Хирурги Беларуси провели «трехэтажную» операцию
Вячеслав Янушко. Заместитель директора по кардиохирургической помощи РНПЦ «Кардиология». Академик АМН Беларуси, профессор, доктор медицинских наук, главный внештатный сосудистый хирург Министерства здравоохранения Беларуси, председатель Белорусской ассоциации ангиологов и сосудистых хирургов. |
В Республиканском научно-практическом центре «Кардиология» в Минске проведена уникальная операция, которая наверняка войдет в историю медицины. О ее подробностях интернет-газете Naviny.by рассказал заместитель директора по кардиохирургической помощи РНПЦ «Кардиология», академик АМН Беларуси, профессор Вячеслав Янушко.
— Больной 57 лет, житель Бреста, поступил к нам в очень плохом состоянии. Это был «махровый» атеросклеротик. Как известно, более чем у 60 процентов больных с патологией артерий имеется поражение двух или более артериальных бассейнов, значимых для жизни. Так вот, у этого больного были выраженные поражения коронарных артерий, брюшной аорты, артерий, которые снабжают ноги. Плюс ко всему на фоне недостатка кровообращения на голени образовалась трофическая язва больших размеров — примерно 15 квадратных сантиметров.
Встал вопрос — что делать? Ведущая проблема этого больного — периферические сосуды, бедренные артерии. Но оперировать их без замены брюшной аорты невозможно. То есть, проблемы надо решать сразу на двух «этажах». А учитывая, что у больного еще и поражение коронарных артерий, то, выполняя такую операцию, мы рисковали потерять человека в результате инфаркта миокарда. Если же оперировать только коронарные артерии, то во время подключения искусственного кровообращения из-за снижения давления и скорости кровотока могли наступить необратимые изменения в артериях нижних конечностей, что грозит гангреной и смертью.
Решили рискнуть – и впервые в СНГ провели одномоментную операцию, которая заключалась, во-первых, в реваскуляризации миокарда; во-вторых, в протезировании брюшной аорты; и в-третьих, в бедренно-подколенном аутошунтировании (то есть, участком собственной вены больного зашунтировали его бедренную артерию.) Образно говоря, операция была выполнена сразу на трех «этажах».
— И с каким результатом?
— Через пару дней я увидел этого больного гуляющим на улице, без костылей и даже палки, хотя раньше он и садился-то с трудом.
Это чудо объясняется тем, что за счет протезирования брюшной аорты и шунтирования одной из бедренных артерий значительно улучшилось кровоснабжение нижних конечностей, ноги буквально ожили. Трофическая язва, кстати, тоже стала очищаться. Плюс к этому показатели работы сердца после аортокоронарного шунтирования тоже значительно улучшились.
Кстати, мы уже рассматриваем вопрос о выписке этого больного. А спустя примерно месяц он будет госпитализирован снова для выполнения дерматопластики, чтобы закрыть лоскутком его же кожи место язвы на ноге.
Раньше бы сказали, что такой больной абсолютно неоперабелен, потому что сосудистый хирург однозначно не берется что-то делать из-за проблем с сердцем, а кардиохирурги — из-за выраженных трофических изменений на ногах, угрожающих гангреной.
— Благодаря чему эта операция все-таки стала возможна?
— В первую очередь – благодаря тому, что она выполнялась в нашем центре, где сосредоточены последние достижения кардио- и сосудистой хирургии. Эта операция выполнялась двумя бригадами: опытных кардиохирургов и сосудистых хирургов. Когда началась работа на открытом сердце, готовилась площадка для реконструктивной хирургии на периферических сосудах и аорте…
— Придется Вашему больному менять паспорт — его возраст теперь не соответствует состоянию здоровья :)
— Вот выполним еще дерматопластику на месте язвы, проведем шунтирование сонных артерий, которые тоже забиты склеротическими бляшками, — и пусть идет в ЗАГС за новым паспортом. Хотя мы его не омолодили, а просто вернули в состояние, соответствующее его возрасту. Теперь он нормальный мужчина 57 лет, у которого впереди — новая жизнь.
А ведь он много перенес — и физически, и психологически. Спал с опущенной с кровати ногой, мучался от болей, практически не вставал… Это очень тяжелая категория больных, они быстро выматываются психологически, что только усугубляет течение болезни.
— Эта операция будет описана в интересах развития медицины?
— Конечно. Это еще один шаг вперед и мы поделимся опытом с коллегами.
Насколько я знаю, в России тоже уже была выполнена одномоментная операция по аорто-коронарному шунтированию и эндопротезированию брюшной аорты при аневризме. Но это, разумеется, менее сложное вмешательство, чем то, которое провели мы.
Александр МАЛИНОВСКИЙ