Анонс майского номера журнала "Дело"

Источник материала:
22.05.2012 15:36 — Новости Общества

Электронную версию журнала можно купить здесь.

Продажи алкоголя в Беларуси растут, а его производство по-прежнему является высокорентабельным бизнесом

В это сложно поверить, но Беларусь стабильно входит в мировой ТОП-10 как по объему производства крепкого алкоголя, так и по его потреблению. Несмотря на то, что в 2011 году средние цены на крепкий алкоголь в стране выросли в 2,6-2,7 раза, физические продажи водки и ликероводочных изделий увеличились на 17,7%!

В свете этих цифр становится понятным то упорство, с которым наше государство защищает свой алкогольный рынок от посягательств частного бизнеса и, прежде всего, от иностранных производителей. До сих пор правительство утверждает перечень продукции, которая может ввозиться в страну и список импортеров, которые имеют право поставлять импортный алкоголь в Беларусь. В 2012-м число таких компаний увеличилось с 25 до 29.

В последнее время на белорусском алкогольном рынке наблюдаются интересные коллизии, которые вытекают из общей логики развития экономической ситуации в стране. Во-первых, растут продажи водки. Так, в 2011 году, по сравнению с 2010-м, они увеличились на 18,1%, и рыночная доля водки в общем объеме потребления алкоголя составила 46,4% ( 3,6%). А уже в январе она возросла до 51,3%!

Во-вторых, продажи коньяка и бренди резко падают. Их доля в общем объеме рынка и в 2011-м была исчезающе мала – всего 1,4%. А в январе продажи коньяков рухнули сразу на 31,5%, и практически все торговые сети отметили проблемы со сбытом этого напитка.

В-третьих, несмотря на падение спроса на более дорогие виды продукции, «Белгоспищепром» всячески поощряет подведомственные предприятия к увеличению лицензионного производства и бутилирования традиционно импортных напитков. Так, в 2011 году организации концерна произвели 218 тыс. дал коньяка, что на 1,9% больше, чем в 2010 году. Производство виски увеличилось на 11,1% (до 31 тыс. дал. или  400 тыс. бутылок). В 2011 году «Минск Кристалл» впервые начал разливать кубинский ром. Его выпуск составил 2,4 тыс. дал. Продолжалось и лицензионное производство водки Nemiroff

Кстати, на 2012 год квота на производство водки и ликероводочных изделий в Беларуси снова повышена – на 7,3% до 20,02 млн. дал. При этом правительство рассчитывает на наращивание экспорта. За пять последних лет объем экспортируемого концерном «Белгоспищепром» алкоголя уже вырос в 15 раз. Только за 2011 год экспорт белорусской водки увеличился в 3 раза (с 482 тыс. дал до почти 1,5 млн.). Интересный факт – на российский рынок до недавнего времени приходилось менее 20% экспортных поставок. Львиная доля экспорта (более 1,3 млн. дал) – поставки на рынок Евросоюза (в основном, в Литву и Латвию).

Подробнее об этом – читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – образование и карьера. А из рубрики «Личный капитал» вы сможете узнать, как заработать на рынке облигаций.

Автодилеры прогнозируют новый виток ажиотажного спроса на автомобили и дальнейший рост цен

Белорусскому авторынку вновь придется пройти через огонь и воду. Сейчас на нем наблюдается определенное затишье, хотя небольшой рост продаж дилеры все-таки отмечают. Если в первом квартале 2011 года, по сравнению с 2010-м, он был довольно ощутимым (за январь-март дилеры продали 2476 авто), то в 2012-м продажи идут практически на уровне прошлого года. Что касается цен, то пока они выросли незначительно. Вместо обещанного повышения на 15%, в реальности цены выросли на 3-7%.

Рынок замер в ожидании нововведений, которые связаны со вступлением России в ВТО с 1 августа 2012 года. Действующие правила этой организации потребуют от нашей восточной соседки снижения ставок таможенных пошлин на новые авто с 30% до 25%, что непременно должно сказаться и на Беларуси. Хотя процедура изменения ставок и будет растянута во времени.

Однако в краткосрочной перспективе перед рынком стоит другая угроза: совсем недавно Минпромторг России подготовил поправки к Закону «Об отходах производства и потребления». Они предполагают введение с 1 августа 2012 года специального утилизационного сбора, который должен взиматься при покупке автомобилей. Для легковых авто Россия предлагает базовую ставку сбора в 20 тыс. российских рублей! Даже за автомобиль с объемом двигателя менее 1300 куб. см., произведенный в России, придется доплатить 10 тыс. руб.

Как считают эксперты журнала «Дело», экология здесь не при чем: из-за вступления в ВТО России придется отказаться от самого эффективного способа защиты своего авторынка – пошлин. Поэтому новый налог – всего лишь альтернативный способ отбить у автовладельцев из стран ЕЭП желание покупать импортные машины. Но у участников рынка есть обоснованные сомнения в реальной готовности российской автомобильной промышленности обеспечить весь рынок Таможенного союза легковыми автомобилями. Ведь для замещения их импорта только в России необходимо увеличить ежегодное производство на миллион штук, то есть удвоить! Однако, по оценкам аналитиков RBC Research, объем производства новых легковых автомобилей в России в 2012 году может даже снизиться на 2%.

Пока не понятно, будет ли этот закон продублирован в Беларуси и Казахстане, хотя дилеры склоняются к худшему варианту. В этом случае Беларусь вновь может столкнуться с витком ажиотажного спроса на автомобили, правда, он будет кратковременным и пик его придется на июль 2012 года. Причем на этот раз ажиотаж коснется преимущественно новых авто.

Подробнее об этом – читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – образование и карьера. А из рубрики «Личный капитал» вы сможете узнать, как заработать на рынке облигаций.

В современном бизнес-образовании нуждаются 7 из 10 белорусских менеджеров.

В развитых странах диплом выпускника бизнес-школы уже давно открывает дорогу карьерного роста для управленцев. На мировом рынке труда диплом МВА увеличивает зарплату наемных «топов» в среднем на 25-30%. Кроме того, по мнению экспертов и выпускников бизнес-школ, польза от такого обучения лишь на 50% состоит из знаний и навыков, а еще на 50% – из деловых связей, которые завязываются на «уроках».

В Беларуси МВА уже несколько лет представлено всего тремя вариантами. Первый и основной – программа Executive МВА Бизнес-школы ИПМ. Это классический 1,5-летний курс обучения для топов и владельцев бизнеса. Еще один игрок на этом рынке – Консалтинговая группа «Здесь и Сейчас» со своей программой «Business Maximum» в формате «Мини-МВА», которая приближена к управленческим программам европейских бизнес-школ. Наконец, БГУ уже несколько лет предлагает на рынке курс General МВА.

О том, что рынок МВА не заполнен и может расти очень значительно, свидетельствует простая математика. По разным подсчетам, три белорусские бизнес-школы за все время работы выпустили от 1,5 тыс. до 2 тыс. менеджеров. Это – капля в море, если учесть, что сегодня потребность одной крупной белорусской компании в менеджерах составляет от 300 до 600 человек.  Ко всему прочему, спрос на МВА в Беларуси не сократился даже в период кризиса. По некоторым оценкам, примерно из 300 тыс. белорусских управленцев высшего звена не более 3-5% имеют современное бизнес-образование.

Стоимость обучения в наиболее престижных школах США и Европы довольно значительна и составляет в среднем от $70 тыс. до $90 тыс. А с учетом всех накладных затрат оно обойдется примерно в $150 тыс. В Москве, в «Сколково», ценник куда гуманнее – порядка $50 тыс. Между тем, белорусская 1,5-годичная программа Executive МВА в ИПМ стоит $12,9 тыс. Как говорится, почувствуйте разницу!

