Колосок к колоску

Источник материала:  

11 июня — начало православного Петрова поста.


11 июня — день памяти преподобномученицы Феодосии.


На эту неделю приходится «сцiплы прысвятак» «Фядосся–каласнiца» — именно сейчас рожь начинает входить в силу, в колос. «Добры i дбайны гаспадар» регулярно обходил свой надел, наблюдая за ростом хлебов, как за ростом ребенка, ведь от состояния поля зависел урожай, благосостояние семьи на весь год. Всегда осматривали ниву после сильных, обильных дождей, гроз и (не дай бог!) града. Большая беда, если на поле «жыта рэдкае» — как говорили, «каласок да каласка гукае».


Рожь — самая важная культура — сильно мифологизирована в народном сознании. Существуют несколько версий происхождения хлеба и связанных с ними своеобразных сюжетов. Так согласно одному из них Бог сбросил на землю один–единственный колос, но с таким крупным зерном, что намолотили сразу целую бочку зерна. По другой версии, хлеба у людей стало не просто достаточно, а в изобилии, он буквально валялся под ногами и совсем не почитался. Увидев это, Бог отобрал хлеб у людей, но голодные животные попросили Всевышнего оставить хоть немного — и получили каждый по колоску. Люди подобрали несколько зернышек, посеяли, вырастили их и с тех пор относились к хлебу с почтением. Так «жыта» стало практически равнозначно понятиям «богатство», «благосостояние», ведь не зря прежде засеянное поле называли «жизнь». Именно в белорусских «жнiўных» песнях и обрядах сохранилось еще и слово «рай» — практически синонимичное хлебу. Выход колоса на ржаном поле становился своеобразным маркером времени цветения различных культур, созревания ранних плодов, появления первых на лесной просеке ягод — алой земляники, синей с дымкой черники. Уже кое–где на песчаных почвах начинали «подкапывать» первую молодую, практически величиной с орешек, «бульбачку». Могут появиться и молодые боровички–колосовики, получившие говорящее само за себя название.


Хотя хорошее, стоящее стеной «жыта» всегда считалось гарантом будущего достатка, иногда слишком тяжелые колосья, со стеблями толщиной чуть ли не в полпальца, воспринимались настороженно, как некий знак беды. По рассказам очевидцев, в 1941 году рожь стояла именно такой непроходимой чащей, а стебель удивлял своей толщиной уже в начале июня. И старики говорили: это «на нядобрае».


Вообще, колос часто встречается в наших сказках практически как живое существо — большой и «умолотный», способный один накормить многих. На северо–западных территориях Беларуси прежде существовал обычай сохранять несколько колосьев до самого Рождества и забрасывать их на крышу дома, чтобы подкормить птиц, которые у всех европейских народов считаются посредниками между тем и этим светом или вовсе душами предков.


Сон в руку


Копать землю — для вас раскроются какие–то важные, до этого времени скрытые дела, которые благополучно разрешатся.


Зеленые всходы на грядках, полный огород — к прибыли, деньгам; пустой, убранный — к серьезным тратам, денежным проблемам.


Осматривать домашнее хозяйство — к большим проблемам, нужно быть очень осторожным по отношению к своим вещам, имуществу, может случиться кража.


Полоть, рвать сорную траву — в ближайшее время придется решать какие–то проблемы, общаться с недоброжелателями, отстаивать свои интересы.


Измерять свои земельные владения, обозначать свою территорию колышками — к потере чего–то важного и значительного.


Плуг править — к большой, тяжелой, но полезной работе.

Фото: Александр КУЛЕВСКИЙ

←Эх, прокaчусь

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика