Не дать пропасть таланту
Скептики говорят: если сам не умеешь пробивать лбом стену — пиши пропало. Ни на чью помощь и не надейся. Твой талант — твое личное дело. А вот многие из знаменитостей утверждают обратное. Им, наоборот, в самом начале пути повстречались этакие регулировщики, которые показали верную дорожку. Вот Максим Горький однажды заметил талант писателя Александра Новоселова и дал путевку в жизнь в своем журнале «Летопись». Бертольд Брехт тоже прошел своеобразный мастер–класс у мэтра Леона Фейхтвангера. А актеры «Табакерки»? Никто из ее звезд от Миронова до Машкова не скрывает: без Олега Табакова путь в искусство был бы им, наверное, закрыт. Пожалуй, именно такие функции регулировщика и были возложены на созданный у нас по требованию Президента электронный банк данных молодых талантов. Главное — заметить каждое дарование и помочь раскрыть способности на все сто.
Сейчас в банке числятся более 5,5 тысячи человек. Но есть ли от этого эффект для страны? Кто из ребят применяет свой талант на практике? Как? Увы, ответы на эти вопросы находятся не всегда. Не случайно Президент недавно критиковал чиновников, которые заформализировали хорошее дело. Ведь случается порой: нашли самых одаренных, внесли их фамилии в общий список, зафиксировали первые достижения и... Забыли? На этом забота о золотом запасе страны заканчивается? Александр Лукашенко принципиален: «Мы это исправим». Эти слова ответственные должностные лица должны воспринять как прямое распоряжение.
На каком этапе система сопровождения молодых дарований пока дает сбои? Руководит ли молодой дирижер оркестром или вынужден надеяться на случайные заработки? Нашел ли себя в науке неоднократный призер международных олимпиад по программированию? Есть ли исчерпывающие данные по каждой из персоналий списка? Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно–техническому прогрессу Владимир Зданович, с одной стороны, убежден: сама система по выявлению талантливой молодежи хороша. Ведь будущих ученых, музыкантов, художников взращивают практически со школьной скамьи. А вот после окончания вуза начинаются проблемы. Казалось бы, устраивается человек на работу — следом должны прийти документы о том, какие конкурсы он выигрывал, каких премий удостоен. И рекомендации: в чем может себя проявить с полной отдачей. Но... Лауреату президентской премии, талантливейшему музыканту предлагают работать... школьным учителем музыки. Победитель всевозможных олимпиад, обладатель красного диплома еле находит работу в провинциальном городке! Почему так происходит?
По идее, каждый шаг стипендиатов президентских фондов отслеживается Республиканским институтом профессионального образования, Академией последипломного образования, Республиканским институтом высшей школы. Если уж потерялась «звездочка» — ее обязательно должны найти. Но есть ведь и те, кто только в начале пути. Титулов еще не завоевал, но подает немалые надежды. Кто возьмет под опеку самых скромных и молчаливых, поможет им заявить о себе? Ведь иной раз о своих успехах они попросту стесняются говорить. Владимир Зданович как–то предлагал закрепить за каждым талантом личного менеджера. Есть же у футболистов агенты, у артистов — продюсеры. Идея достойна обсуждения. Хотя бы потому, что менеджеры могли бы подыскивать работу для своих подопечных здесь, на родине. Ведь есть еще одна очевидная цель — не допустить утечки умов. Такими сокровищами разбрасываться чревато.
Мир открыт. У молодых возможностей масса. Например, сотрудничать с международными научными фондами. Участвовать в программах студенческих обменов. Но зачастую такая работа ведется на общественных началах. В частном порядке. А логичнее, пожалуй, было бы взять над ней патронат государству. Чтобы стажировки и учеба за границей организовывались под определенные обязательства. Есть наглядный пример. Молодые китайцы набираются знаний по всему свету и возвращаются на родину уже с новыми идеями, замыслами. Для страны — огромная польза. Она собирает знания по свету, а не рассеивает по нему свой интеллектуальный потенциал.
Есть над чем задуматься, и очень серьезно. Работа с талантами — не кампанейщина. Затеяна она не для галочки. Не для красивых слов. Прежде всего — для правильных дел. Для реальной отдачи. Мир развивается стремительно. Если сегодня не думать о тех, кто будет завтра олицетворять нашу науку, управлять экономикой, представлять страну в искусстве, отстанем безнадежно. Позволю себе простое сравнение. Здесь чуть сойдешь с лыжни, мимо тут же аэросани со свистом пронесутся. И уже не догонишь. Если кто–то считает иначе — беда. Леность и формализм крайне опасны.
Автор публикации: Инна КАБЫШЕВА