Кто мешает белорусскому спутнику выйти на орбиту?
Запуск белорусского спутника, похоже, откладывается на неопределенный срок. Выводу группы спутников, в том числе и белорусского, с космодрома Байконур препятствует Казахстан, пишут российские СМИ со ссылкой на источники. Между тем эксперт в области космических исследований с белорусской стороны заявил Naviny.by, что к задержке запуска космических аппаратов причастна российская сторона. Создаваемый российскими специалистами белорусский спутник по своим техническим характеристикам попросту не готов к выводу на орбиту.
Запуск белорусского спутника в этом году переносился несколько раз из-за затянувшихся предварительных наземных испытаний. Последняя озвученная дата вывода спутника на орбиту — 21 июня. Причем, на этот день был назначен запуск с Байконура ракеты-носителя «Союз» с пятью космическими аппаратами — Белорусским космическим аппаратом (БКА), российским спутником дистанционного зондирования Земли «Канопус-В», первым научным мини-спутником на базе платформы «Карат» МКА-ПН1 («Зонд-ПП»), канадским ADS-1B и немецким TET-1.
Правда, и эту дату источники в ракетно-космической отрасли России называли рабочей, и, похоже, не ошиблись. Существует вероятность, что несколько запланированных на лето космических запусков с космодрома Байконур вообще могут быть отменены.
По данным российских СМИ, вывод спутников на орбиту заблокирован по вине Казахстана. Партнер по Таможенному союзу затягивает выдачу разрешения на использование своей территории в качестве района падения первых ступеней ракет-носителей «Союз». Казахстан требует, чтобы было заключено специальное межправительственное соглашение.
В Федеральном российском космическом агентстве «Роскосмос» Naviny.by подтвердили, что «появившаяся информация о возможной отмене запуска спутников из-за позиции Казахстана соответствует действительности».
Как поясняет «Коммерсант», спутники должны быть выведены на солнечно-синхронную орбиту, а для этого космические аппараты запускаются в северном направлении. Первая ступень ракеты-носителя «Союз» должна упасть на территории Кустанайской и Актюбинской областей на севере Казахстана — в районе, который используется довольно редко. Поэтому России требуется специальное разрешение на использование данного района падения, а Казахстан его не выдает.
«Налицо искусственное затягивание сроков. В связи с этим мы просто не можем выполнить не только свои, но и международные обязательства», — прокомментировал ситуацию источник издания.
Он пояснил, что Казахстан хочет подписания межправительственного соглашения, в котором были бы учтены не только сроки использования районов падения, но и дополнительная плата за подобные пуски. «С учетом того, что поля падения находятся в зоне отчуждения, от нас фактически требуют дополнения к плате за аренду Байконура. Несмотря ни на что мы согласились начать работу по созданию такого рода соглашения, поскольку коммерческие запуски немаловажны», — уточнил источник.
Представители казахстанской стороны пока официально никак не отреагировали на предъявляемые претензии. Однако, как подтвердил Naviny.by заместитель председателя Национального космического агентства Республики Казахстан Меирбек Молдабеков, проблема с запуском спутников действительно связана с межправсоглашением, текст которого, по словам представителя НКА РК, Казахстан направил на согласование России еще в прошлом году.
«Действительно, не урегулирована правовая сторона этого вопроса. Речь идет о запусках спутников и использовании на территории Казахстана новых районов для падения первой ступени ракеты-носителя. Однако новые районы не прописаны в договорах аренды. Поэтому они могут быть использованы только на основе заключения межправсоглашения. Казахстанская сторона отработала текст соглашение и более полугода назад направила России. И согласование идет на российской стороне. Задержка связана только с этим», — рассказал Меирбек Молдабеков.
Между тем эксперт в области космических исследований с белорусской стороны заявил, что в отсрочке запуска белорусского спутника заинтересована российская сторона. И поэтому большой вопрос, кто больше причастен к задержке вывода космических аппаратов на орбиту.
«Это тот самый случай, когда при наличии проблем с реализацией проекта, то есть с запуском нормального, соответствующего всем требованиям космического аппарата, ищут крайних. В данном случае крайним пытаются выставить Казахстан. Но, на мой взгляд, это просто игра с российской стороны, чтобы оправдать невозможность запуска планируемых космических аппаратов в ранее оговоренные сроки», — подчеркнул эксперт.
По его словам, если бы все сводились только к правовой стороне вопроса, в частности, к блокированию именно Казахстаном запуска спутников, к проблеме уже была бы привлечена тяжелая артиллерия.
«Думаю, эти вопросы были бы подняты на высшем уровне. Но президент Казахстана Назарбаев встречался и с Путиным, и с Лукашенко, и, насколько я знаю, ни одна из сторон «космические» проблемы не поднимала. Значит, не было такой необходимости», — считает собеседник. По мнению эксперта, все гораздо проще. «Запускать, по сути, нечего», — отметил он.
Напомним, ранее источник в ракетно-космической отрасли России заявлял, что у белорусских специалистов есть повод для беспокойства не только по поводу успешного запуска белорусского спутника, но и его работы.
«Оптимизма и уверенности в том, что спутник заработает в соответствии с нашими ожиданиями, на самом деле не так много, как хотелось бы. И это связано с работой российского партнера — научно-производственного предприятия «Всероссийский научно-исследовательский институт электромеханики», которое создает спутник в сотрудничестве с Национальной академией наук. Ни один из спутников, в создании которых участвовала эта компания, не работает нормально. Статистика последних лет не в пользу оптимистичного прогноза», — пояснил тогда источник.
Белорусский эксперт со своей стороны отметил, что в реализации проекта по созданию Белорусского космического аппарата серьезных улучшений не произошло. «Те, кто задействован в создании спутника, предпринимали меры, чтобы космический аппарат мог хоть как-то работать. Но, похоже на то, что даже с выполнением такой задачи-минимума не все гладко», — отметил эксперт.
Он подчеркнул, что, по имеющейся у белорусской стороны информации, необходимы радикальные изменения и проекта, и самого спутника. «Требуется принципиальная переработка космической платформы, системы управления космическим аппаратом. Конечно, мы все-таки надеемся, что всё получится так, как планировали, но эта надежда очень слабая», — констатировал эксперт.
Андрей КОЖЕМЯКИН