Торговлю обяжут бороться с массовым пьянством
В Минске планируют изменить порядок продажи спиртных напитков, ужесточив требования к времени, местам реализации и упаковке этой продукции. Будут ли эти меры способствовать снижению алкоголизации общества?
С предложением ужесточить условия продажи алкоголя выступил председатель комитета по здравоохранению Мингорисполкома Виктор Сиренко на заседании мэрии по вопросам работы участковых инспекторов милиции с населением по профилактике пьянства и алкоголизма и мерах по сокращению преступлений и правонарушений.
Самым главным фактором в борьбе с алкоголизмом он назвал ценовой. «Есть много противников таких мер, но это принято и признано в других странах, — заметил он. — Необходим постепенный, опережающий инфляцию рост цен на крепкие спиртные напитки».
Также, по мнению Виктора Сиренко, целесообразно ограничить физическую доступность алкоголя, в частности, после 20 часов: «Основным предметом продаж в магазинах в вечернее и раннее ночное время является алкоголь. Разве можно отнести продажу алкоголя после 20 часов к жизненно важной потребности?».
Не менее важным направлением в борьбе со злоупотреблением спиртными напитками он считает разграничение продаж детских товаров и алкоголя: «В магазинах практически отсутствует разграничение по местам продаж детского питания и алкогольной продукции. Во всем мире формируются секции, которые закрыты для глаз посетителей магазинов и заведений. Дети не видят, что продают спиртное».
Недопустимым он считает и ношение спиртных напитков в открытом виде по улицам города, потому что это косвенно является их рекламой.
«Злоупотребление алкоголем — это серьезнейшая общественная, социальная проблема, с которой одним медикам не справиться. Поэтому в городе должен работать штаб, координирующий данное направление деятельности», — считает Виктор Сиренко.
По его словам, в Минске на учете с алкоголизмом состоит 39,9 тыс. человек, в том числе 7,7 тыс. женщин и почти 4,5 тыс. подростков. Масштабы алкоголизации на самом деле более существенны: количество злоупотребляющих алкоголем в несколько раз больше и может составлять около 200 тыс. человек, сказал руководитель профильного комитета мэрии: «Число созависимых в два-три раза превышает число больных и злоупотребляющих алкоголем и может составлять в пределах 500 тыс. человек».
Алкоголизация является проблемой, соизмеримой с национальным бедствием. В 2011 году смертность от причин, связанных с алкоголем, выросла на 49% в сравнении с 2010 годом. Количество пациентов, наблюдаемых наркологической службой Беларуси, за 2011 год увеличилось на 0,5% и составило 286 310 человек (среди них больных алкоголизмом 178 608 человек).
Очевидно, что необходимо активнее и эффективнее заниматься профилактикой алкоголизма и пьянства, больше воздействовать не на спившихся людей, а на тех, кто пить еще не начал.
Говоря об инициативах Минздрава, врач-психотерапевт, занимающийся в числе прочего лечением алкогольной зависимости, Алексей Хадоркин опасается, что как только будут введены ограничения на продажу спиртного в вечернее время, сразу же появятся альтернативные места продажи, где предложат разведенный спирт, самогон.
«Думаю, ограничительных мер по продаже спиртного в какие-то часы вводить не надо. Это будет способствовать продаже суррогатного алкоголя и криминализации этой сферы торговли. Если ввести запрет на продажу алкоголя, его начнут покупать у нелегальных торговцев», — отметил доктор Хадоркин в комментарии для Naviny.by.
При этом действенной мерой Хадоркин считает создание отдельных закрытых секций для продажи алкоголя, чтобы не искушать яркими этикетками потребителя.
«Сейчас в магазинах, — говорит Алексей Хадоркин, — работают мерчендайзеры, которые так выставляют товар, чтобы он был привлекательным для покупателя, благодаря расположению в определенном месте торгового зала и на полке. Если бы алкоголю было определено место на дальней полке или даже за закрытой непрозрачной витриной, алкоголь чаще покупали бы те, кто пришел в магазин за алкоголем целенаправленно. Будет меньше соблазнов для детей и молодежи, которая традиционно больше обращает внимания на яркую упаковку, этикетки и так далее. Я считают, что так же стоит поступить и с сигаретами, и с пивом. Ему не место рядом с минеральной водой и лимонадом».
Доктор Хадоркин считает, что если государство действительно заинтересовано в том, чтобы снизить потребление алкоголя, стоит запретить его рекламу, которая способствует омоложению алкоголизма.
Доктор подчеркивает, что 50% в формировании зависимости — это генетическая предрасположенность, остальное связано со средой, в которой человек живет.
«Не факт, что человек с генетической предрасположенностью станет алкоголиком. Если в обществе правильно будет выстроена идеологическая работа, профилактика, можно с большой долей уверенности сказать, что алкоголизм не разовьется. Если же, как у нас, алкоголь является обычным явлением, а детям в некоторых семьях начинают предлагать выпить вина или пива дома, все иначе. На мой взгляд, алкоголь может пробовать взрослый человек, который получил образование и зарабатывает себе на жизнь, выбирая, куда тратить свои деньги», — отметил Алексей Хадоркин.
Доктор придерживается мнения, что возрастной ценз на покупку алкоголя стоит повысить до 21 года, так как нынешнее ограничение 18 годами неэффективно.
«Необходимо ужесточать контроль работы торговли в части продажи спиртного детям. Мне кажется, камеры, которые следят за работой кассиров, теперь есть во многих магазинах, и это вполне позволяет контролировать продажу спиртного детям. Общество и контролирующие органы должны быть нетерпимыми к этому явлению», — уверен Алексей Хадоркин.
Директор ЗАО «Универсам Юбилейный-92» Владимир Нерозя задается встречным вопросом: «Зачем магазину продавать несовершеннолетнему алкоголь? Это что, более выгодно, чем продать взрослому? Кроме головной боли и огромных штрафов предприятие торговли не имеет с такой продажи ничего. Поэтому мы категорически не продаем алкоголь детям. Если у кого-то такие случаи бывают, это связано с тем, что порой 16-летние выглядят, как 25-летние».
Нерозя считает, что борьба с пьянством — это не задача торговли и приводит в качестве примера Финляндию, где алкоголь купить дорого и сложно, но пьют все равно немало.
Нередко борьбу с пьянством в Беларуси ведут формально, считает Владимир Нерозя. Например, не продают алкоголь в день, когда проводят выпускные балы: «Кому надо, купили заранее, а вот взрослые люди, не готовые к тому, что алкоголь не продают в этот день, могут оказаться в неудобной ситуации, если, например, к ним придут гости. Единственное место, где можно было купить спиртное в день выпускных баллов — в ресторане со значительной наценкой».
Аналогичная ситуация с запретом на распитие спиртного в общественных местах, считает Нерозя. В Минске, говорит он, массово пьют в зонах отдыха. Чтобы убедиться в этом, директор магазина предлагает пройтись вечером вдоль Свислочи за Дворцом спорта, в Парке Победы, откуда каждое утро уборщики мешками вывозят бутылки.
«Пока такое впечатление, что антиалкогольные законы и указы чиновники пишут для себя. Итогов борьбы с алкоголизацией никаких, только для приличного человека проблемы», — считает Владимир Нерозя.
Елена СПАСЮК