"Жди меня" - честная программа
С Дмитрием Пустильником мы встретились в фойе минского кинотеатра "Москва", внутри которого находится Театр-студия киноактера - в нем артист и служит. А еще он - соведущий программы "Жди меня. Беларусь", каждую пятницу выходящей на канале ОНТ. Расположившись в мягких креслах на втором этаже, мы говорили с ним о театре, кино и телепроекте.
Из физиков в лирики
- Прямо с репетиции, Дмитрий?
- Да. Репетируем пьесу Кондрата Крапивы "Хто смяецца апошнiм", это премьера - ее ставит Олег Киреев. Играю Зелкина. Персонаж, идущий вразрез с теми ролями, которые я в основном исполнял в кино, - бандитов и офицеров. Хотя нечто подобное у меня было в лентах Елены Туровой, у которой я творчески похулиганил в "Новогодних приключениях в июле" и "Рыжике в Зазеркалье".
- У вас сейчас много центральных ролей в театре?
- Клеон в "Забыть Герострата", собака Крепыш в "Очень простой истории", Понтий Пилат в "Мастере и Маргарите"...
- А в обычной жизни вы лидер?
- Я не из тех, кто всегда, с самого рождения ведет за собой людей. Но если возникнет необходимость, то проявить инициативу, увлечь и возглавить смогу! Я больше неформальный лидер, философско-созерцательный такой. Как-то случилось, что нужно было выбираться из тупика, когда во что-то непонятное смешались личная и творческая жизнь, и я нашел выход в том, чтобы... поставить спектакль. Собрал в него все три пьесы Александра Островского о Бальзаминове - "Праздничный сон до обеда", "Свои собаки грызутся, чужая не приставай!", "Женитьба Бальзаминова". И он под названием "Праздничный сон, или Женитьба Миши Бальзаминова" несколько лет с успехом шел в Могилевском областном драматическом театре.
- По окончании школы в Театральное училище имени Щукина вас не взяли. С чем провалились?
- Читал Маяковского "Хорошее отношение к лошадям", рассказы Шукшина, стихотворения Пушкина. Я и в ГИТИС пробовал поступать, и в "Щепку", однако не сложилось. Как я потом понял, те, кто набирал курсы, подбирали себе студентов уже под будущие конкретные работы на весь срок обучения. Значит, они меня среди типажей не видели. Москва - история жесткая, она тебя либо ломает, либо принимает, третьего не дано. А окончил я Могилевский машиностроительный институт, стал инженером промышленного и гражданского строительства. Тот самый случай, когда родители говорят: сынок, твое увлечение театром - это здорово, но сначала получи профессию, которая точно сможет кормить. Но от своей мечты стать актером я не отказался...
- ...и в Белорусской государственной академии искусств получили аж две специальности!
- "Актер театра и кино" и "Режиссура театра". Дипломный спектакль у меня был по пьесе Робера Тома "Ловушка для..." - иронический детектив (он знаком телезрителям по фильму "Ловушка для одинокого мужчины", в котором сыграли Караченцов, Яковлев и другие).
- А как возник в вашей судьбе Театр киноактера?
- Благодаря Олегу Кирееву - мы с ним вместе учились в академии. В ней он ставил как режиссер "Мастера и Маргариту", Олег мне предложил на выбор две роли - Воланда или Понтия Пилата. Я выбрал Пилата. Киреев после академии оказался в Театре-студии киноактера, где восстановил "Мастера", куда меня и позвал. Посмотрев, как я играю, руководство театра в лице Александра Васильевича Ефремова, в свою очередь, предложило работу в нем. С середины 2000-х там и служу.
- Когда позвали в кино?
- Все как-то параллельно было. Первую роль я сыграл в 1999-м, еще будучи студентом, - в картине Вячеслава Никифорова "Рейнджер из атомной зоны": рыбака - в микроэпизодике. А этапной считаю роль капитана в фильме Петра Кривостаненко "Еще о войне" 2004 года. Сперва хотели сделать короткометражку минут на 20 - 30, а потом, посмотрев отснятые сцены, Министерство культуры добавило финансов, чтобы получился полный метр. И после этой ленты у меня начала развиваться история с кинематографом.
- Копаясь в интернете, нашел на одном из сайтов такое сообщение от вашей дочери Маши: "Папа прекрасный актер. Папочка - ты самый лучший!"
- (Смеется.)
"Только дождись меня..."
- Что-то наподобие репетиций проводите перед съемками программы "Жди меня. Беларусь"?
- Уже нет. Раньше, когда мы начинали и надо было войти в эту телевизионную кухню, притирались не без сложностей. А сегодня я просто получаю сценарий и мы в конкретный день его сверяем - с Москвой есть предварительные тракты, и выходим в эфир.
- Как оказались в проекте?
- Я только-только приехал с фестиваля "Киношок", как вдруг - звонок: ОНТ предлагает пройти кастинг на одного из ведущих совместного проекта - спецвыпуска российского Первого канала для Беларуси. Я согласился. По-моему, пробовался дня три. Было чуть ли не 40 претендентов. Однако руководство ОНТ - Григорий Леонидович Кисель и Андрей Давидович Басс, и, естественно, московский продюсер программы Сергей Анатольевич Кушнерев и продюсеры телекомпании "ВИД" утвердили меня.
- Сначала выбрали мужчину-ведущего, а потом женщину? Или наоборот? Это же как в космос лететь: нужно, чтобы партнеры по своим человеческим качествам подходили друг другу...
- Мне помнится, что первого искали мужчину.
- Делаете замечания вашей партнерше - Юлии Кадушкевич? Или она вам?
- У нас с ней замечательные отношения, очень доверительные. Мы ведь с Юлей знакомы по академии, вместе снимались в клипе, а потому были готовы работать сообща и здесь. А вот вокруг нас действительно много тех, кто дает ценные указания!
- Случайно ли, что дебютный выпуск программы вышел в 2009 году аккурат в ваш день рождения - 31 октября?
- Абсолютная для меня неожиданность! Действительно случай, не думаю, что это была находка ТВ. Правда, я уже заранее знал, когда будет первый эфир.
- Кто основной зритель проекта?
- Люди среднего поколения. Как пошутил мой друг: "Ты звезда пенсионеров!"
- Ведущий "Жди меня. Беларусь" Дмитрий Пустильник рассматривает проект как очередную роль?
- Нет. Когда ты видишь все эти истории, проходящие перед твоими глазами, играть что-либо... невозможно. А в чем помогает профессия - владеть аудиторией и контролировать эмоции. Иной раз от услышанного все внутри просто зашкаливает, нужно уметь держать себя в руках.
- Например?
- Расскажу пронзительнейшую историю, которая заставила рыдать две студии - минскую и московскую. Чеченские события, Грозный, дедушка вывозит из него в Беларусь своего внука. Потом пожилой человек умирает, и пятилетний мальчик оказывается в детдоме. А его мать, сначала оставшаяся в Грозном, а затем переезжавшая из города в город, все это время ищет ребенка. 15 лет. И нашли они друг друга, послав заявки на передачу. И вот мама заходит в студию, в которой уже сидит ее сын... Она вся белая-белая, буквально в предобморочном состоянии... Атмосфера в обеих студиях сжалась, как пружина... Сейчас они вместе.
- Дмитрий, я понимаю, что нынешнее телевидение - шоу. Нет рейтинга - нет программы. Но не слишком ли это, когда в проекте препарируются судьбы живых людей, пусть даже и с благими намерениями? Ведь у кого-то из них от избытка чувств сердце может и не выдержать...
- ...Нас порой спрашивают, а не театрализовано ли все у вас, не постановочно ли? Ребята, я веду очень честную программу - с конкретными людьми и событиями. В ней нет ничего придуманного, единственное - она упакована в определенную конструкцию, чего требует жанр. Я помню историю, когда дедушка искал какого-то своего родственника и чуть ли не скандал устроил во время записи, мол, что вы мне лапшу на уши вешаете, никто у вас тут никого взаправду не находит, все подставное. И тут я ввожу в студию его близких... Возвращаюсь к вашим сомнениям. Авторы программы перед записью тщательно анализируют тех, кто будет в ней участвовать, прогнозируют возможные ситуации. Поэтому, если есть предположение, что человек может как-то неадекватно среагировать, мы иногда устраиваем нашим героям встречу вне студии. К тому же на каждой программе дежурит врач.
- Отказывают ли кому-нибудь в поиске людей?
- Бывает. Когда та сторона, которую ищут, не желает, чтобы ее нашли. Когда человек кардинально меняет свою жизнь и хочет, чтобы ему ничто не напоминало о прошлом.
- Вы кого-нибудь хотели найти?
- Было такое желание... Но я не смог себе ответить на вопрос - хорошо, человек найдется, а что дальше?..
Автор публикации: Олег КЛИМОВ
Фото: Александр РУЖЕЧКА