Белорусские пояса и рушники: белорусам дорого, русским - нет

Источник материала:  
21.05.2012 12:24 — Новости Общества

Белорусские пояса и рушники: белорусам дорого, русским – нет

  • Наталья Костюкевич, TUT.BY

Чтобы взять Гран-при на конкурсе по ткачеству, нужно родиться в деревне. Где каждый дом – неофициальный музей народных промыслов. И пока учишься ходить и говорить, смотреть, как мама за станком ткет красным по белому. А "як паднімешся", сесть за станок самой. Раз и навсегда. В этом секрет победы в конкурсе по ткачеству Валентины Киени, народного мастера Беларуси. Именно она 20 мая удостоилась самой высокой награды на третьем областном празднике-конкурсе "Млечны шлях ад рук бабулі", который прошел в деревне Семежево Копыльского района, где и побывал корреспондент TUT.BY.
 
На часах 11.10. Буквально через несколько минут официально откроют праздник-конкурс. В зрительном зале под открытым небом - преимущественно бабушки. Некоторые из них с ландышами в руках.
 
Деревня Семежево издавна известна своими поясами и рушниками. Более того, она входила в состав Слуцкого повета. И, по словам Валентины Шураковой, директора Копыльского районного краеведческого музея, никто не поспорит, что местные ткачи приложили руку к слуцким поясам. Правда, никто из современных мастеров секрета создания легендарных поясов не знает.
 
Сегодня участников конкурса ткачества оценят и наградят по 13 номинациям. Самая престижная из них – Гран-при.
 
Солнце припекает. Из колонок доносятся колоритные белорусские песни. На звуки музыки собираются "себя показать и на других посмотреть" местные жители. Тем временем на траве возле импровизированной сцены распаковывают свои куфры народные мастера и умельцы. Сюда съехалось около 70 представителей со всех регионов Минской области.
 
Белорусские пояса и рушники: белорусам дорого, русским - нет
 
Мастерица Александра Протащик приехала из деревни Старые Дороги Стародорожского района. Всю свою сознательную жизнь она создает рушники. На продажу они идут редко. А если кто-то и покупает, то чтобы "справіць вяселле". Сегодня мастерица не только примет участие в конкурсе, но и попробует продать несколько своих вышитых работ. Потенциальные покупатели появляются, как по волшебству.
 
- Сколько стоит рушник? - спрашивает бабушку Нина Андреева. Женщина приехала сюда из России к родным и решила зайти на праздник.
 
Бабушка называет цену не сразу и как-то стесняясь:
 
- Дорого стоит… 65 тысяч…
 
- Какое ж это дорого?! – хлопает в ладоши от удивления гостья.
 
Белорусские пояса и рушники: белорусам дорого, русским - нет
 
Для россиянки цены на изделия белорусских ремесленников приемлемые. Она не скрывает, что готова скупить здесь все. Но больше всего Нину удивляют не столько пояса и рушники. А то, как девочки-подростки на ее глазах их ткут. "25 лет прожила на севере России и никогда ничего подобного не видела!" - отмечает она.
 
Белорусские пояса и рушники: белорусам дорого, русским - нет
 
Я перемещаюсь от одного ткацкого станка к другому. Женщина в национальном строе рассказывает о божественных свойствах сорочек из тканых полотен. Возле нее собирается толпа благодарных слушателей.
 
...Мой взгляд остановился на статном мужчине в вышиванке. Это Сергей Выскварка, заведующий организационно-творческим отделом Любанского районного Центра культуры. В его руках конструкция из деревянных палок.
 
Белорусские пояса и рушники: белорусам дорого, русским - нет

- С ее помощью ткут пояса на стене. Это необычный способ ткачества. Правда, немного позабытый в нашем районе, – рассказывает мастер и показывает, какой узор можно сделать на станке.
 
Белорусские пояса и рушники: белорусам дорого, русским - нет
 
Около Сергея красуется настоящая экспозиция поясов. Их за месяц соткала мастерица из Центра культуры, где работает мужчина. - Если рука набита, то один такой пояс можно соткать всего за 6 часов, - уточняет он.
 
Белорусские пояса и рушники: белорусам дорого, русским - нет
 
- А сколько он стоит? – интересуюсь я.
 
- Это смотря кому продавать, - улыбается Сергей. – Если человек бедный, а ему действительно нужно, то продадим дешево. На Россию такие пояса шли по 200 долларов за штуку, - говорит он.
 
По словам мастера, россиян больше, чем белорусов, интересуют именно настоящие пояса или их точные копии. Сергей предполагает, что это связано с тем, что у соседей меньше мастеров, которые умеют ткать по старинным славянским традициям.
 
…Чтобы приехать на конкурс из деревни Избино Вилейского района семья мастеров Дубяго проснулась в 6 утра. В этой семье плести пояса умеют все. Родители передают свои навыки детям.
 
- Витые пояса на два метра считаются самыми простыми. Их мы продаем по 15 тысяч. Для россиян все цены на изделия обычно в два раза выше, - говорит Оксана Дубяго, методист-мастер Вилейского районного дома ремесел.
 
Белорусские пояса и рушники: белорусам дорого, русским - нет
 
Я вижу, как люди сосредоточились возле станка народного мастера Беларуси Валентины Киени. Она учит зарубежного гостя, президента и исполнительного директора Международной профессиональной ассоциации хозяев сельских усадеб США Джея Кэрена ткать рушник. У него не сразу получается. Мастерица советует ему: "Моцна! Моцна!". Не зная белорусского языка, американец понимает Валентину с полуслова, и начинает ткать сильнее.
 
Белорусские пояса и рушники: белорусам дорого, русским - нет
 
На местном празднике можно встретить тайных ткачих. Они не участвуют в конкурсе, но если спросить, есть ли у них дома куфар с рушниками и абрусами, вам ответят, что есть. Зинаида Мацюкевич всю жизнь прожила в деревне Семежево. Хоть она и пришла на праздник, смотреть на рушники “вельмі інцярэсу няма”. “У нас спрадвеку гэта вядзецца. Тут у каждай хаце мошчныя куфры, і яны без дзействія. Як былі маладымі, дык гэтым тут усе займаліся”, - рассказывает она.
 
Пока гуляешь среди станков и разговариваешь с мастерами, складывается ощущение, что участников здесь больше, чем гостей. Для объективности сравниваю свои впечатления с впечатлениями девушки, приехавшей на праздник из Минска. Она подтверждает мои мысли. И добавляет, что самому сюда не так легко добраться. Она, например, приехала на автобусе вместе с жюри конкурса.
 
К 16.00 должны подвести итоги соревнования. Время приближается к красной черте. Судя по количеству зрителей, к концу мероприятия дошли самые стойкие. В большинстве своем те, кто через несколько минут удостоится памятных дипломов и подарков.
 
…Несколько секунд. Ведущий напоминает, что судили конкурс честно. И Гран-при уходит народному мастеру, местной жительнице Валентине Киене. Лучше нее в создании рушников по уникальной местной технике закладного ткачества здесь нет никого. Создать такой рушник она может за три недели. Это при условии, если каждый день только и ткать. На вопрос, сколько стоит такое изделие, победительница ответила: "Ой, дорага ён каштуе, але прадаюць задзёшава. Адзін чалавек прысылаў свае ніткі і папрасіў нас пакрывала саткаць. Дык толькі за работу даў мне і яшчэ адной ткачысе 500 тысяч. Бачыце, як дорага яму абыйшлося?”

Белорусские пояса и рушники: белорусам дорого, русским - нет

Белорусские пояса и рушники: белорусам дорого, русским - нет

Белорусские пояса и рушники: белорусам дорого, русским - нет

Белорусские пояса и рушники: белорусам дорого, русским - нет

Белорусские пояса и рушники: белорусам дорого, русским - нет

Белорусские пояса и рушники: белорусам дорого, русским - нет

Белорусские пояса и рушники: белорусам дорого, русским - нет

Белорусские пояса и рушники: белорусам дорого, русским - нет

Белорусские пояса и рушники: белорусам дорого, русским - нет

Автор благодарит за возможность посетить праздник-конкурс ткачества Валерию Клицунову, председателя правления БОО "Отдых в деревне"
←К четвергу в Беларуси похолодает

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика