и пришли в белорусскую армию, чтобы отслужить один год. Жизнь за границей воспитывает чувство национального достоинства, любовь к родине. Люди начинают гораздо больше ценить Беларусь и людей, которые в ней живут. У них есть с кем сравнивать.

С девушками ситуация другая. Куда деться? У них нет выбора. Но когда люди выбирают профессию, мы спрашиваем зачем, кем они видят себя через 2, 5, 7, 10 лет… Не бывает готовых рецептов. Я отговариваю ехать за границу сломя голову. Точно так же я отговариваю людей поступать в университет, не зная, для чего им это нужно и какой опыт они получат. Иногда полезнее иметь опыт санитарки, чтобы потом стать хорошим врачом, чем пойти в мединститут и стать плохим врачом, зная, что занимаешься не своим делом. К счастью нет рецептов.
←Остров невезения

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика