Министр образования о распределении, четырехлетнем сроке обучения и семи "проходных" баллах
14.06.2012 10:46
—
Новости Общества
Министр образования о распределении, четырехлетнем сроке обучения и семи "проходных" баллах
Прошедшие в редакции “НГ” онлайн-конференция и прямая линия министра образования Республики Беларусь Сергея Маскевича показали, что наши читатели осознают ценность качественного образования.
Почему дорога к диплому стала короче?
-- Сергей Александрович, недавно появилась информация о переводе студентов ряда специальностей на 4-летний срок обучения. О каких специальностях идет речь и коснется ли это нововведение тех, кто уже учится? Алексейю
-- Да, в 2012/13 и 2013/14 учебных годах студенты более 230 специальностей в белорусских вузах будут переведены на сокращенный срок обучения. В рамках реализации программы развития высшего образования мы рассматриваем вопросы оптимизации сроков обучения, уточняем перечень специальностей, с текущего года вводим практико-ориентированную магистратуру. В результате формируется полноценная двухступенчатая система образования.
Анализ рынка труда, проводимый совместно с Министерством труда и социальной защиты населения, показывает, что на предприятиях и в организациях появляются все новые и новые рабочие места, рассчитанные на специалиста с высшим образованием, деятельность которого связана не с разработкой, а с эксплуатацией современных технологий. Мы видим потребность в специалистах, которых можно подготовить в течение четырех или четырех с половиной лет обучения.
Процесс оптимизации сроков обучения идет давно, четыре года назад по целому ряду специальностей, их более 50, было предложено сократить срок обучения до 4 или 4,5 года, подстроить под потребности экономики. Мы это сделали. В результате срок подготовки специалистов с высшим образованием сегодня составляет от 4 до 6 лет. Шестилетний срок обучения останется по медицинским и наиболее сложным техническим специальностям, где требуется подготовка проектировщиков, конструкторов. Где-то, может, и этого срока маловато. Пятилетний срок сохраняется по ряду специальностей. Но по многим, я сказал бы, наиболее массовым, для первой ступени высшего образования достаточно четырех лет обучения.
Поэтому с 2012/2013 и с 2013/2014 учебного года обучение сократится с 5 до 4 лет по 107 специальностям, с 5 до 4,5 лет -- по 55 специальностям, с 4,5 до 4 лет по 12 специальностям -- в основном экономического, управленческого, педагогического, гуманитарного профилей и некоторых специальностей технико-технологического профиля. Особую инициативу проявили Академия управления при президенте Республики Беларусь и Белорусский университет культуры и искусства. Они переходят на четырехлетний срок обучения с 2012 года.
Параллельно с этими преобразованиями будет определено место нашей магистратуры, уточнен перечень специальностей магистратуры, чтобы мы в рамках магистерских программ готовили интеллектуальную элиту, обладающую узкой специализацией, ориентированную на реальное производство. Изучая опыт России и других стран, мы осознаем необходимость акцентировать внимание именно на подготовке специалистов второй ступени. Это главный кадровый ресурс инновационной экономики.
Но речь не идет о том, чтобы поступивших на пятилетний срок обучения переводить на четырехлетний.
-- Не приведет ли сокращение сроков обучения к сокращению преподавателей? Ведь их нагрузка значительно сократится.
-- Количество учебных часов в университетах действительно будет сокращаться, но финансирование высшей школы останется в прежних рамках. То есть мы увеличим количество часов, отведенных на науку, будем больше платить за руководство дипломными работами, магистерскими диссертациями, работу с аспирантами. Рассчитываем, что преподаватели правильно поймут необходимость перестраиваться, больше заниматься творческой, методической, научно-методической работой.
Технология образования будет совершенствоваться даже без учета сокращения срока обучения. Поэтому преподавателям, которые привыкли просто передавать студентам наработанный материал, придется менять свои подходы к педагогическому процессу.
Если вуз не будет развиваться, он может столкнуться с необходимостью сокращения количества педагогов. Мы ставим перед учебными заведениями задачу увеличить количество образовательных услуг, развивать научно-техническую, исследовательскую деятельность.
Несколько лет назад университеты развивались "вширь", набирали год от года все больше и больше студентов и этим гордились. А нужно гордиться качеством -- тем, на сколько строчек поднялось учебное заведение в мировом рейтинге. Рейтинг никак не завязан на количестве студентов, он определяется только качеством: сколько зарубежных профессоров приезжают читать лекции, есть ли англоязычные программы преподавания, каковы достижения вуза в науке.
Барьер не низок, не высок
-- Ваше мнение как министра -- семибалльный барьер достаточный, чтобы случайные люди не попадали в вузы? Если представить, что абитуриентов в Беларуси в десять раз больше, чем могут принять вузы, -- на каком уровне был бы порог? Андрей Свиридов, Минск.
-- К сожалению, сегодня студентов меньше, чем могут принять вузы. Мы еще принимаем на учебу граждан других государств, активно занимаемся приглашением.
А что касается семи баллов -- да, безусловно, это очень невысокий порог, и я надеюсь, что в следующем году мы будем его повышать. Но дело не только в том, чтобы на входе в вуз отсеять абитуриентов с низкими баллами. Вся система обучения в вузе должна быть направлена на качество будущих специалистов. Во многих странах вообще не устанавливают никаких барьеров: поступают все, слабые постепенно отсеиваются.
-- Там, извините, вузы на этом зарабатывают, а у нас заведомо слабые студенты поступают учиться за счет бюджета...
-- Не соглашусь: проходные баллы на бюджетные места достаточно высоки, все определяется конкурсной ситуацией. В основном нижняя планка касается коммерческих вузов и платной формы обучения государственных вузов. Но не в балле дело, а в том, чтобы диплом соответствовал уровню знаний обладателя, чтобы образовательная программа была в полной мере усвоена.
-- В этом году в некоторых вузах (БГУ, БГУИР и другие) будет испытываться электронная система зачисления. Будет ли порядок приема отличаться от того, который был в прошлом году в БГУИР? Кирилл Ленчик.
-- В прошлом году первокурсников на каждую специальность зачисляли по баллам -- но только тех, кто указал эту специальность первой в списке своих приоритетов. В программу внесено изменение, приоритет будет отдаваться баллам, с учетом пожеланий по второй и третьей специальностям. То есть приоритет будут иметь набранные абитуриентом баллы, и учитываться будут все три выбранные им варианта специальностей.
Что волнует родителей студентов?
-- Мама студента Гродненского университета имени Янки Купалы беспокоит. Сын оканчивает учебу, скоро получит диплом учителя истории. Только с распределением у нас тяжело -- в деканате говорят, если найдем место работы сами, тогда распределят…
-- Я не думаю, что мест нет в масштабе страны, поэтому мы обязательно найдем вариант трудоустройства для вашего сына и его однокурсников. Если человек учился за счет бюджета, имеет диплом -- он получит первое место работы, у нас есть вакансии. Мы сформулируем эту задачу областному управлению образования.
Но это вовсе не означает, что в Гродно будем кого-то увольнять, чтобы взять выпускника на работу. Рабочее место может быть в Островце, Ошмянах или Кореличах или вообще в другой области.
О самых маленьких
-- Когда детские сады перестанут экономить электроэнергию? Оправдана ли она, если в пасмурный день дети ясельной группы играют на ковре в темноте? Мария Кот, Минский район.
-- Меры, направленные на энергосбережение, надо приветствовать, но недопустимо, чтобы это было во вред здоровью. Есть нормативы, нормы СанПиН, они должны безоговорочно выполняться. Поэтому если где-то темно -- поднимите проблему. Обратитесь к администрации, в санитарно-эпидемиологическую службу. Пусть придут специалисты, проверят дошкольное учреждение на соответствие нормам СанПиН.
Думаю, примеров чрезмерной экономии в дошкольных учреждениях немного. Чаще мы слышим о примерах бесхозяйственности.
-- Почему сельские дошкольные учреждения вынуждены в целях удешевления питания значительную часть времени, которое воспитатели должны посвящать детям, отдавать на выращивание овощей в огороде и уборку урожая? Ольга Федоровна.
-- Если идти от жизни, то, с одной стороны, очень хорошо, если само учреждение образования занимается вопросами удешевления питания. Конечно, это не должно быть в ущерб выполнению основных функций. Должно быть, наоборот, примером трудового воспитания, формирования среды, в которой дети и взрослые не просто играют, но и трудятся. Есть такие дошкольные учреждения, где существует культ разумного труда -- каждый старается что-то вокруг садика вырастить, что-то для общего блага сделать. Особенно хорошо это получается в учреждениях экологического профиля.
Но такая деятельность в любом случае не должно быть в ущерб реализации учебно-воспитательных программ. В учреждениях дошкольного образования запрещено отвлекать воспитателей от выполнения основных обязанностей в течение рабочего времени. Воспитатель должен постоянно находиться рядом с детьми, обеспечивая безопасные условия процесса воспитания и обучения каждого ребенка. Все сельскохозяйственные работы должны проходить за рамками рабочего времени и только с согласия педагогов, в соответствии с действующим законодательством.
Особый случай: особенные дети
-- Мой сын-аутист закончил первый класс второго отделения 11-й вспомогательной школы в Минске. Родители работающие, бабушек-дедушек нет. Большая проблема с каникулами. Очень нужен школьный лагерь (или другая форма дневного пребывания ребенка в школе) на все каникулы: летние, весенние, зимние, осенние. Ольга.
-- По информации директора вспомогательной школы-интерната № 11 Владимира Русецкого, в период летней оздоровительной кампании 2012 года организовано оздоровление в четыре смены. Первая смена, с 4 по 27 июня, -- в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием на базе школы-интерната, и три смены по три недели -- оздоровление на базе загородного оздоровительного лагеря "Горизонт" с круглосуточным пребыванием. В это время в школе-интернате будут идти ремонтные работы.
В соответствии с законодательством вы, как и любой другой родитель, имеете возможность оздоровить своего ребенка с использованием средств социального страхования дважды: одну смену в лагере с дневным пребыванием и одну из трех смен в загородном лагере.
По вопросу оздоровления в период осенних, весенних и зимних каникул необходимо обращаться к директору школы. При отсутствии оздоровления в указанные периоды в учреждении образования -- в комитет по образованию Мингорисполкома (телефон 213-12-25).
-- Моему сыну Николаю специалистами ЦКРОиР выдано заключение о необходимости получения дошкольного образования в группе интегрированного обучения в связи с его особенностями психофизического развития. Управлением образования Первомайского района Минска мой ребенок был направлен в детский сад № 347. Однако в группе интегрированного обучения, куда будет зачислен мой сын, находится еще 5 детей с особенностями психофизического развития. При этом нормально развивающихся детей всего двое! Статья 147 Кодекса Республики Беларусь об образовании определяет число детей с особенностями психофизического развития в таких группах от двух до четырех человек, при общей численности воспитанников от 10 до 12 человек. Если есть такая возможность -- а я надеюсь, что она есть, -- прошу открыть новую интегрированную группу в этом районе. Наталья Скаковская.
-- Если есть хоть какая-то возможность, мы это сделаем. Но группа, в которой будет находиться ваш ребенок, еще не сформирована, и, безусловно, она будет наполняться детьми без особенностей. Хотя в любом случае -- вы абсолютно правы -- это не укладывается в нормы кодекса.
-- Заведующая детским садом рассказала, что, когда складывается такое соотношение, родители нормальных детей начинают забирать их из группы. Никто не хочет туда идти именно потому, что в группе слишком много детей с особенностями.
-- Мы обязательно внимательно посмотрим, свяжемся с вами и постараемся помочь.
Кто поможет найти свою траекторию?
-- Моя дочь учится в минском приборостроительном лицее № 6, окончила второй курс, осталось учиться только год. В апреле у нее произошел конфликт с девочками из группы, у дочери случился нервный срыв, ей пришлось обращаться за медицинской помощью, после чего она отказалась посещать лицей. В законе написано, что учащийся имеет право на индивидуальное обучение, но четких разъяснений нет. Что делать? Анна Чермошенцева, Минск.
-- Давайте ваши координаты. Здесь конкретное дело, в котором надо разобраться, я поручу специалисту, мы на месте посмотрим и сделаем все возможное. Вопрос не в том, имеет ли право учащийся на индивидуальное обучение, а в том, возможно ли это в конкретном случае с конкретной специальностью, какие понадобятся дополнительные затраты. Нам очень хочется, чтобы ваша дочь получила специальность, безусловно, и вам хочется. Поэтому мы попробуем найти варианты решения этой проблемы.
-- Мой сын в текущем году успешно окончил общеобразовательную школу, средний балл аттестата приближается к 8. Он особенный ребенок: есть проблемы с мелкой моторикой и координацией, зато сын прекрасно фотографирует, интересуется биологией и географией и по уровню интеллекта мог бы продолжать обучение в ссузе или вузе.
С кем из специалистов системы образования я могу поговорить о дистанционном обучении и индивидуальной образовательной траектории для моего сына? Анна, Минск
-- По вопросу определения образовательного маршрута вы можете обратиться в управление специального образования Министерства образования, тел. (8-017) 222-64-73; по вопросам организации дистанционного обучения -- в управление высшего образования Министерства образования (8-017) 200-71-27.
Кодекс Республики Беларусь об образовании предусматривает, что дистанционная форма получения образования -- вид заочной формы, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий. Прием на нее ведется в том же порядке, что и на заочную форму.
Дистанционная форма обучения внедрена в БГУИР, БНТУ, Белорусско-Российском университет (Могилев), БГУ, Барановичском государственном университете. Программное обеспечение дистанционного обучения лиц с особенностями психофизического развития также разработано, вот только пользоваться им практически некому. В предыдущие годы был объявлен набор на дистанционную форму получения образования в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Полоцком государственном университете, однако желающих получить образование в этой форме не нашлось.
О жизни студенческой
-- Раньше обсуждалась возможность повышения стипендии студентам отдельных специальностей, например, физикам, педагогам. А будут ли в предстоящем учебном году некоторые студенты получать стипендии выше, чем другие? Марина, Минск.
-- Этот вопрос мы внимательно рассматривали год назад и повысили на 10 процентов стипендии студентам педагогических специальностей. Хотя опросы, которые мы проводили, показывают, что престиж специальности размером стипендии не определяется. Небольшое количество респондентов -- по-моему, каждый седьмой -- указали, что для них при выборе будущей профессии и вуза имеет некое значение размер стипендии.
Конечно, для тех, кто уже поступил, очень важно, чтобы их стипендия повышалась. Но если ставить задачу повышения престижа специальности -- а нам очень хотелось бы, чтобы на педагогические и естественно-научные специальности шли самые лучшие студенты, -- то оказывается, что с помощью стипендии мы мало что можем изменить. Практически ничего. Мы обязательно еще раз будем возвращаться к этой теме, анализировать... Кстати, а ваша точка зрения какова?
-- Я думаю, некоторое количество студентов может привлечь повышенная стипендия. Хотя на самом деле специальность надо выбирать по призванию.
-- Правильно, только по призванию.
-- Каким образом будет развиваться в ближайшее время студенческое самоуправление в белорусских университетах? Александр Луцевич, Минск.
-- Молодежный парламент есть в Минске, и он работает. И, по мнению многих, работает хорошо, эффективно, с пользой для молодежи. Очень интересный проект реализуется в Гродно: там открывается городской молодежный центр, обслуживание и управление полностью будут осуществлять студенты. Посмотрим, чем реально он будет наполнен.
Нам очень важно, чтобы студенческое самоуправление реально работало, на уровне вуза, причем с пользой для студентов. Поэтому будем поддерживать все студенческие инициативы, которые направлены на создание благоприятных условий для учебы, повышают социальную активность молодежи.
Нам дорог каждый специалист
-- Существует ли (или планируется к разработке) государственная программа, которая определяет или координирует происходящий сейчас процесс перевода детей из школ с малым набором в более крупные школы, соответствующее транспортное обеспечение, трудоустройство учителей из сокращаемых школ и иные сопутствующие вопросы? Егор Лебедок, депутат Смолевичского районного Совета депутатов.
--Да. Программа развития общего среднего образования предусматривает оптимизацию сети учреждений общего среднего образования, и каждая область, каждый район имеют свой план оптимизации сети на пять лет вперед. С прошлого года мы начали защиту этих проектов в Министерстве образования: каждая область обосновывает и защищает свой план оптимизации сети учреждений образования, в рамках которого закрываются малокомплектные школы или средние реорганизуются в базовые, школы-сад. На текущий год у нас предусмотрено закрытие 114 школ. Во всех этих случаях уже и вопросы трудоустройства учителей определены, и вопросы подвоза детей решаются. Если вы хотите изучить план оптимизации сети школ своего района, обращайтесь в отдел образования районного или городского исполнительного комитета.
-- Просчитывало ли Министерство образования увеличение оттока специалистов из Республики Беларусь в связи с возможным, в перспективе, вступлением Беларуси в Болонский процесс?
-- У нас устоявшаяся система распределения, которая успешно работает. Ситуация с возможной утечкой специалистов из страны определяется не тем, будем ли мы в Болонском процессе и выйдем ли на европейский рынок труда, а тем, насколько привлекательны будут рабочие места в Беларуси для молодежи.
У нас сейчас общий рынок труда с Россией, основная миграция трудовых ресурсов идет здесь. В процессе формирования общий рынок труда в рамках Единого экономического пространства -- нет сомнения, что миграция трудовых ресурсов примет новые направления. Я убежден что Болонский процесс на эти направления повлияет очень и очень незначительно.
После колледжа придется отработать
-- Избежать распределения после получения среднего специального образования можно, лишь поступив на дневное бюджетное отделение вуза. А если хочется продолжать обучение дальше, но удается поступить только на платное отделение? Почему бы не сделать хотя бы "отсрочку" в таких случаях? И. Л. Костюченко.
-- Получил профессию в колледже -- надо работать, иначе зачем человеку профессиональное образование? И родители, и специалисты часто высказывают сожаление о том, что слишком много выпускников школы идут в вузы, а реализовать себя по специальности после получения диплома не могут. Профессиональное образование -- это возможность всегда заработать на хлеб. А получить высшее образование можно в заочной форме.
Слово за родителями
-- Ежегодно в Республике Беларусь разрабатывается и принимается большое количество нормативных правовых актов, а также их изменений и дополнений, касающиеся вопросов семьи и детей. Когда у родителей будет возможность знакомиться с содержанием законопроектов? Леонид Скоробогатый.
-- Такая возможность уже есть, надо обращаться на сайты соответствующих организаций и структур, которые разрабатывают законопроекты. На интернет-ресурсе Палаты представителей Национального собрания можно найти все законопроекты, прошедшие первое чтение. На этом этапе родители и другие граждане страны могут вносить свои предложения, а разработчики их анализируют и учитывают.
Если есть интерес к обсуждению документов на стадии разработки, мы подумаем, как организовать форум на портале Министерства образования. У нас ведь есть соответствующие разделы "Родителям", "Учащимся", "Педагогам", так что постараемся удовлетворить этот интерес.
Выпускники Полесского университета хотят быть молодыми специалистами
-- Сергей Александрович! Обращаюсь к вам от имени выпускников Полесского государственного университета, распределенных в Минск. Учредителем ПолесГУ является Национальный банк Республики Беларусь. К большому сожалению, ввиду того, что в законодательных актах указаны льготы лишь для молодых специалистов, обучавшихся за счет республиканского и (или) местных бюджетов, молодые специалисты -- выпускники Полесского государственного университета не могут, например, быть включены в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также воспользоваться иными льготами, законодательно закрепленными за молодыми специалистами… Валентина Шевчук.
-- Да, мы рассмотрим этот вопрос отдельно, возьмем его на особый контроль.
Почему дорога к диплому стала короче?
-- Сергей Александрович, недавно появилась информация о переводе студентов ряда специальностей на 4-летний срок обучения. О каких специальностях идет речь и коснется ли это нововведение тех, кто уже учится? Алексейю
-- Да, в 2012/13 и 2013/14 учебных годах студенты более 230 специальностей в белорусских вузах будут переведены на сокращенный срок обучения. В рамках реализации программы развития высшего образования мы рассматриваем вопросы оптимизации сроков обучения, уточняем перечень специальностей, с текущего года вводим практико-ориентированную магистратуру. В результате формируется полноценная двухступенчатая система образования.
Анализ рынка труда, проводимый совместно с Министерством труда и социальной защиты населения, показывает, что на предприятиях и в организациях появляются все новые и новые рабочие места, рассчитанные на специалиста с высшим образованием, деятельность которого связана не с разработкой, а с эксплуатацией современных технологий. Мы видим потребность в специалистах, которых можно подготовить в течение четырех или четырех с половиной лет обучения.
Процесс оптимизации сроков обучения идет давно, четыре года назад по целому ряду специальностей, их более 50, было предложено сократить срок обучения до 4 или 4,5 года, подстроить под потребности экономики. Мы это сделали. В результате срок подготовки специалистов с высшим образованием сегодня составляет от 4 до 6 лет. Шестилетний срок обучения останется по медицинским и наиболее сложным техническим специальностям, где требуется подготовка проектировщиков, конструкторов. Где-то, может, и этого срока маловато. Пятилетний срок сохраняется по ряду специальностей. Но по многим, я сказал бы, наиболее массовым, для первой ступени высшего образования достаточно четырех лет обучения.
Поэтому с 2012/2013 и с 2013/2014 учебного года обучение сократится с 5 до 4 лет по 107 специальностям, с 5 до 4,5 лет -- по 55 специальностям, с 4,5 до 4 лет по 12 специальностям -- в основном экономического, управленческого, педагогического, гуманитарного профилей и некоторых специальностей технико-технологического профиля. Особую инициативу проявили Академия управления при президенте Республики Беларусь и Белорусский университет культуры и искусства. Они переходят на четырехлетний срок обучения с 2012 года.
Параллельно с этими преобразованиями будет определено место нашей магистратуры, уточнен перечень специальностей магистратуры, чтобы мы в рамках магистерских программ готовили интеллектуальную элиту, обладающую узкой специализацией, ориентированную на реальное производство. Изучая опыт России и других стран, мы осознаем необходимость акцентировать внимание именно на подготовке специалистов второй ступени. Это главный кадровый ресурс инновационной экономики.
Но речь не идет о том, чтобы поступивших на пятилетний срок обучения переводить на четырехлетний.
-- Не приведет ли сокращение сроков обучения к сокращению преподавателей? Ведь их нагрузка значительно сократится.
-- Количество учебных часов в университетах действительно будет сокращаться, но финансирование высшей школы останется в прежних рамках. То есть мы увеличим количество часов, отведенных на науку, будем больше платить за руководство дипломными работами, магистерскими диссертациями, работу с аспирантами. Рассчитываем, что преподаватели правильно поймут необходимость перестраиваться, больше заниматься творческой, методической, научно-методической работой.
Технология образования будет совершенствоваться даже без учета сокращения срока обучения. Поэтому преподавателям, которые привыкли просто передавать студентам наработанный материал, придется менять свои подходы к педагогическому процессу.
Если вуз не будет развиваться, он может столкнуться с необходимостью сокращения количества педагогов. Мы ставим перед учебными заведениями задачу увеличить количество образовательных услуг, развивать научно-техническую, исследовательскую деятельность.
Несколько лет назад университеты развивались "вширь", набирали год от года все больше и больше студентов и этим гордились. А нужно гордиться качеством -- тем, на сколько строчек поднялось учебное заведение в мировом рейтинге. Рейтинг никак не завязан на количестве студентов, он определяется только качеством: сколько зарубежных профессоров приезжают читать лекции, есть ли англоязычные программы преподавания, каковы достижения вуза в науке.
Барьер не низок, не высок
-- Ваше мнение как министра -- семибалльный барьер достаточный, чтобы случайные люди не попадали в вузы? Если представить, что абитуриентов в Беларуси в десять раз больше, чем могут принять вузы, -- на каком уровне был бы порог? Андрей Свиридов, Минск.
-- К сожалению, сегодня студентов меньше, чем могут принять вузы. Мы еще принимаем на учебу граждан других государств, активно занимаемся приглашением.
А что касается семи баллов -- да, безусловно, это очень невысокий порог, и я надеюсь, что в следующем году мы будем его повышать. Но дело не только в том, чтобы на входе в вуз отсеять абитуриентов с низкими баллами. Вся система обучения в вузе должна быть направлена на качество будущих специалистов. Во многих странах вообще не устанавливают никаких барьеров: поступают все, слабые постепенно отсеиваются.
-- Там, извините, вузы на этом зарабатывают, а у нас заведомо слабые студенты поступают учиться за счет бюджета...
-- Не соглашусь: проходные баллы на бюджетные места достаточно высоки, все определяется конкурсной ситуацией. В основном нижняя планка касается коммерческих вузов и платной формы обучения государственных вузов. Но не в балле дело, а в том, чтобы диплом соответствовал уровню знаний обладателя, чтобы образовательная программа была в полной мере усвоена.
-- В этом году в некоторых вузах (БГУ, БГУИР и другие) будет испытываться электронная система зачисления. Будет ли порядок приема отличаться от того, который был в прошлом году в БГУИР? Кирилл Ленчик.
-- В прошлом году первокурсников на каждую специальность зачисляли по баллам -- но только тех, кто указал эту специальность первой в списке своих приоритетов. В программу внесено изменение, приоритет будет отдаваться баллам, с учетом пожеланий по второй и третьей специальностям. То есть приоритет будут иметь набранные абитуриентом баллы, и учитываться будут все три выбранные им варианта специальностей.
Что волнует родителей студентов?
-- Мама студента Гродненского университета имени Янки Купалы беспокоит. Сын оканчивает учебу, скоро получит диплом учителя истории. Только с распределением у нас тяжело -- в деканате говорят, если найдем место работы сами, тогда распределят…
-- Я не думаю, что мест нет в масштабе страны, поэтому мы обязательно найдем вариант трудоустройства для вашего сына и его однокурсников. Если человек учился за счет бюджета, имеет диплом -- он получит первое место работы, у нас есть вакансии. Мы сформулируем эту задачу областному управлению образования.
Но это вовсе не означает, что в Гродно будем кого-то увольнять, чтобы взять выпускника на работу. Рабочее место может быть в Островце, Ошмянах или Кореличах или вообще в другой области.
О самых маленьких
-- Когда детские сады перестанут экономить электроэнергию? Оправдана ли она, если в пасмурный день дети ясельной группы играют на ковре в темноте? Мария Кот, Минский район.
-- Меры, направленные на энергосбережение, надо приветствовать, но недопустимо, чтобы это было во вред здоровью. Есть нормативы, нормы СанПиН, они должны безоговорочно выполняться. Поэтому если где-то темно -- поднимите проблему. Обратитесь к администрации, в санитарно-эпидемиологическую службу. Пусть придут специалисты, проверят дошкольное учреждение на соответствие нормам СанПиН.
Думаю, примеров чрезмерной экономии в дошкольных учреждениях немного. Чаще мы слышим о примерах бесхозяйственности.
-- Почему сельские дошкольные учреждения вынуждены в целях удешевления питания значительную часть времени, которое воспитатели должны посвящать детям, отдавать на выращивание овощей в огороде и уборку урожая? Ольга Федоровна.
-- Если идти от жизни, то, с одной стороны, очень хорошо, если само учреждение образования занимается вопросами удешевления питания. Конечно, это не должно быть в ущерб выполнению основных функций. Должно быть, наоборот, примером трудового воспитания, формирования среды, в которой дети и взрослые не просто играют, но и трудятся. Есть такие дошкольные учреждения, где существует культ разумного труда -- каждый старается что-то вокруг садика вырастить, что-то для общего блага сделать. Особенно хорошо это получается в учреждениях экологического профиля.
Но такая деятельность в любом случае не должно быть в ущерб реализации учебно-воспитательных программ. В учреждениях дошкольного образования запрещено отвлекать воспитателей от выполнения основных обязанностей в течение рабочего времени. Воспитатель должен постоянно находиться рядом с детьми, обеспечивая безопасные условия процесса воспитания и обучения каждого ребенка. Все сельскохозяйственные работы должны проходить за рамками рабочего времени и только с согласия педагогов, в соответствии с действующим законодательством.
Особый случай: особенные дети
-- Мой сын-аутист закончил первый класс второго отделения 11-й вспомогательной школы в Минске. Родители работающие, бабушек-дедушек нет. Большая проблема с каникулами. Очень нужен школьный лагерь (или другая форма дневного пребывания ребенка в школе) на все каникулы: летние, весенние, зимние, осенние. Ольга.
-- По информации директора вспомогательной школы-интерната № 11 Владимира Русецкого, в период летней оздоровительной кампании 2012 года организовано оздоровление в четыре смены. Первая смена, с 4 по 27 июня, -- в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием на базе школы-интерната, и три смены по три недели -- оздоровление на базе загородного оздоровительного лагеря "Горизонт" с круглосуточным пребыванием. В это время в школе-интернате будут идти ремонтные работы.
В соответствии с законодательством вы, как и любой другой родитель, имеете возможность оздоровить своего ребенка с использованием средств социального страхования дважды: одну смену в лагере с дневным пребыванием и одну из трех смен в загородном лагере.
По вопросу оздоровления в период осенних, весенних и зимних каникул необходимо обращаться к директору школы. При отсутствии оздоровления в указанные периоды в учреждении образования -- в комитет по образованию Мингорисполкома (телефон 213-12-25).
-- Моему сыну Николаю специалистами ЦКРОиР выдано заключение о необходимости получения дошкольного образования в группе интегрированного обучения в связи с его особенностями психофизического развития. Управлением образования Первомайского района Минска мой ребенок был направлен в детский сад № 347. Однако в группе интегрированного обучения, куда будет зачислен мой сын, находится еще 5 детей с особенностями психофизического развития. При этом нормально развивающихся детей всего двое! Статья 147 Кодекса Республики Беларусь об образовании определяет число детей с особенностями психофизического развития в таких группах от двух до четырех человек, при общей численности воспитанников от 10 до 12 человек. Если есть такая возможность -- а я надеюсь, что она есть, -- прошу открыть новую интегрированную группу в этом районе. Наталья Скаковская.
-- Если есть хоть какая-то возможность, мы это сделаем. Но группа, в которой будет находиться ваш ребенок, еще не сформирована, и, безусловно, она будет наполняться детьми без особенностей. Хотя в любом случае -- вы абсолютно правы -- это не укладывается в нормы кодекса.
-- Заведующая детским садом рассказала, что, когда складывается такое соотношение, родители нормальных детей начинают забирать их из группы. Никто не хочет туда идти именно потому, что в группе слишком много детей с особенностями.
-- Мы обязательно внимательно посмотрим, свяжемся с вами и постараемся помочь.
Кто поможет найти свою траекторию?
-- Моя дочь учится в минском приборостроительном лицее № 6, окончила второй курс, осталось учиться только год. В апреле у нее произошел конфликт с девочками из группы, у дочери случился нервный срыв, ей пришлось обращаться за медицинской помощью, после чего она отказалась посещать лицей. В законе написано, что учащийся имеет право на индивидуальное обучение, но четких разъяснений нет. Что делать? Анна Чермошенцева, Минск.
-- Давайте ваши координаты. Здесь конкретное дело, в котором надо разобраться, я поручу специалисту, мы на месте посмотрим и сделаем все возможное. Вопрос не в том, имеет ли право учащийся на индивидуальное обучение, а в том, возможно ли это в конкретном случае с конкретной специальностью, какие понадобятся дополнительные затраты. Нам очень хочется, чтобы ваша дочь получила специальность, безусловно, и вам хочется. Поэтому мы попробуем найти варианты решения этой проблемы.
-- Мой сын в текущем году успешно окончил общеобразовательную школу, средний балл аттестата приближается к 8. Он особенный ребенок: есть проблемы с мелкой моторикой и координацией, зато сын прекрасно фотографирует, интересуется биологией и географией и по уровню интеллекта мог бы продолжать обучение в ссузе или вузе.
С кем из специалистов системы образования я могу поговорить о дистанционном обучении и индивидуальной образовательной траектории для моего сына? Анна, Минск
-- По вопросу определения образовательного маршрута вы можете обратиться в управление специального образования Министерства образования, тел. (8-017) 222-64-73; по вопросам организации дистанционного обучения -- в управление высшего образования Министерства образования (8-017) 200-71-27.
Кодекс Республики Беларусь об образовании предусматривает, что дистанционная форма получения образования -- вид заочной формы, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий. Прием на нее ведется в том же порядке, что и на заочную форму.
Дистанционная форма обучения внедрена в БГУИР, БНТУ, Белорусско-Российском университет (Могилев), БГУ, Барановичском государственном университете. Программное обеспечение дистанционного обучения лиц с особенностями психофизического развития также разработано, вот только пользоваться им практически некому. В предыдущие годы был объявлен набор на дистанционную форму получения образования в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Полоцком государственном университете, однако желающих получить образование в этой форме не нашлось.
О жизни студенческой
-- Раньше обсуждалась возможность повышения стипендии студентам отдельных специальностей, например, физикам, педагогам. А будут ли в предстоящем учебном году некоторые студенты получать стипендии выше, чем другие? Марина, Минск.
-- Этот вопрос мы внимательно рассматривали год назад и повысили на 10 процентов стипендии студентам педагогических специальностей. Хотя опросы, которые мы проводили, показывают, что престиж специальности размером стипендии не определяется. Небольшое количество респондентов -- по-моему, каждый седьмой -- указали, что для них при выборе будущей профессии и вуза имеет некое значение размер стипендии.
Конечно, для тех, кто уже поступил, очень важно, чтобы их стипендия повышалась. Но если ставить задачу повышения престижа специальности -- а нам очень хотелось бы, чтобы на педагогические и естественно-научные специальности шли самые лучшие студенты, -- то оказывается, что с помощью стипендии мы мало что можем изменить. Практически ничего. Мы обязательно еще раз будем возвращаться к этой теме, анализировать... Кстати, а ваша точка зрения какова?
-- Я думаю, некоторое количество студентов может привлечь повышенная стипендия. Хотя на самом деле специальность надо выбирать по призванию.
-- Правильно, только по призванию.
-- Каким образом будет развиваться в ближайшее время студенческое самоуправление в белорусских университетах? Александр Луцевич, Минск.
-- Молодежный парламент есть в Минске, и он работает. И, по мнению многих, работает хорошо, эффективно, с пользой для молодежи. Очень интересный проект реализуется в Гродно: там открывается городской молодежный центр, обслуживание и управление полностью будут осуществлять студенты. Посмотрим, чем реально он будет наполнен.
Нам очень важно, чтобы студенческое самоуправление реально работало, на уровне вуза, причем с пользой для студентов. Поэтому будем поддерживать все студенческие инициативы, которые направлены на создание благоприятных условий для учебы, повышают социальную активность молодежи.
Нам дорог каждый специалист
-- Существует ли (или планируется к разработке) государственная программа, которая определяет или координирует происходящий сейчас процесс перевода детей из школ с малым набором в более крупные школы, соответствующее транспортное обеспечение, трудоустройство учителей из сокращаемых школ и иные сопутствующие вопросы? Егор Лебедок, депутат Смолевичского районного Совета депутатов.
--Да. Программа развития общего среднего образования предусматривает оптимизацию сети учреждений общего среднего образования, и каждая область, каждый район имеют свой план оптимизации сети на пять лет вперед. С прошлого года мы начали защиту этих проектов в Министерстве образования: каждая область обосновывает и защищает свой план оптимизации сети учреждений образования, в рамках которого закрываются малокомплектные школы или средние реорганизуются в базовые, школы-сад. На текущий год у нас предусмотрено закрытие 114 школ. Во всех этих случаях уже и вопросы трудоустройства учителей определены, и вопросы подвоза детей решаются. Если вы хотите изучить план оптимизации сети школ своего района, обращайтесь в отдел образования районного или городского исполнительного комитета.
-- Просчитывало ли Министерство образования увеличение оттока специалистов из Республики Беларусь в связи с возможным, в перспективе, вступлением Беларуси в Болонский процесс?
-- У нас устоявшаяся система распределения, которая успешно работает. Ситуация с возможной утечкой специалистов из страны определяется не тем, будем ли мы в Болонском процессе и выйдем ли на европейский рынок труда, а тем, насколько привлекательны будут рабочие места в Беларуси для молодежи.
У нас сейчас общий рынок труда с Россией, основная миграция трудовых ресурсов идет здесь. В процессе формирования общий рынок труда в рамках Единого экономического пространства -- нет сомнения, что миграция трудовых ресурсов примет новые направления. Я убежден что Болонский процесс на эти направления повлияет очень и очень незначительно.
После колледжа придется отработать
-- Избежать распределения после получения среднего специального образования можно, лишь поступив на дневное бюджетное отделение вуза. А если хочется продолжать обучение дальше, но удается поступить только на платное отделение? Почему бы не сделать хотя бы "отсрочку" в таких случаях? И. Л. Костюченко.
-- Получил профессию в колледже -- надо работать, иначе зачем человеку профессиональное образование? И родители, и специалисты часто высказывают сожаление о том, что слишком много выпускников школы идут в вузы, а реализовать себя по специальности после получения диплома не могут. Профессиональное образование -- это возможность всегда заработать на хлеб. А получить высшее образование можно в заочной форме.
Слово за родителями
-- Ежегодно в Республике Беларусь разрабатывается и принимается большое количество нормативных правовых актов, а также их изменений и дополнений, касающиеся вопросов семьи и детей. Когда у родителей будет возможность знакомиться с содержанием законопроектов? Леонид Скоробогатый.
-- Такая возможность уже есть, надо обращаться на сайты соответствующих организаций и структур, которые разрабатывают законопроекты. На интернет-ресурсе Палаты представителей Национального собрания можно найти все законопроекты, прошедшие первое чтение. На этом этапе родители и другие граждане страны могут вносить свои предложения, а разработчики их анализируют и учитывают.
Если есть интерес к обсуждению документов на стадии разработки, мы подумаем, как организовать форум на портале Министерства образования. У нас ведь есть соответствующие разделы "Родителям", "Учащимся", "Педагогам", так что постараемся удовлетворить этот интерес.
Выпускники Полесского университета хотят быть молодыми специалистами
-- Сергей Александрович! Обращаюсь к вам от имени выпускников Полесского государственного университета, распределенных в Минск. Учредителем ПолесГУ является Национальный банк Республики Беларусь. К большому сожалению, ввиду того, что в законодательных актах указаны льготы лишь для молодых специалистов, обучавшихся за счет республиканского и (или) местных бюджетов, молодые специалисты -- выпускники Полесского государственного университета не могут, например, быть включены в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также воспользоваться иными льготами, законодательно закрепленными за молодыми специалистами… Валентина Шевчук.
-- Да, мы рассмотрим этот вопрос отдельно, возьмем его на особый контроль.