Жители Сморгони страдают от непристойного поведения посетителей бара, а милиция бездействует

Источник материала:  

Совместную прямую линию в Сморгонском райисполкоме на этой неделе провела «Знаменка» с председателем Комитета государственного контроля Гродненской области Сергеем Васильевичем Ровнейко.

Изначально на предложение газеты о проведении акции «Прямая линия «Знаменки» – только прямые Жители Сморгони страдают от непристойного поведения посетителей бара, а милиция бездействуетответы» в Сморгонском райисполкоме глава района Мечислав Брониславович Гой нам официально отказал. Аргументировал он это тем, что прямые линии с населением в районе проводятся регулярно и освещаются районными СМИ. Так что в привлечении республиканских журналистов нет необходимости. Впрочем, сообщение это редакцию ничуть не удивило. За то время, что мы проводим акцию (а это порядка полутора лет), чего только не пришлось наслушаться от районных руководителей. Так что практика работы в подобных ситуациях у нас имеется. Вот и решили мы объединиться с контролирующим ведомством области и провести совместную прямую линию. Тут уж, как ни крути, а за дверь журналистов не выставишь. По ходу выяснилось, что газету нашу председатель райисполкома читает с детства и любит ее безмерно…

Нет претензий к жилищно-коммунальной службе?

Честно говоря, нашу творческую группу немало удивил тот факт, что звонков и желающих лично побеседовать с главой контролирующего ведомства области было не густо (Сергей Васильевич одновременно вел еще и прием граждан). Неужели здесь проблем меньше, чем в других регионах? На этот вопрос председатель райисполкома Мечислав Брониславович ответил, что «надо не бояться людей, чаще с ними встречаться», что он, собственно, регулярно и делает.

– У меня совершенно другой стиль работы, – подчеркнул глава района. – Некоторые ждут приемного дня, а ко мне можно прийти в любое время. Вот такая у нас построена система работы. А звонков мало, потому что все нормально.

– Значит, у вас в Сморгони нет проблем, к примеру, с ремонтом жилья или с благо-
устройством дворовых территорий? – спрашиваю у Мечислава Брониславовича. В ответ он показывает вымпел за первое место в республиканском смотре санитарного состояния и благо-
устройства населенных пунктов Республики Беларусь за минувший год.

А между тем…

На прием к председателю областного комитета госконтроля пришла жительница райцентра Людмила Карловна Огородник, проживающая в доме № 37 по улице Первомайской. Ее проблема в том, что через дорогу как раз напротив дома, где она живет (кстати, там проживают четыре семьи), полгода назад открылся бар. Окна квартиры Людмилы Карловны выходят аккурат на это заведение, поэтому она может лицезреть все, что возле него происходит. А то, что там происходит, по словам женщины, лучше и вовсе не видеть.

– Что там делается внутри, меня мало интересует, но мы, жильцы, даже не можем на улицу выйти посидеть, – рассказала женщина. – Потому что возле этого бара по вечерам болтаются пьяные (он работает с трех часов дня до двенадцати ночи), что они там только не творят! А у нас ведь дети школьного возраста – одному моему внуку 14 лет, другому – 10. И что они оттуда слышат, на что вынуждены смотреть?! Пьяные перабранки, разборки, мат, даже язык не поворачивается сказать, что они там творят! Справлять нужду ходят за ближайший забор, т. е. к нам во двор. Хочется надеяться на вашу помощь, Сергей Васильевич, чтобы нам в администрацию Президента не обращаться.

На вопрос Сергея Ровнейко, обращалась ли женщина в милицию, она ответила, что звонила много раз. Несмотря на это, присутствующий на прямой линии начальник РОВД Сморгонского райисполкома Вячеслав Строчинский заявил, что не знает, какие там проблемы. Есть, мол, видеонаблюдение, все фиксируется, и без десяти двенадцать все до одного посетители из бара ровненько уходят. А в начале первого на площадке возле него и вовсе никого нет. Хозяин бара отметил, что за полгода работы лишь дважды пришлось нажимать «тревожную кнопку», а жалоб у него нет вообще – лишь сплошные благодарности.

– Но ведь вот перед вами сидит Людмила Карловна, которая имеет претензии, – заметил Сергей Ровнейко. Но начальник РОВД держался непоколебимо: все, мол, там нормально, наряд милиции дежурит постоянно. В результате долгих пререканий и взаимных обвинений, вердикт был вынесен: чтобы убедиться, кто прав, а кто виноват, госконтроль области устроит там свою проверку. Причем нагрянет без предупреждения.

Кстати, мы побывали на улице Первомайской, где расположен бар, о котором шла речь. Хозяйка квартиры показала нам и следы вечерних хождений его посетителей, практически под самой дверью ее квартиры. Правда, женщина при этом опасалась, кабы после обращения в госконтроль ее дети не лишились работы.

Значит, плохо объяснили…

Председатель ЖСПК № 73 Екатерина Васильевна пришла на прием по поручению членов кооператива. Если вкратце, то суть проблемы будущих новоселов в том, что сморгонское предприятие «Альфа-Колор» выиграло тендер на установку отопительных котлов в доме ЖСПК. Однако члены кооператива воспротивились: не хотим, говорят, «Альфа-Колор», хотим «Виктори». К тому же, как утверждает Екатерина Васильевна, «были вопросы и по торгам» – ее как председателя кооператива о торгах не предупредили. Не пригласили и при вынесении решения по торгам.

– Нам потом только сказали, что все выиграл «Альфа-Колор», потому что их котлы подошли по цене. Но у меня весь кооператив подписался на установку котлов «Виктори». Да, они были дороже, но если докупить термодатчик к котлам «Альфа-Колор» и что-то там еще, то разница в цене незначительная.

Почему эти котлы не нравятся будущим жильцам, Елена Васильевна объяснила: они слишком шумно включаются и жители домов, где они уже установлены, ими не довольны. Как выяснилось, представители фирмы «Виктори» встречались с членами кооператива, показывали людям свою продукцию, рассказывали о ее преимуществах. А вот представители «Альфа-Колор» вместо того, чтобы рассказать о достоинствах своих котлов, стали выискивать недостатки в продукции своих конкурентов. Народ на это среагировал своеобразно: люди встали и ушли с собрания.

Сергей Васильевич Ровнейко, выслушав все мнения, поручил руководству стройтреста № 41 и УКС райисполкома выяснить, какие претензии есть к качеству котлов обоих производителей, и только после этого делать выводы. При этом не преминул заметить:

– Если «Альфа-Колор» не умеет предложить потребителям свой товар, тогда зачем они его вообще продают? Вот закупил эти котлы трест № 41, а знаете вы, в чем их преимущества? Нет, но вы же должны защищать интересы инвестора. А если в процессе эксплуатации люди столкнутся с проблемами? Они ведь платят свои деньги. Откуда им знать, качественный это товар или нет? На месте «Альфа-Колора» я бы не был таким уверенным, что ему рынок сбыта гарантирован за счет административного ресурса. А если люди отказываются, значит, плохо объяснили. «Виктори» скоро будут предлагать свои котлы в два раза дешевле, и, будьте уверены, они захватят рынок, потому что «Альфа-Колор» не умеет разговаривать с людьми.

Нет заявлений – не будет и денег

Леонид Мечиславович Высоцкий из деревни Лисичино Кореневского сельсовета пришел на прием к председателю Комитета госконтроля области сразу с двумя проблемами. Задумал он провести реконструкцию дома в деревне, но никак не может получить льготный кредит, на который имеет право. В минувшем году уплатил за проект реконструкции полтора миллиона рублей и… на этом все. Обратился в Беларусбанк, но оттуда направили в райисполком – там, мол, составляют списки на кредитование. Однако, как выяснилось, фамилии Высоцкий в списке на кредитование и вовсе нет. Впрочем, денег на выдачу кредита тоже нет, лимит на этот год выбран еще в мае. По этому поводу занятный диалог состоялся у главы контролирующего ведомства с сотрудницей райисполкома.

- А кто у вас включен в этом году в списки на льготное кредитование? – поинтересовался Сергей Васильевич.

- У нас было пару человек многодетных.

- В этом году вы еще кого-нибудь включали в эти списки?

- Поступило заявление только от одного человека. С остальными гражданами, которые обращаются, мы ведем разъяснительную беседу, просим подождать, поскольку нет денег.

- Но ведь так вам никогда денег и не выделят. Облисполком затребует данные о количестве обратившихся за получением кредита, а у вас нет заявлений. Тогда зачем выделять лимит на Сморгонь, если там нет желающих получить льготный кредит? Многодетные семьи – это, конечно, приоритет. Но это не значит, что в списки вы не должны включать иных заявителей. Заявления от людей принимать. А мы со своей стороны посмотрим в Беларусбанке, как идет освоение лимитов, которые выделяются.

Баллоны с газом зимой таскаем на санках

Второй вопрос, решение которого для Леонида Высоцкого все из той же деревни Лисичино, был не менее важным – состояние сельской дороги.

- Ведем переписку с чиновниками по этому вопросу с 2009 года, но пока ничего практически не изменилось, - рассказал он. – Сейчас сухо и дорога более-менее нормальная, а весной, осенью и зимой на машине не выедешь. Дети до автобусной остановки идут в резиновых сапогах, там переобуваются и едут в школу. А пенсионерам и вообще страшно. Скорая помощь к нам часто не доезжает. С поставкой газа – то же самое. Зимой дед берет саночки и тянет на них баллон от центральной дороги к дому, потому что машина с газом к нам не проходит. Магазин находится в другой деревне – как хочешь, так и добирайся туда. У нас там 10 домов, живут практически одни пенсионеры и, считай, каждому нужна помощь. А за три года на дорогу подсыпали всего лишь три самосвала песка.

В беседу вмешался председатель райисполкома и пояснил, что «никакая это не деревня, а хутора - расстояние от дома к дому примерно 600-700 метров». А дорога грейдирована. Даже предложил всем присутствующим съездить и посмотреть, что все там в порядке, а Леониду Высоцкому заявил: «120 км будем ехать по вашей дороге легко». На это сельчанин ответил, что в том-то и дело, что все комиссии к ним норовят приехать летом, когда все сухо, а вот в другое время года никого не дождешься. Сошлись на том, что как только дорога станет непроходимой, Высоцкий сообщит об этом председателю райисполкома лично. Свои координаты оставил заявителю и председатель областного контролирующего ведомства.

Станислава Сергеевича Подлобного из деревни Укропенко Жодишковского сельского совета на прием заставила прийти вопиющая несправедливость – в его трудовую книжку внесена неправильная запись. Десять лет он проработал на заводе вагранщиком, имеет медаль за трудовые заслуги, а согласно записи в трудовой книжке стаж этот у него гораздо меньше. Сергей Васильевич Ровнейко пообещал восстановить справедливость и тут же дал поручение специалистам управления по труду съездить на завод и разобраться в случившемся.

Молочка бы, да подешевле…

Жительница райцентра Людмила Аркадьевна Быховец, проживающая по ул. Суворова, подняла проблему недопоставок молочной продукции низкой жирности в магазины города. Были у нее вопросы и по стоимости молока. В качестве аргумента женщина привела такой факт: привозят молоко 2,5 процента жирности от «Савушкина продукта». Оно в красивой дорогостоящей упаковке, поэтому его цена 8300 рублей за литр особо не удивляет. Но ведь рядом на прилавке стоит молоко местное, в упаковка менее красивой, а стоит столько же. «Почему?» - удивляется Людмила Аркадьевна.

Поговорив с женщиной, Сергей Васильевич пояснил, в чем на самом деле состоит проблема (громкая телефона связь на прямой линии в Сморгонском райисполкоме, к сожалению, обеспечена не была, и мы не имели возможности слышать, что говорили звонившие):

- Проблема с ценами на молочную продукцию стояла месяц-полтора назад, когда разница в цене была существенная. Например, молоко в полиэтиленовом пакете полуторапроцентной жирности стоило 1540 рублей за литр. Причем привозили дешевое молоко с 10 до 11 часов дня, когда купить его могли исключительно пенсионеры. А они его брали про запас – по пять-шесть пакетов. Естественно, через каких-то полчаса все раскупалось. А тем, кто работает, приходилось по окончании рабочего дня покупать молоко более высокой жирности по цене более шести тысяч рублей. Стали поступать жалобы: нет дешевого молока низкой жирности.

Правда, была и объективная причина. Ведь не секрет, что производство низкожирного молока убыточно и убытки эти для молочных комбинатов довольно большие. Вот поэтому они сознательно не шли на увеличение выпуска низкожирной продукции. Сейчас проблема частично снята. Но в данном случае вопрос в другом – в доступности низкожирной продукции для пожилых людей. Я не думаю, что в Сморгони есть проблемы с молоком низкой жирности. А что касается аргумента, что местное молоко не в такой красивой упаковке, а стоит столько же, сколько и привозное, то хочу сказать, что и то, и другое разлито в одинаковые пакеты «Тетра-пак», отличие есть лишь в расцветке пакетов.

Вместе с тем, Сергей Ровнейко отметил, что на его взгляд, проблему жительница Сморгони подняла не на пустом месте. Хотелось бы, чтобы всякое молоко было в продаже - и дешевое и дорогое. Однако при этом он пояснил, что государство не может пойти на то, чтобы дотировать из бюджета разницу между ценой закупочной и розничной, как это было в 90-е годы. Значит, необходимо достичь такого уровня цен, чтобы они обеспечили хотя бы нулевую рентабельность для производителей. Иного пути нет.

Аптеки разные нужны

Людмила Аркадьевна подняла еще одну, не менее важную проблему - отсутствие в аптеках фармацевтов. По ее словам, в аптеках Сморгони работают в основном пенсионеры. Заболеет кто или уйдет в отпуск – аптеку закрывают, потому что некому работать.

- На самом деле здесь проблема есть, - сказал руководитель контролирующего ведомства. - На сегодняшний день «Фармация» не монополист на рынке розничной аптечной сети. Потому что у нас дано развитие коммерческим аптекам. И, естественно, частники имеют возможность переманивать лучшие кадры большими заработками. У них ведь нет социальной функции - обеспечивать население всеми лекарствами, как у аптек «Фармации». Да и накладные расходы совершенно другие, не сравнить с теми, которые несет «Фармация». Например, только по Гродненской области кредиторская задолженность «Фармации» на сегодняшний день составляет 68 млрд. рублей, а дебиторская – около 9 млрд. рублей. Естественно, она не может поднять зарплату в три раза, как это делает частник. Расходы совершенно другие. Я думаю, такая проблема не только в отдельно взятом районе или области, она существует по всей республике. И не зря я сказал Людмиле Аркадьевне, которая звонила, что в минувшем году Минский медуниверситет начал готовить фармацевтов. Ранее их готовили только в Витебске. Минздрав на это пошел, чтобы обеспечить аптеки фармацевтами и закрыть этот вопрос. Кстати, эта женщина высказала и свое пожелание для местных властей, что очень отрадно было слышать. Думаю, это правильное пожелание – размещать аптеки рационально. Чтобы не было их скопления в центре города, они должны быть размещены равномерно. Более того, в отдаленные районы должны идти и частные аптеки. Проблема есть, а мы тем же частным аптекам иногда даже создаем не совсем оправданные привилегии. Посмотрите гипермаркеты в Минске и по областным центрам. Там ведь нет ни одной государственной аптеки, только частные. Почему? Необходимо бронирование площадей в таких объектах под аптеки «Фармации». А она же не может выиграть конкурс на право аренды, который они проводят, потому что ограничена в средствах. Но ведь ни одна коммерческая аптека никогда не будет выполнять социальные функции, которые несет «Фармация».

Возишь тещу на дачу? Загремишь под фанфары

Сергей Васильевич Ровнейко ответил и на звонок «доброжелателя» (именно так он его и назвал), который сообщил о якобы нецелевом использовании служебного транспорта неким руководителем. Правда, называть этого руководителя он не стал, звонок ведь был анонимный. Впрочем, провести оперативное мероприятие совместно с управлением департамента финансовых расследований по этому сигналу он все же запланировал. При этом обратил внимание на то, что часто люди недопонимают, что у руководителей рабочий день не нормированный и работать они могут и в выходные. А сейчас, к примеру, идет заготовка кормов и мехотряды работают от зари до зари. И руководитель имеет полное право поехать и посмотреть, как они там работают. Но ведь у людей порой бывает такое предвзятое мнение, что если возле дома того же председателя райисполкома стоит его служебный автомобиль, значит он ездит по своим личным делам. А то, что ему надо завтра в 4 часа утра ехать в поле, не поднимая при этом водителя, в расчет не берется.

Вместе с тем, Сергей Васильевич отметил, что бывают и нарушения служебных полномочий, когда служебный автомобиль используется для обслуживания потребностей семьи руководителя.

- Такие сигналы к нам поступают. По каждому мы разбираемся. Могу сказать, что в большинстве случаев это не подтверждается. Но если же он ездит на рынок, возит на служебном автомобиле жену по магазинам либо тещу на дачу, вот это уже называется преступлением. Очень часто нам сообщают о таких случаях. Мы делаем соответствующие расчеты, и если выясняется, что количество использованного бензина «собирается» на уголовное дело, то мы его и возбуждаем. А руководителя освобождаем от должности.

В завершение прямой линии глава района Мечислав Брониславович Гой все же рассказал, что проблемы в районе есть. И серьезные. Например, не заасфальтировано порядка 50 улиц, есть вопросы и с газификацией, обеспечением центральной канализацией и водоснабжением. Но основная проблема для города - это нехватка рабочей силы.

- Не хватает полтора-две тысячи человек разных специальностей. Но эти люди есть. И мы вернем их на рабочие места хорошей заработной платой – порядка 500 долларов и выше к концу года, - уверенно заявил председатель райисполкома.
Время, как говорится, покажет.

Людмила ШЕСТОКОВИЧ, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН»
 

←В Минске жертвами преступников все чаще становятся курьеры интернет-магазинов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика