Белорусским учителям иметь собственное мнение не полагается
Фоторепортаж журналистов сетевого издания 34mag о жизни молодой учительницы Дукорского учебно-педагогического комплекса детский сад-средняя школа вызвал бурю возмущения у руководства учебного заведения. Не может, мол, школьник в Дукоре зевать на уроке, а мама детсадовца заниматься при ребенке сексом…
История, которую вот уже несколько дней активно обсуждают в Байнете, начиналась так. Журналистов из 34mag заинтересовала личность молодой учительницы Анастасии Поповой, которая после окончания вуза сама захотела работать в деревенской школе. Решение для наших времен, согласитесь, необычное. Вот журналисты и решили выяснить, каково это — приехали к Насте в школу, поговорили с ней, с детьми, посмотрели деревню. С впечатлениями от поездки можно ознакомиться в репортаже «Дукора style. Школа жыцця».
Статью перепечатал портал TUT.by, и Анастасия, что называется, проснулась знаменитой, на что, по ее словам, «совсем не рассчитывала». А учителя школы почувствовали себя оскорбленными и написали через несколько дней гневное письмо на TUT.by. Сотрудники школы пишут, что факты, изложенные в статье, искажены: «До слез обидно, что молодые люди в таком негативном свете представили жизнь учреждения образования».
Старшее поколение дукоравских педагогов (по собственной ли воле или по звонку из вышестоящей инстанции) обиделось на Анастасию и коллективно решило отказать ей в праве иметь собственное мнение и высказывать его. Молодая учительница, ничего не добавляя от себя, но и не пряча неприглядности, поделилась своими впечатлениями о работе в сельской школе и жизни в деревне.
Например, Анастасия рассказала, что когда пришла в школу, дети «ничего не знали». В комментарии для Naviny.by девушка пояснила, что имела в виду неподготовленность учащихся по своему предмету — истории. Ну не знали дети, сколько областей в Беларуси! И молодую учительницу это впечатлило.
«На самом деле школа живёт другой жизнью, — написали дукоровские учителя в письме на TUT.by. — В настоящее время одиннадцатиклассники готовятся к поступлению в вузы и достойно защищают честь школы в различных олимпиадах и конкурсах. Так, в этом году ученица 11 класса Реутская Анастасия заняла второе место в районной олимпиаде по белорусскому языку и третье место по немецкому языку. Ее одноклассница Лещенко Яна стала первой вице-мисс районного конкурса «Мисс БРСМ». На районной научно-практической конференции по русскому языку ученица 10 класса Юлия Сиротко заняла второе место».
Всё это замечательно, и можно только порадоваться за дукоровских школьников, но к претензиям в адрес молодого педагога это не имеет никакого отношения. Анастасий Поповой не в чем оправдываться — она не сказала о своей школе, коллегах и детях ни одного плохого слова. А истории, рассказанные Настей журналистам — не выдумки, а жизнь. Такая, какая она есть — с неполными семьями, пьяными родителями, с учениками, которые не могут и одного слова без ошибки написать и предел мечтаний которых — покататься на мотоцикле.
Такая история, как в Дукоре, могла случиться, где угодно, и ополчившиеся на Анастасию за ее откровенность старшие коллеги отреагировали бы точно также. Это сработал имеющийся у части общества защитный механизм, который позволяет комфортно жить даже в условиях полного подавления чувства собственного достоинства.
Подавляющее большинство из тех, кто работает на государство и зависит от него, привыкли не высовываться, чтобы не получить по голове; привыкли делать вид, что всё хорошо; привыкли тыкать пальцами и бросать камнями в тех, кто заявляет, что так жить нельзя…
Родители дукоровских школьников тоже заняли обвинительную позицию. Напрямую Анастасии они ничего не говорят, но от руководства школы требуют, чтобы молодого педагога отстранили от ведения выпускного вечера.
Судя по тому, что говорят в школе, можно сделать вывод, что родители просто не могут простить девушке рассказанную ей историю об откровениях четырехлетнего мальчика, который объяснил опоздание в детский сад тем, что его мама «письку смактала» незнакомому дяде. Неужели педагоги не знают, что маленькие дети что видят, то и говорят? Или может в Дукоре живут одни монашки, а детей находят в капусте?
Есть претензии у дукоровских педагогов и родителей и к фоторепортажу из их школы. Мол, не может ребенок сидеть с открытым ртом на уроке. Это о мальчике, который всего-то зевнул и был запечатлен в этот момент. Можно спорить, стоит ли публиковать такие снимки, однако что за криминал — зевнуть и не прикрыть рот рукой?
В беседе с руководством школы Naviny.by придерживались мнения, что на фотографиях дукоровские школьники выглядят как нормальные дети: это ведь школа, а не казарма! Но нас не захотели понять. Как и не захотели понимать и Анастасию Попову, и сделавших о ней репортаж журналистов из 34mag.
«Коллектив и родительская общественность намерены обратиться в правоохранительные органы для привлечения к ответственности автора материала», — вот строки из письма учителей.
Анастасия Попова говорит, что пока работает в обычном режиме. Однако летом у молодой учительницы заканчивается контракт, и хотя ее «инквизиции не предали», «глупо надеяться на то, что я смогу продолжить работу в этой школе».
В школе ее попросили написать объяснительную, других последствий публикация пока для нее не имела. Как поступит школа далее, покажет время. Похоже, что на администрацию давят сверху: в Дукоре уже побывала комиссия Минобразования.
В объяснительной записке Анастасия Попова написала, что в интервью 34mag высказывала личное мнение и ни в коем случае не хотела оскорбить или задеть чье-то достоинство или профессиональные качества коллег. Девушка подчеркивает, что не назвала ни одной фамилии.
Также Попова отмечает, что перед публикацией не была ознакомлена с текстом статьи, поэтому некоторые сказанные ею фразы воспринимаются двояко или изложены некорректно. Попова сожалеет, что текст интервью с ней не был согласован. При этом она не планирует каким-то образом конфликтовать с 34mag.
В редакции сетевого издания 34mag корреспонденту Naviny.by сказали, что до сих пор не услышали ни одной внятной претензии к материалу. Сразу после выхода статьи они готовы были пойти навстречу и внести правки в текст, если что-то действительно не соответствовало истине. Но «потерпевшей стороне» не понравился сам материал в целом.
«Скорее всего, — отмечают журналисты, — потому что молодым у нас позволено открывать рот только в присутствии понятых. Редакции «давали несколько минут» на то, чтобы страница исчезла с сайта, параллельно писался боевой листок на TUT.by, из которого понятно, о какой конкретно «деловой репутации учреждения» идет речь».
«Так вот, мы не готовы поддерживать абсурдные методики и практики. Мы не стенгазета, откуда можно вырезать ножницами статью без видимых на то причин. Наша профессиональная совесть чиста. Разумеется, журналисты провели день в школе с разрешения директора, разумеется, директор знал, что это журналисты, и какое издание они представляют. Все цитаты, вошедшие в репортаж, и сопутствующие переговоры есть на диктофонной записи. Жаль, конечно, что вместо того, чтобы купить в школьную столовую комплект керамических тарелок, серьезные люди уже неделю занимаются пиаром не самой выдающейся нашей статьи», — говорится в заявлении 34mag.
Елена СПАСЮК