Между фундаментальным и практико-ориентированным обучением должна быть золотая середина - Бачила
Источник материала: БелТА
20.05.2012 15:31
—
Новости Общества
20 мая, Минск /Светлана Савко - БЕЛТА/. Между фундаментальным и практико-ориентированным обучением должна быть золотая середина. Такое мнение корреспонденту БЕЛТА высказал начальник Академии Министерства внутренних дел Беларуси Владимир Бачила.
Советская педагогическая школа, традиции которой до сих пор сильны на территории СНГ, предполагала, что необходимые знания нужно донести до каждого обучающегося, независимо от уровня его индивидуальной подготовки. Европейская же - ориентирована на сильного и делает упор на практические навыки, сказал начальник академии. В результате - за одну и ту же лекцию или занятие зарубежные преподаватели дают на 15-20% материала больше по сравнению с постсоветскими. Но сейчас за рубежом наметилась тенденция, чтобы предоставлять курсантам и больший объем фундаментальных знаний.
"Очевидно, что нам в свою очередь нужно найти золотую середину между фундаментальным и практико-ориентированным обучением. Разорвать обучающую триаду - знания, умения и навыки - нельзя. Но на первом месте, на мой взгляд, стоят все же знания, которые формируют интеллект, способность логически размышлять, анализировать ситуацию, самостоятельно учиться", - подчеркнул Владимир Бачила.
В последние годы в академии перестраивают методику преподавания некоторых дисциплин. Совершенствуют, например, стрелковую подготовку. Создают полигоны, где условия стрельбы максимально приближены к реальной ситуации, в которой сотрудникам милиции приходится применять оружие. Навыки рукопашного боя курсанты также отрабатывают в специальных помещениях, имитирующих узкие лестничные клетки, подвалы, чердаки и т.д. Примерно 20-30% занятий курсанты проводят в милицейской форме, а не в спортивной, которая не стесняет движений.
Кроме того, Академия МВД лидирует среди белорусских вузов в создании электронных учебно-методических комплексов, внедряет в учебный процесс другие мультимедийные технологии.
Но коренных преобразований белорусская система подготовки кадров для правоохранительных органов, по мнению Владимира Бачилы, не требует. "Мы не то что не отстаем от других полицейских вузов Европы и СНГ, но по некоторым позициям даже впереди. Уровень фундаментальной подготовки высок - это большой плюс", - пояснил он, добавив, что Академия МВД Беларуси, в частности, является базовой организацией государств-участников СНГ по подготовке, повышению квалификации, переподготовке кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми.
Владимир Бачила предпочитает воздерживаться от оценок профессиональной подготовки выпускников вуза. Это прерогатива комплектующих органов, которые спустя год после очередного пополнения высказывают свои мнения и замечания насчет профессионализма молодых офицеров милиции, считает он. Качество теоретической подготовки нареканий, как правило, не вызывает. Что касается практических навыков и умений, то здесь градация следующая: 40-45% выпускников получают оценку "отлично", примерно столько же "хорошо", все остальные - "удовлетворительно".
В целом это неплохие результаты, но в академии работают над тем, чтобы их улучшить. При этом новые требования предъявляются не только к курсантам, но и к преподавателям, которые помимо прочего должны обладать серьезным практическим опытом работы, отметил Владимир Бачила. Вместе с тем многое, как и прежде, зависит от того, насколько мотивированны к учебе сами молодые люди.
Академия МВД - член Ассоциации высших учебных заведений МВД государств-участников СНГ. Кроме того, участвует в качестве приглашенной в работе CEPOL (Европейского колледжа полиции) и AEPC (Ассоциации европейских колледжей полиции). В прошлом году академия вступила в Международную ассоциацию полицейских академий INTERPA (Турция). Участие в работе этих объединений позволяет помимо прочего сравнить организацию образовательного процесса в полицейских вузах на постсоветском пространстве и в Европе, отметил Владимир Бачила.
Советская педагогическая школа, традиции которой до сих пор сильны на территории СНГ, предполагала, что необходимые знания нужно донести до каждого обучающегося, независимо от уровня его индивидуальной подготовки. Европейская же - ориентирована на сильного и делает упор на практические навыки, сказал начальник академии. В результате - за одну и ту же лекцию или занятие зарубежные преподаватели дают на 15-20% материала больше по сравнению с постсоветскими. Но сейчас за рубежом наметилась тенденция, чтобы предоставлять курсантам и больший объем фундаментальных знаний.
"Очевидно, что нам в свою очередь нужно найти золотую середину между фундаментальным и практико-ориентированным обучением. Разорвать обучающую триаду - знания, умения и навыки - нельзя. Но на первом месте, на мой взгляд, стоят все же знания, которые формируют интеллект, способность логически размышлять, анализировать ситуацию, самостоятельно учиться", - подчеркнул Владимир Бачила.
В последние годы в академии перестраивают методику преподавания некоторых дисциплин. Совершенствуют, например, стрелковую подготовку. Создают полигоны, где условия стрельбы максимально приближены к реальной ситуации, в которой сотрудникам милиции приходится применять оружие. Навыки рукопашного боя курсанты также отрабатывают в специальных помещениях, имитирующих узкие лестничные клетки, подвалы, чердаки и т.д. Примерно 20-30% занятий курсанты проводят в милицейской форме, а не в спортивной, которая не стесняет движений.
Кроме того, Академия МВД лидирует среди белорусских вузов в создании электронных учебно-методических комплексов, внедряет в учебный процесс другие мультимедийные технологии.
Но коренных преобразований белорусская система подготовки кадров для правоохранительных органов, по мнению Владимира Бачилы, не требует. "Мы не то что не отстаем от других полицейских вузов Европы и СНГ, но по некоторым позициям даже впереди. Уровень фундаментальной подготовки высок - это большой плюс", - пояснил он, добавив, что Академия МВД Беларуси, в частности, является базовой организацией государств-участников СНГ по подготовке, повышению квалификации, переподготовке кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми.
Владимир Бачила предпочитает воздерживаться от оценок профессиональной подготовки выпускников вуза. Это прерогатива комплектующих органов, которые спустя год после очередного пополнения высказывают свои мнения и замечания насчет профессионализма молодых офицеров милиции, считает он. Качество теоретической подготовки нареканий, как правило, не вызывает. Что касается практических навыков и умений, то здесь градация следующая: 40-45% выпускников получают оценку "отлично", примерно столько же "хорошо", все остальные - "удовлетворительно".
В целом это неплохие результаты, но в академии работают над тем, чтобы их улучшить. При этом новые требования предъявляются не только к курсантам, но и к преподавателям, которые помимо прочего должны обладать серьезным практическим опытом работы, отметил Владимир Бачила. Вместе с тем многое, как и прежде, зависит от того, насколько мотивированны к учебе сами молодые люди.
Академия МВД - член Ассоциации высших учебных заведений МВД государств-участников СНГ. Кроме того, участвует в качестве приглашенной в работе CEPOL (Европейского колледжа полиции) и AEPC (Ассоциации европейских колледжей полиции). В прошлом году академия вступила в Международную ассоциацию полицейских академий INTERPA (Турция). Участие в работе этих объединений позволяет помимо прочего сравнить организацию образовательного процесса в полицейских вузах на постсоветском пространстве и в Европе, отметил Владимир Бачила.
БелТА (оригинал новости)