Подробнее об этом – читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – образование и карьера. А из рубрики «Личный капитал» вы сможете узнать, как заработать на рынке облигаций.

Количество платных мест в белорусских вузах достигло потолка, но, тем не менее, продолжает расти

Спрос на платное обучение в Беларуси растет. В этих условиях государственные университеты стремятся использовать свой статус по максимуму: ориентируясь на растущий спрос, они постоянно увеличивают количество платных мест. Частным же вузам работать становится все труднее. Большинство из них в прошлом году не выполнили план приема ни по одной специальности.

У государственного бюджета свои приоритеты. В первую очередь здесь финансируется обучение по специальностям, которые или уже востребованы в госсекторе, или, как ожидается, будут необходимы в будущем. В последние годы за счет государственного финансирования увеличился приём на направления, связанные с био-, нано- и информационными технологиями, а также строительством и энергетикой. А вот предпочтения абитуриентов – совсем другие: каждый четвертый студент упорно выбирает специальность экономического профиля.

Сейчас в стране явный избыток неопытных экономистов, менеджеров, правоведов. И, поскольку эти специальности не входят в число приоритетов государства, на этих профилях ежегодно сокращаются бюджетные места. Для специальностей, которые не востребованы в государственном секторе экономики, но по-прежнему популярны у населения, предлагается использовать рыночные механизмы ценообразования и полностью убрать бюджетные дотации.

А вот перечень предложений в частных вузах (их в Беларуси всего 10) включает как раз такие специальности – «экономика и управление на предприятии», «маркетинг», «менеджмент», «коммерческая деятельность», «правоведение», «финансы и кредит», «бухгалтерский учет, анализ и аудит», а также «современные иностранные языки», «психология», «дизайн». В последнее время частные институты стали предлагать еще одно модное веяние – «бизнес-администрирование».

Последняя вступительная кампания оказалась для большинства вузов частной формы собственности практически провальной. Большинство из них не выполнили план приема ни по одной (!) специальности, а кое-где на несколько специальностей не было подано ни одного заявления. По мнению специалистов, ситуацию мог бы спасти демографический подъём, но его пока, увы, не предвидится. Поэтому у частных вузов есть лишь одно очевидное преимущество – относительно низкие цены. На текущий момент они колеблются в пределах Br 4 млн.- 7,5 млн. в год на дневной форме обучения и Br2,2 млн.-3,5 млн. – на заочной.

Подробнее об этом – читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – образование и карьера. А из рубрики «Личный капитал» вы сможете узнать, как заработать на рынке облигаций.

90% участников бизнес-тренингов и семинаров в Беларуси – представители частного бизнеса 

За парту сегодня садятся управленцы самых разных уровней: как владельцы компаний, так и руководители среднего звена. По словам экспертов журнала «Дело», в Беларуси бизнес-образование чаще стремятся получить руководители частных компаний. Конечно, роль студентов примеряют на себя и директора государственных предприятий, но значительно реже. Их в общей массе обучающихся «без отрыва от производства» не более 10%. Хотя количество сотрудников госкомпаний, желающих получить современные знания, постепенно увеличивается.

В Беларуси все еще нередки случаи, когда директора компаний, помимо своей непосредственной работы, активно занимаются вопросами маркетинга. На бизнесе такое совмещение, как правило, сказывается отрицательно. Поэтому все чаще они приходят к пониманию необходимости подготовить заместителя, знающего как выстроить систему маркетинга, осуществлять маркетинговое планирование и увеличить продажи. К услугам бизнес-педагогов также прибегают и сами работники, которые строят планы карьерного роста – например, рассчитывают занять более высокую должность или повысить свою ценность на рынке труда.

В роли учителей в этом сегменте рынка бизнес-образования, как правило, выступают профессиональные бизнес-консультанты. Т.е. люди, которые успели поработать в разных отраслях и накопили серьезный практический опыт. Этот опыт (или, как принято говорить – «кейсы») и ложится в основу содержания большинства лекций и семинаров. При этом главными факторами ценообразования в этом сегменте рынка являются профессионализм тренера и время, затраченное компанией на подготовку курса. Например, стандартные открытые тренинги для специалистов среднего звена (маркетологов, логистов, менеджеров по персоналу и др.) из разных компаний стоят обычно от $100 до $300, а то же самое для «топов» – уже $300-500. А если в Беларусь заглянуло «светило» маркетинга или менеджмента из России, Украины или ЕС, то его семинар может стоить $500 и даже $1000 на одного слушателя.

Спрос на «краткосрочное» бизнес-образование в Беларуси медленно, но верно растет, прежде всего, по причине доступности – как ценовой, так и с точки зрения затраченного на обучение времени. Сегодня только в Минске ежегодно проводятся сотни тренингов и бизнес-семинаров.

Подробнее об этом – читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – образование и карьера. А из рубрики «Личный капитал» вы сможете узнать, как заработать на рынке облигаций.

Основные слагаемые успеха любой автомойки – выгодное месторасположение и грамотно организованный бизнес-процесс

Машин на улицах белорусских городов становится все больше. Поэтому бизнес, связанный с их обслуживанием, является довольно перспективным с точки зрения вложения капитала. По словам специалистов, «раскрученных» моек в столице – около десятка, всего же, с учетом «гаражного сервиса», их не менее тысячи. Тем не менее, рынок еще не насыщен, и возможность выйти на него есть. Первоначальные затраты в этом бизнесе оценить сложно, поскольку они зависят от типа автомойки, ее масштабов и укомплектованности. Тем не менее, считаются нормой минимальные затраты в расчете на одно машино-место в размере примерно $20 тыс.

По словам экспертов журнала «Дело», главным конкурентным преимуществом любой автомойки является удачное месторасположение. В Минске такое место сейчас найти трудно. Например, не так давно площадка для строительства мойки была продана за $1 млн.! Еще один «больной» вопрос – экология. Если раньше владельцы моек использовали собственные системы канализации (их стоимость зависела от метража труб), то сегодня необходимы очистные сооружения. Современная очистная система обойдется примерно в $40 тыс.

В зависимости от типа автомойки,  подбирается оборудование. В Беларуси больше доверяют Karcher и мало знают об испанском, итальянском или российском оборудовании. Между тем, испанская и итальянская техника по качеству не уступает немецкой, а цена ее вдвое ниже. Встречается у нас и китайское оборудование, которое хотя и уступает немецкому в надежности, зато стоит в 3-4 раза дешевле. 

Хотя этот бизнес является устойчиво прибыльным, окупается он не сразу. Чтобы деньги стабильно «капали», прежде всего, нужно обеспечить ритмичную работу предприятия. Нормой считается мойка 4-х машин за два часа (т.е. примерно 30 мин. на каждую). Если учесть время на «раскрутку» и непредвиденные затраты, то на начальном этапе работы одна бригада мойщиков гарантированно принесет прибыль в размере чуть более $1 тыс. в месяц, что совсем немного. Поэтому в открытии однопостовой мойки нет экономического смысла. Бизнес здесь начинается, как минимум, с 5-ти постов и развития дополнительных услуг – химчистки, полировки и др., которые приносят неплохой доход.

Подробнее об этом – читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – образование и карьера. А из рубрики «Личный капитал» вы сможете узнать, как заработать на рынке облигаций.

Хотя облигации традиционно считаются низкодоходным и малорисковым активом, на них можно неплохо заработать

Облигации США и Германии традиционно наиболее популярны среди инвесторов, но в настоящее время эксперты дружно советуют частным инвесторам не вкладывать в них деньги. Дело в том, что сейчас они обеспечивают крайне низкую доходность. В частности, десятилетние американские бонды приносят менее 2% годовых, а немецкие и того меньше – 1,6%. Это меньше уровня инфляции в обеих странах. Нет особых надежд и на потенциальный рост их доходности, по крайней мере, Федеральная резервная система США заявляет, что не собирается поднимать ставки до 2014 года. 

С другой стороны, хотя обязательства многих стран считаются и не столь надежными, как бумаги США и Европы, их доходность порой может быть довольно высокой. А надежность многих эмитентов на самом деле не уступает надежности США и Германии. Так, например, Россия в марте 2012 года осуществила выпуск еврооблигаций в долларах. Их размещение оказалось очень удачным: $2 млрд. на 5 лет были получены под 3,25% годовых, еще $2 млрд. на 10 лет – под 4,5%, а $3 млрд. на 30 лет – под 5,625%. На мировом рынке это считается высокой доходностью. Аналогичные ценные бумаги Мексики и Бразилии в настоящее время размещаются под более низкий процент.

Можно найти страны, которые выпускают облигации и под более высокий процент, но это уже связано с более высоким риском инвестиций. В частности, Испания в апреле 2012 года  разместила свои десятилетние бонды с доходностью 5,74%. Есть и более высокие ставки. В частности, доходность 10-летних еврооблигаций Португалии в последние месяцы доходила почти до 14%. Подобные ставки уже являются более чем привлекательными, однако особенно увлекаться ими опасно, так как можно столкнуться с дефолтом. Что показывает пример Греции. 

Существует еще один способ увеличения доходности от вложения средств в облигации, правда, связанный с большим риском. Речь о спекулятивных операциях с облигациями. Дело в том, что различные страны время от времени попадают в состояние кризиса, в связи с чем цены на их бумаги существенно падают. Причем, далеко не всегда это оправдано, поскольку в большинстве случаев к дефолту это не приводит, и цены вскоре восстанавливаются. Поэтому, если приобретать такие облигации на минимуме их цены, можно хорошо заработать. За примерами далеко ходить не надо – подобная история произошла с белорусскими бондами в 2011 году.

Купив белорусские еврооблигации, например, в октябре 2011 года, и продав их в феврале 2012-го можно было заработать около 10% всего за 4 месяца! Даже сейчас покупать белорусские облигации резидентам Беларуси выгоднее, чем хранить валютные сбережения в белорусских банках. Достаточно сравнить доходность вкладов, скажем, в Беларусбанке (8% годовых) и облигаций Минфина (12%). Притом что надежность Минфина вряд ли уступает надежности банка.

Подробнее об этом – читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – образование и карьера.

Почему белорусские банки заинтересовались малым и средним бизнесом?

Еще несколько лет назад белорусские банки практически не воспринимали субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) в качестве перспективных клиентов. Основная конкурентная борьба на рынке банковских услуг велась за крупных промышленных гигантов, преимущественно из нефтяной сферы, энергетики, пищевой промышленности и других более или менее «благополучных» отраслей. А также – в розничном сегменте.

Однако теперь ситуация изменилась. Кризис наглядно показал, что государственная промышленность очень подвержена внешним рискам, и что платежеспособность госкомпаний больше зависит от стабильности экспортных поставок, нежели от внутреннего спроса. Население, чьи доходы после девальвации сократились практически вдвое, также «ужалось», и лишь МСБ продемонстрировал завидную (особенно – на фоне текущих экономических проблем) стабильность.

Мотивация банкиров в целом понятна. МСБ – быстрорастущий рынок, и хотя его игроки не могут похвастаться огромными оборотами (обычно банки относят к этой категории предприятия, чья ежегодная выручка не превышает $10 млн.), зато их много, и они очень «живучи»! Добавим сюда еще и большой потенциал. Сегодня, по некоторым оценкам, в малом и среднем бизнесе занято около трети активного населения Беларуси. В развитых странах эта цифра составляет около 50%, так что расти этот сегмент будет очень значительно. Тем более что, по некоторым данным, сегодня в банках кредитуются не более 10% малых и средних компаний.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь, к 2015 году доля малого и среднего предпринимательства в ВВП страны должна составить не менее 30%. Но главное – даже не это.

– В отличие от крупного, малый и средний бизнес – это диверсификация кредитных рисков для банка, – говорит Дмитрий Истомин, начальник Управления финансирования малого бизнеса ЗАО «МТБанк». – Все-таки возможность банкротства десяти небольших предприятий одновременно – гораздо менее вероятна, чем одного крупного. То же самое можно сказать и о риске потери клиента. К тому же, работа с МСБ – это разумный баланс затрат и доходности. Понятно, что легче сопровождать одного большого клиента, нежели 10 небольших компаний, но зато крупному клиенту легче «отжать» банк на снижение тарифов или ставок. А субъектам МСБ, прежде всего, важна скорость. Иногда они даже готовы заплатить чуть дороже, поскольку кредит им нужен «вчера».

Более высокую маржинальность работы с малым и средним бизнесом и меньшие риски отмечают представители практически всех банков. Поэтому, если еще недавно основными игроками в этом сегменте были небольшие банки «второго эшелона» – как правило, с иностранным капиталом, продвигавшие продуктовые линейки и кредитные линии ЕБРР и других международных финансовых организаций, то сейчас в эту борьбу включились крупные кредитные учреждения. Например, Белгазпромбанк, белорусские «дочки» Сбербанка, Росбанка, Внешэкономбанка и др. Как правило, у основных игроков этого рынка доля МСБ в кредитном портфеле составляет не менее 15-20% и имеет явную тенденцию к росту.

Подробнее об этом – читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – образование и карьера. А из рубрики «Личный капитал» вы сможете узнать, как заработать на рынке облигаций.

Нефтяная отрасль остается кормилицей не только для белорусского бюджета, но и для частных нефтяных компаний, получивших доступ к «трубе»

В прошлом году Беларусь экспортировала 15,6 млн. тонн нефтепродуктов на $12,5 млрд. Причем, благодаря беспошлинной поставке нефти из России, заметно увеличились физические объемы нефтяного экспорта – на 39,2% по сравнению с 2010 годом.

Нефтепереработкой в Беларуси занимаются два белорусских НПЗ – Мозырский и «Нафтан», а также «Белоруснефть», ЗАО «Белорусская нефтяная компания», «Гомельтранснефть Дружба», УП «Белорусский нефтяной торговый дом», а еще – частные компании-резиденты, которым правительство ежемесячно выделяет (или не выделяет) квоту на переработку нефти на белорусских НПЗ. Участвуют в дележе нефтяного «пирога» и российские компании, которые в прошлые годы перерабатывали около 50% всего объема поставляемой в Беларусь российской нефти.

Как правило, торговлей нефтепродуктами в Беларуси занимаются дочерние структуры российских нефтяных компаний: «Лукойл-Белоруссия» (материнская структура – НК «ЛУКОЙЛ»), «Белросальянс», (Группа «Альянс»), «ТНК-БиПи-Запад» (ТНК-ВР), «Татбелнефтепродукт» (Татнефть), «Газпромнефть-Белнефтепродукт» (Газпромнефть), «Славнефтехим» и «ИтераБелнафта» (НГК «ИТЕРА») и др. Лицензии в Беларуси также имеют компании, созданные с участием казахстанского капитала – «БелКазМунайГаз» и «БелАстана».

Кроме россиян, такие лицензии имеют и другие частные операторы – компании с белорусским или совместным капиталом: «Трайпл», «Трайпл-энерго», «Белнефтегаз», «Неонафта», «Нефтехимтрейдинг», «Астротрейдинг», «Юнивест-М», «Юнис ойл», «Сырьевые ресурсы-Бел», «Юнайтед Компани», «Интерсервис», «БелТрансОйл». Как отмечают в концерне Белнефтехим, несмотря на достаточно сложные условия поставок нефти и экспорта нефтепродуктов, а также на убыточность внутреннего рынка, количество нефтетрейдеров в Беларуси в прошлом году не только не снизилось, а напротив – увеличилось примерно на 20%.

По мнению экспертов журнала «Дело», поскольку условия нового нефтяного соглашения Беларуси и России делают белорусский внутренний рынок более привлекательным для иностранных операторов, это может стимулировать рост конкуренции как на внутреннем, так и на внешних рынках. Но пока внутренний рынок автомобильного топлива не приносит таких дивидендов, как зарубежный, вряд ли на нем следует ожидать роста активности частных компаний.

А вот ожидать усиления конкурентной борьбы белорусских и российских компаний за привлекательный украинский рынок, где цены на моторное топливо достигли европейского уровня, скорее всего, следует. В 2011 году Беларусь стала крупнейшим игроком на нефтерынке Украины –отечественные компании поставили в эту страну 2,8 млн. т. нефтепродуктов. А доля нефтепродуктов в общем объеме белорусского экспорта в Украину составила около 65%. Причем, основной объем поставок нефтепродуктов в Украину приходится на два белорусских НПЗ, ПО «Белоруснефть», а также дочернюю структуру холдинга «Трайпл» Юрия Чижа – компанию «Трайпл-Энерго».

Подробнее об этом – читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – образование и карьера. А из рубрики «Личный капитал» вы сможете узнать, как заработать на рынке облигаций.

Подъем белорусской экономики возможен только при условии сохранения жесткой финансовой политики

Девальвация 2011 года уменьшила национальный капитал в Беларуси на 66-70%. Но это фактическое разорение белорусский бизнес пережил на удивление стоически. И теперь активно отыгрывает потери на своих потребителях. В результате c начала 2012 года чистая прибыль отечественных компаний по сравнению с 2011 годом выросла в 4,1 раза!

Если использовать традиционные методы экспертной оценки, то формально белорусская экономика сейчас находится в фазе стабилизации. Основные макроэкономические показатели более или менее сбалансированы, безработицы – нет. Обменный курс рубля также стабилизировался и частично даже ревальвировался – с почти Br9 тыс. за $1 до Br8 тыс. Невероятно, но факт: наиболее прибыльным по итогам первого квартала 2012 года является… сельское хозяйство. Его рентабельность за 2 первых месяца составила 15,3%, тогда как в промышленности – 9,6%! Для сравнения: в 2011 году прибыльность промышленности в начале года составляла всего 6,5%, а сельского хозяйства – 8%.

–Но хотя тенденции оздоровительного роста экономики очевидны, вместо того, чтобы этот рост стимулировать и продолжать политику жесткой экономии, мы опять наступаем на старые грабли в виде повышения зарплат, – считает эксперт журнала «Дело, экономист Леонид Заико. – В результате всего за 2 месяца 2011 года дефицит бюджета приблизился к 4,8%. К сожалению, Беларусь не выдержала теста на самостоятельность и к 2012 году набрала внешних долгов в среднем по $3400 на каждого жителя страны. При этом так развратила самих себя дешевыми деньгами, что норма сбережений упала ниже 5%. С такими внутренними накоплениями никакого рывка вперед не сделаешь.

Можно сказать, что мы снова на распутье. Но при этом в правительстве нет единства мнений и общей логики действий. Более того, оценка ситуации «пляшет» в зависимости от развития событий в той или иной отрасли. Между тем, по мнению экспертов журнала «Дело», выбирать особенно не из чего: надо просто твердо придерживаться подходов, которые сформировались в начале года. Не «играть» с деньгами и доходами населения и уходить от популистской социальной политики. Которая уже привела к тому, что с начала года ВВП в стране прирос на 3%, а покупки домашних хозяйств при этом выросли на 7,4%. То есть темпы потребления опять опережают темпы производства!

Подробнее об этом – читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – образование и карьера. А из рубрики «Личный капитал» вы сможете узнать, как заработать на рынке облигаций.

Анонс майского номера журнала "Дело"

21.by  
←Пикет официальных профсоюзов в поддержку Марии Циблиенко возле суда в Минске

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика